1
Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к механизмам откидывания судовых движительных колонок.
Известен механизм откидывания судовой движительной колонки, содержащий гидроци- линдр, у которого корпус шарнирно соединен с транцевой опорой судна, а полый шток шанирно соединен с откидным корпусом колонки, и замок заднего хода, открывающийся подачей рабочей жидкости в гидроцилиндр. Однако такой механизм откидывания выполнен в виде сложной системы рычагов и защелок, расположенных снарзжи движитель- ной колонки, что снижает надежность работы механизма в сложных условиях эксплуа- тации и ухудшает внешний вид колонки.
Цель изобретения - упрощение конструкции механизма откидывания и повышение надежности и компактности.
Для этого замок заднего хода встроен в корпус гидроцилиндра, а шток последнего выпoлJieн с радиальными отверстиями, причем замок заднего хода снабжен подвижными запирающими элементами, расположенными в радиальных отверстиях штока, и под-
пружиненным плавающим поршнем, расположенным в полости штока, при этом внутренняя часть корпуса гидроцилиндра и плавающий поршень выполнены с профилированными пверхностями, с которыми взаимодействуют запирающие элементы.
Запирающие элементы могут быть выполнены в виде шариков, а профилированные поверхности корпуса гидроцил1шдра и плавающего поршня могут быть выполнены коническими, причем угол конуса профилированной поверхности корпуса гидроцилиндра больще угла конуса профилированной поверхности плавающего порщня.
Для контроля за состоянием замка заднего хода механизм снабжен сигнализатором, взаимодействующим с плавающим поршнем.
На фиг. 1 изображена движительная колонка с механизмом откидывания; на фиг.2 механизм откидывания в разрезе.
Механизм откидывания устанавливается на движительной колонке 1, прикрепленной к транцу 2 судна с помощью опорной плиты 3 и приводимой от двигателя 4. 1 1сханизм oTKnAbThaiiLit содержит корпус силового пщрэиилннд;-.::: 5 с проушиной 6, ишрнирно liiHTKjeTi.if-jiHoft к опорной плите 3. В корпус гидроцилпндра встроен замок задпего хода, внутри корпуса гидроцилиндра расположен шток 7, снабженный проушиной 8, шарнирис прикренленной к корпусу колоякт;. Для улучшения работы колонки устанавливаются по обоим ее бортам два гидроиилшщра (на чертеже не показаны). Для подвода к гидроцилиндру рабочей сре ды служат насос 9, трубопроводы 10, клапан 11 и отверстие 12 в корпусе гидронилшщра. Шток 7 имеет внутренюю полость 13, в которой расположен плавающий поршень 14 с пружшюй 15 и регулировочным вш1том 1 11лайаю1Ч11И поршень 14 уплотнен в штоке уплотняющим кольцом 17, Носовая часть плаваюш.его поршня 14 имеет конусную рабочую поверхность 18 с углом конуса 30 . В цилиндрической части плаваюш.его поршн имоотсявытя1гутая в осевом направлении прореоь 19, сквозь которую проходит штифт 20, сакреиленпый в штоке 7 и предназначенный для ограничения хода поршня 14 вдоль внут ренней полости штока 7. В носовой части полого штока 7 имеютс расположенные на равных расстояниях по окружности радиальные отверстия 21, в которых установлены запирающие элементы - твердые стальные шарики 22. В носовой части гидроцилиндра расположена рабочая полость 23, в которую через отверстие 12 может подаваться рабочая жидкость от насоса 9. Цилиндрическая расточка гидроцилшщра в районе рабочей полос ти 23 заканчивается участком конусной рабочей поверхности 24 с углом конуса 10О Шарики 22 могут взаимодействовать с упомянутыми конусными поверхностями 18 и 24 и образуют вместе с ними замок заднегу хода, запирающим органом которого является подпружиненный плавающий поршен 14. Требуемое для удержания колонки усилио обеспечивается пружиной 15 с регулировочным винтом 16. Для уменьшения габаритов и требуемого усилия пружины 15 конусная поверхность 24 гидроцилшщра в районе вза имодействия с шариками имеет больший уго конуса, чем конусная поверхность 18 нла- ваюшего поршня 14. К носовой части гидроцилиндра 5 прикре лен сигнализатор - конечный вьгключатель 25, снабженный контактным упором 26, который взаимодействует с плавающим поршнем 14. На опорной плите колонки установ-60 лен выключатель 27, предлазначегшый для сигнализации о полном откидывании колонки. Механизм откидывания колэ} ки работает следующим образом При необходимости освобождения движктельной колонки (например, перед пoдвDш ым препятствием) замок заднего хода отключается включением насоса 9 и пэдачей Г--бочей жидкости от него по трубопроводам 10 и отверстию 12 в рабочую полость 23 гидроцилиндра. Давлением рабочей жидкости плавающий поршень 14 отжимается в полость 13 штока 7, отходит от шариков 22, освобождает их и упирается в установочный штифт 20. Контактный упор 26, перемещаясь за плавающим поршнем, воздействует на выключатель 