1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к лебедкам с многослойной навивкой троса на барабан.
Известен тросоукладчик, перемещение каретки которого вдоль барабана обеспечивается ходовым винтом с правой и левой нарезками, кинематически связанным с барабаном лебедки и поводком, входящим в винтовую нарезку винта. В крайних точках винта правая и левая нарезки замкну- ты переходными участками, обеспетщваюшими переход поводка из винтовой нарезки одного направления в нарезку обратного направления. При этом поводок поворачивается на двойной угол подъема винтовой линии в гнезде тросоукладчика, в котором установлен своим пальцем 1.
Наряду с простотой такой конструкции присущ существенньтй недостаток - мала зона контакта поверхности винта с поводком и, как следствие, мала износная стойкость поводка. Незначительность контактной поверхности в паре, винт-поводок вытекает из геомертии поверхностей повод; ка и способа восприятия им внещних сил.
Для возможности движения поводка по винтовым поверхностям правого и левого направления его боковые поверхности так же образуются правой и левой винтовымч поверхностями. При этом участки винтовой линии одного направления располагаются кососимметрично относительно пальца поводка, в результате чего внешняя сила вдоль винта вызывает возникновение момента и поворот поводка. Поворот поводка происходит до упора винтовой поверхности противоположного направления поводка в ту же винтовую поверхность ходового виита. Естественно, что возникающий при этом контакт носит точечный характер.
Неблагоприятные условия контактивания имеются также и на переходных участ- ках. Здесь контакт создается практически только в одной точке в середине поводка. Такой контакт крайне нежелателен, ибо, как правило, в крайних точках движения тросоукладчика трос максимально отклоняется от среднего положения, а следователно и максимальны внешние силы и усилия на поводок.
.У 11л И1еняо усяовия контакта поводка с ходовым винтом обеспечивает тросоукпаДчигк, контактирующий своим поводком с профильными поверхностями, выполненными на участке переходного лаза BHHTal2j. Однако такой тросоукпадчик также не обеспечивает большой износостойкости поводка.
Цепью изобретения является повышение износостойкости поводка путем снзгО е ния удепьшз1х давлений на последний.
Для этого на каретке смонтированы регулируек-гые тюры, а поводок снабжен ограничителем его разворота, попеременно взаимодействующим с упомянутыми упорами,
1-:а фиг. 1 изображен тросоуепадчнк с разрезом (.тонкими линиями показан поводок
в момент перехода кз ноложеник I в подожени-эИ, (/г. е. кз резьбопой нарезки ходового винта одного направления в дру/-ую ; на фиг. 2 ™ рабочее положение поводка в развертке резьбы ходового винта.
Ходовой винт 1 имеет левую и винтовые нарезки, замыкающиеся на конДах нарезной части. При вращении ходовой винт с помощью поводка 2 перемелтает по г;аправляющей 3 каретку 4 тросоукладч.шса, обеспечивая раскладку тропа ло барабану 5
На поводке 2 жестко закюеплеп ограни-читель 6 разворота, котор1лч может лово-ра шваться вместе с поводком на угол., ограниченный двумя улорами 7 на каретке гросоталадчика. Упоры могут выставлсться в н жное положение и фиксироваться з нем изменяя продельный разворот ограничителя 6, а значит и поводка 2,
На поводке, кроме резьбовых поверхностой А - правого направления нарезки н 3 левого направления нарез1Ш, имеются новерхности В и Г для восприятия усилия
на каретке при переходе поводке, из парезки на ходовом винте одного направления в другую, взаимодействующие с переводн ыми поверхностями ходового вкнта.
При работе вращение барабана передается ходовому винту 1, обеспечивая возврат Н1 -поступательное движение каретки 4,
Ch: усилия в тросе возникает сила, дей™ ствующая на кареткз 4 вдоль оси ходового винта. Ввиду того, что резьбовые поВ6ФХНОСТИ ходового винта А или Б, нахо- дгаииеся в контакте с соо-тветствующи:ми витовыми поверхностями ходового винта, „расположены кососимметрично относительно ос;и вращения поводка, от силы, действ ас щей на каретку, возншсает моме1-гг, стремящийся развернуть поводок на угол, больший угла подъема винтовой линии ходового БИНта. Но при этом ограничитель, разворо--.
та 6, закреПиЛенкы.й на поводке 2, переместится до j-nopa 7 карегки и одна из резьбовых поверхностей поводка одного направления нарезки будет полностью контактировать с одной из резьбовых поверхностей ходового винта 1 того же направления карет1ш. При изменешгШ направления действия внешней силы в работе будет участвовать др;угая пара поверхностей поводоквинт этого же направления нарезки.
При подходе карет:ки в крайнее положение, па участке перехода поводка из нарезки в ходовом винте одного направления в другое, в контакт с переходной поверхность: винта входят поверхности В или Г -- в заннскмости с какой стороны винта начинается переход, а резьбовые поверх- лости А К Б выходят из контакта с винтом При развороте поводка винтовые поверхности поводка другого направления войдет 3 контакт с соответствующей нарезкой ходового винта, ограничитель разворота G упрется в другой упор 7 каретки, а поверхности В или Г выйдут из контакта с переходи.-.1ми поверхностями ходового винта,,
В том Е другом случае на участках перехода резьбовые поверхности поводка не участвзпст в работе. Этим исключается наруш:ент1е прирэботки указанных поверхностей.
Таким образом, благодаря наличию ограничителя поворота и дополнительных переводных поверхностей, в процессе работы тросоукла,дчи,ка в контакте с вилтовымии И перевод- ными поверхностями винта будут находиться соответствующие поверхности поводка (в участках перехода возможно и поверхности KapeTKi-ij, чем обеспечивается хорошая прирабатываемость сопряженных винтовых поверхностей, снижение удельных давлений за счет увеличения площади коН такта,, а значлт увеличивается нагрузочн способность тросоукяадчика и уменьщается износ поводка .и ходового винта.
изобретения
Ф о р м у
Тросоукладчжк, содержащий приводной двухходовой ВИНТ; на котором установлена камера, 1ьзаимодействующая с винтом при помощи поводка, контактирующего с про- фи.льными поверхностями, выполненными на участке переходного паза винта, о т- л и ч а ю ид и и с я тем, что, с целью повьниения износостойкости поводка путем снижения удельшях давлений на последний, на каретке смонтированы регулируемые упорь;, а поводок снабжен ограничителем
его разворота, попеременно взаимодейству.юшим с упомянутыми упорами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Черепанов Б. Е. Лебедки рыболовных траулеров. 1966 г., стр. 78 - 82.
2.Авторское свидетельство СССР № 477937 по классу В 66 D 1/36 от 1973 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тросоукладчик | 1979 |
|
SU852784A1 |
Ходовой винт тросоукладчика с пересекающейся резьбой | 1970 |
|
SU501040A1 |
Лебедка | 1978 |
|
SU732202A2 |
Лебедка | 1971 |
|
SU441234A1 |
Канатоукладчик | 1979 |
|
SU880961A1 |
Канатоукладчик | 1989 |
|
SU1706958A1 |
СТЕНД ДЛЯ ПЕРЕМОТКИ ТРОСА | 2022 |
|
RU2788263C1 |
Канатоукладчик | 1979 |
|
SU829551A1 |
КАНАТОУКЛАДЧИК | 1989 |
|
RU2035387C1 |
Тросоукладчик | 1974 |
|
SU509513A1 |
Авторы
Даты
1977-01-05—Публикация
1975-07-08—Подача