Изобретение относится к авиационной технике, в частности к креплению поворотных пилонов, устанавливаемых в поворотных консолях крыла.
Известны узлы крепления поворотных пилонов, содержащие верхнюю и нижнюю опоры, в которых установлены подшипники, расположенные в выделенной от топлива воздушной полости консоли крыла [1].
Известный узел крепления поворотного пилона имеет эксплуатационные недостатки, заключающиеся в трудоемкости разборки и сложности регулировки, особенно в крыле, заполненном топливом.
Цель изобретения - улучшение условий монтажа и демонтажа поворотных пилонов без нарушения герметичности крыльевого топливного бака, а также быструю замену уплотнений в гермоузлах устройства.
Для этого корпус предлагаемого узла выполнен в виде втулки с прикрепленными к обшивке крыла фланцами, скрепленными двумя ребрами, образующими воздушную полость прокладки коммуникаций. Внутри втулки образована ограниченная буртами полость с окном, в которую помещен рычаг, соединенный с установленным во втулке стаканом крепления шкворня, подшипники скольжения которого установлены на концах втулки и контактируют с пружинами узлов уплотнений, уплотнительные кольца которых упираются в бурты втулки, а к верхнему фланцу втулки прикреплена крышка.
На фиг. 1 приведена схема управления поворотным пилоном; на фиг. 2 - узел крепления пилона в плане; на фиг. 3 - разрез по А-А по узлу крепления пилона.
Узел крепления поворотного пилона 1 содержит корпус 2, в который установлены подшипники скольжения 3 и 4, имеющие поверхности 5 и 6, относительно которых происходит вращение стакана 7 с насаженным на него рычагом 8 управления поворотным пилоном и узлы гермоуплотнения.
Назначение корпуса - размещение деталей, обеспечивающих вращение шкворня 9 поворотного пилона 1, передачу нагрузок, действующих на подвесную систему на элементы конструкции крыла, герметичность срединения. Конструктивно корпус 2 выполнен в виде втулки с верхним 10 и нижним 11 фланцами, которые предназначены для крепления устройства в крыле.
Втулка ограничена вертикальными ребрами 12 и 13, которые в зоне лонжерона 14 образуют воздушную полость 15, служащую для обеспечения подвода системы кондиционирования воздуха для охлаждения агрегатов. Подвод сжатого воздуха осуществляется через фланец 16, установленный на одном из боковых ребер полости 15, которая к тому же служит и для прохода из поворотного пилона в носовую часть крыла жгутов 17. Трасса жгутов, проходя внутри шкворня 9, поворотного пилона 1, попадает в воздушную камеру 18, образованную тарельчатой крышкой 19, прикрепленной к верхнему фланцу 10, съемным обтекателем 20. Соединение последнего с крышкой осуществляется с помощью быстросъемного крепежа. Далее через отверстие овальной формы 21 во фланце 10 жгуты проходят в воздушную полость 15 и через стенку узла 22 по лонжерону 14 в носовую часть крыла. Вверху и внизу втулка имеет цилиндрические расточки 23 и 24 с буртами 25 и 26 для установки узлов гермоуплотнения и легкосъемных подшипников скольжения 3 и 4, фиксированных от проворота и выпадания.
Рабочие поверхности 5 и 6 подшипников 3 и 4 выполнены из металлофторопластовых элементов 27, 28 и 29, вмонтированных развальцовкой в тело подшипников 3 и 4, для обеспечения минимального коэффициента трения без применения смазки. Правая часть втулки выполнена в виде полости 30 с окном для размещения в нем рычага 8 управления поворотным пилоном 1, сообщающейся с топливной емкостью 31 крыла. Движение рычага 8 осуществляется в зонах 30 и 32 между лонжероном 33 и лонжероном 34, образованных вертикальными ребрами 35 и 36, положение которых определяется предельными положениями рычага 8 и служащими кроме того, для размещения труб 37 топливной системы.
Ребра 35 и 36 выполняют роль нервюр, а отверстия в них служат для прохода труб и для перетекания топлива.
По верхнему торцу рычага 8 закреплено металлофторопластовое кольцо 38, наружная поверхность которого является поверхностью скольжения. На внутренней поверхности рычага 8 выполнены эвольвенные шлицы 39, предназначенные для зацепления наружными шлицами 40 стакана 7, являющегося границей воздушной и топливной сред.
Стакан 7 представляет собой цилиндрическую деталь, верхняя и нижняя наружные части которого являются поверхностями скольжения. Внутренние посадочные поверхности 41 и 42 стакана 7 служат для установки шкворня 9, а в верхней части выполнены шлицы 43, находящиеся в зацеплении со шлицами 44 шкворня 9 поворотного пилона 1.
На наружной и внутренней поверхности стакана 7 имеются уступы 45, служащие опорами для шкворня 9 и рычага 8.
Узлы гермоуплотнения выполнены в виде фторопластовых колец 46 треугольного сечения, которые одной своей поверхностью опираются на стакан 7, а другой - на бурты 25 и 26 втулки.
Фторопластовые кольца 46 поджимаются прижимными кольцами 47 с набором пружинок 48, опирающихся на торцовые поверхности подшипников скольжения 3 и 4. Задача пружинок 48 обеспечить равномерное окружное прижатие уплотнений 46.
Шкворень 9 крепится гайкой 49 и контровочной шайбой 50.
Узел крепления поворотного пилона работает следующим образом.
Поворот крыла ведет за собой поворот тяги управления 51 относительно неподвижного узла 52. При этом рычаг 8 в зоне лонжерона 53 поворачивается на тот же угол, а пилон остается направленным по полету. Передача нагрузок идет через болты 54 и 55 крепления узла на обшивки 56 и 57.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Франции №1569964, кл. В64d, 1969 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ НАВЕСНОЙ СИЛОВОЙ БАЛКИ ПИЛОНА ДВИГАТЕЛЯ С КЕССОНОМ КРЫЛА | 2012 |
|
RU2527614C2 |
Крыло самолёта со съёмными нижними панелями, устройство для крепления нижних панелей и узел соединения подкоса с крылом | 2016 |
|
RU2647399C1 |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ | 2014 |
|
RU2544442C1 |
КРЫЛО САМОЛЕТА | 2014 |
|
RU2557638C1 |
Самолёт-амфибия со складывающимся крылом | 2023 |
|
RU2797070C1 |
ВРАЩАЮЩИЙСЯ ОБТЕКАТЕЛЬ АНТЕНН НА САМОЛЕТЕ | 2012 |
|
RU2522650C2 |
ПРОХОДНОЙ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫЙ УЗЕЛ (3 ВАРИАНТА) | 2019 |
|
RU2718337C1 |
СВЕРХЛЕГКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОСАДКИ (ЕГО ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2246427C1 |
Узел крепления поворотного пилона в крыле изменяемой стреловидности, содержащий корпус, установленный в нем шкворень пилона, закрепленный в осевом направлении гайкой и соединенный с поворотным рычагом, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости сборки и улучшения эксплуатационных качеств в условиях работы в крыле, заполненном топливом, корпус выполнен в виде втулки с прикрепленными к обшивке крыла фланцами, скрепленными двумя ребрами, образующими воздушную полость прокладки коммуникаций, внутри втулки образована ограниченная буртами полость с окном, в которой размещен рычаг, соединенный с установленным во втулке стаканом крепления шкворня, подшипники скольжения которого установлены на концах втулки и контактируют с пружинами узлов уплотнений, уплотнительные кольца которых упираются в бурты втулки, а к верхнему фланцу втулки прикреплена крышка.
Авторы
Даты
2005-04-20—Публикация
1974-10-03—Подача