2о, который подает сигнал на пульт управления (на чертеже не показан) об отключении замка заднего хода. Этот же сигнал останавливает насос 9 и замыкает с помощью клапана 11 рабочую жидкость в полость 23 гидроцилиндра. Для включения замка хода открывают клапшт 11, жидкость иод действием пружины 15 вытесняется из полости 23 плаваюшим поршнем 14, который вместе с шариками 22 занимает исходное положение. В случае необходимости пр1и удительного откидывания колонки ласос 9 включают через другую цепь, которая не размыкается выключателем 25 и не воздействует на клапан 11 до полного откидывания колонки. В этом случае после отключен Я замка заднего хода продолжается работа насоса 9, и рабочая жидкость, поступающая в корпус гидроцилиндра, вытесняет UJTOK 7, перемещая колонку в откинутое положение. При достижении максимального угла откидывания колопка нажимает на выключатель 27, который отключает насос 9 и замыкает с помощью клапана 11 рабочую жидкость в полости 23 гидроцил1шдра, удержлшая колонку в oTKifflyTOM полол-сении. При открытии клапана 11 колонка под действием собственного веса возвращается в вертикальное положение, при этом шток 7 вытесняет рабочую жидкость из полости 23 и за1П1мает исхошюе положение. При ударе колонки на переднем ходу о нодБодное препятствие возникает сила, превышающая силу упора гребного винта, на которую отрегулирован замок заднего хода. При этом шток 7 через радиальные отверстия 21 с большой силой давит на шарики 22, которые под действием этой силы смешаются по конусной поверхности 24 гидро- цилиндра по направлению к оси штока 7 и. нажимая на конусную поверхность 18 пла- вающего nopimiH 14, перемещают его и сжи мают пружину 15. Сместившись по направлению к оси штока 7, шарики 22 не препятствуют передвижению штока в гидроци- линдре, т.е. не препятствуют откидыванию колонки. После прохождения подводного препятствия колонка под действием упора гребного винта и собственного веса возвращается в вертикальное положение; при этом шток 7 вдвигается в гидроцилиндр 5, шарики 22 раз двигаются конусной поверхностью 18 плаваю щего поршня 1.4 и замок замыкается. Предлагаемый механизм откидывания судовой движительной колонки отличается ком пактностью, отсутствием внешних подвижных элементов и малым количеством деталей, чтс способствует повышению его надежности. Возможность отключения замка заднего хода по желанию водителя также повышает надежность движительной колонки при движении по мелководью или при подходе к необследованному берегу. Формула изобретения 1. Механизм откидывания судовой движи гельиой колонки, содержащий гидроцилиндр, у которого корпус шарнирно соединен с тран цевой опорой cymia, а полый шток шарнирно соединен с oткиднь корпусом колонки, и замок заднего хода, открывающийся подачей рабочей жидкости в гидроцил1шдр, о т л i - чающийся тем, целью упрощения конструкции и повышения надежности п компактности, замок заднего хода встроен в корпус гидроциливдра, а шток послод;1его выполнен с радиальными отверстиямл, причем замок заднего хода снабжен подвижными запирающими элементами, расположенными в радиальных отверстиях штока, и подпружиненным плавающим поршнем, расноложенным в полости щтока, нри этом внутренняя часть корпуса гидроцил1шдра и плавающий порщень выполнены с профилированными поверхностями, с которыми взаимодействуют запирающие элементы. 2.Механизм по п.1, о-т л и ч а - щ и и с я тем, что запирающие э.1еме);ть; выполнены в виде шариков, а профилированные поверхности корпуса гидрошшиндпл и плавающего поршня выполнены коническими, причем угол конуса профилпрованной iioiiopxности корнуса гидроцилиндра больше угла конуса профилированной поверхности плавающего поршня. 3.Механизм по п.1, о т л ц ч а KJ щ и и с я тем, что.с пель;О обеспоче;;;1я восл;о ;ности контроля за состоянием с,ах;ка о-;ц)юг .) хода, он о абжон сигнализатор:.м, во П .модействуюшим с плавающим поршнем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Откидная поворотная колонка | 1982 |
|
SU1104049A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАКТОРА | 1972 |
|
SU328845A1 |
Движительно-рулевой комплекс | 1987 |
|
SU1539140A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАМОК | 1966 |
|
SU185657A1 |
СИЛОВОЙ ГИДРОЦИЛИНДР ДВУСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ | 2002 |
|
RU2278304C2 |
ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЦИЛИНДР С ЗАМКАМИ В КРАЙНИХ ПОЛОЖЕНИЯХШТОКА | 1971 |
|
SU421807A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 1996 |
|
RU2107642C1 |
Многоступенчатый телескопический гидроцилиндр | 1986 |
|
SU1388591A1 |
Устройство для введения препаратов | 1985 |
|
SU1452525A1 |
Гидроцилиндр с замком | 1976 |
|
SU615259A1 |
Авторы
Даты
1976-08-25—Публикация
1975-01-06—Подача