УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ Советский патент 1939 года по МПК G08B25/00 

Описание патента на изобретение SU54355A1

Предлагаемое изобретение касается пожарной сигнализации и имеет целью упрощение существующих устройств. Как известно, в существующих шлейфных системах применяются в приемном аппарате контроллеры, перфораторы и тому подобные приборы для приема сигналов, в лучевых же системах, в которых имеет место оптическая сигнализация лампами, применяются лучевые реле. Согласно изобретению, с целью устранения этих приборов и выполнения приемного аппарата с оптической сигнализацией и линии по шлейфной системе, в приемный аппарат включаются электромагнитные шаговые коммутаторы (регистры) с ручным возвратом контактов в исходное положение.

Применение этих регистров, как указывалось, позволяет при шлейфной системе включения извещателей изъять из приемного аппарата дорогую и остродефицитную аппаратуру, например, перфораторы и контроллеры. Получение сигнала о пожаре отмечается на приемном аппарате общими сигналами - оптическим и акустическим. Номер извещателя, подавшего сигнал о пожаре, регистрируется оптическими указателями (двумя параллельно включенными лампами). Повреждения линии отмечаются на приемном аппарате оптическими сигналами, характеризующими повреждение, а также акустическим сигналом - звонком повреждения.

Сущность изобретения поясняется чертежом, изображающим принципиальную схему аппарата.

Приемный аппарат работает на постоянно протекающем токе. На чертеже схема изображена в нормальном состоянии.

Все приборы в схеме показаны в положении, соответствующем нахождению аппарата под током при исправном состоянии шлейфа. В линейной цепи контрольный ток проходит от + ЛБ, миллиамперметр А1, линейное реле I, предохранитель, шлейф с извещателями, предохранитель, линейное реле II, миллиамперметр A2, замкнутый контакт 31, - ЛБ. Контактами I′ и II′ линейных реле I и II замкнуты вспомогательные реле а и в. Контактами а1 и в1 последних замкнуто контрольное реле 2 обрыва шлейфа. Все остальные цепи аппарата в этом положении разомнуты. Нормальное состояние шлейфа фиксируется показанием миллиамперметров А1 и A2 присутствия тока в шлейфе.

Действие устройства в различных случаях происходит следующим образом.

I. Контроль повреждения в шлейфе.

1. Обрыв шлейфа.

При обрыве в шлейфе линейная цепь аппарата остается без тока, и, следовательно, линейные реле I и II отпускают свои якори. При этом вспомогательные реле а и в размыкаются и отпускают свои якори, что влечет за собой размыкание контрольного реле 2, которое своим контактом 21 отключает реле земли 3 от средней точки аккумуляторной батареи и подключает к ней заземление. Контактами а2, а3 и в2 реле а и в включаются оптические сигнальные лампы УОО1, УОО2, УОК и контактом в3 реле в - аварийный звонок УАП. Цепь сигнальных ламп и звонка получает питание через контакты 44, 52 реле 4 и 5.

Выключается аварийный звонок переводом выключателя K1. При исправлении повреждения схема автоматически восстанавливается в нормальное положение. Наличие обрыва в шлейфе не препятствует принятию сигнала тревоги.

2. Заземление.

Заземление в шлейфе может быть различным по величине тока утечки:

а) при силе тока утечки не более 20 mA, кроме линейной цепи, замкнутой при нормальном положении схемы, замыкается от появившегося заземления шлейфа вторая цепь от средней точки аккумуляторной батареи ЛБ, через миллиамперметр А3, реле земли 3, замкнутый контакт ключа К2, земля, заземление в шлейфе и параллельно по двум ветвям шлейфа через линейные реле I и II к + ЛБ и - ЛБ. О величине утечки можно судить по показанию миллиамперметра А3,

б) при силе тока утечки более 20 mA срабатывает реле земли 3. При этом он своим собственным контактом 32 переключает свою обмотку от средней точки аккумуляторной батареи к - ЛБ; правая ветвь шлейфа вследствие размыкания контакта 31 отключается от ЛБ и через замкнувшийся контакт 33 подключается параллельно левой ветви шлейфа к + ЛБ.

Контактами 34 и 35 реле 3 при этом включаются оптические сигнальные лампы УОЗ и УОК и аварийный звонок УАП. При исправлении повреждения схема автоматически восстанавливается в нормальное положение.

Наличие заземления в шлейфе не препятствует принятию сигнала тревоги.

3. Обрыв с заземлением шлейфа правой ветви.

При обрыве шлейфа, как было указано выше, реле 2 размыкается и в контакте 21 отключает реле земли 3 от средней точки аккумуляторной батареи ЛБ и подключает к ней землю. При этом реле I будет без тока, а реле II под током. Вследствие этого цепь вспомогательного реле а разомкнется в контакте 11 и через контакты а2 и а3 будут включены сигнальные лампы УОО1, УОК и звонок УАП. При исправлении повреждения схема автоматически восстанавливается в нормальное положение. Наличие данного повреждения в шлейфе не препятствует принятию сигнала тревоги.

4. Обрыв с заземлением шлейфа левой ветви.

Данный вид повреждения ничем не отличается от предыдущего вида повреждения, только при этом вместо сигнальной лампы УОО1 включится сигнальная лампа УОО2.

5. Короткое замыкание шлейфа.

Короткое замыкание в линии шлейфа не вызывает никаких переключений в схеме аппарата, отмечается некоторым повышением силы линейного тока (показанием миллиамперметров А1 и А2) и не влияет на правильность приема сигнала о пожаре. Короткозамкнутый извещатель обнаруживается при подаче с него сигнала о пожаре (см. ниже).

6. Обрыв и заземление обоих концов.

При этом могут быть два случая:

а) когда сопротивление заземления между двумя оборванными концами слишком мало; этот случай приравнивается к заземлению (см. п. 2);

б) когда сопротивление заземления слишком велико; этот случай приравнивается к обрыву (см. п. 1).

II. Прием сигнала о пожаре.

При подаче с какого-либо извещателя сигнала о пожаре типовое колесо этого извещателя производит ряд размыканий и последующих замыканий с одновременным заземлением линейной цепи. Количество размыканий и замыканий соответствует для каждого извещателя его порядковому номеру и задается количеством изоляционных промежутков типового колеса. Как только типовое колесо подавшего сигнал о пожаре извещателя начнет вращаться, то первой проводящей пластиной подключается заземление к шлейфу. При этом срабатывает реле земли 3, производящее переключение шлейфа от - ЛБ на + ЛБ. Дальнейшее вращение типового колеса будет давать поочередно размыкание с последующим замыканием и с одновременным заземлением шлейфа.

При каждом размыкании шлейфа линейные реле I и II будут отпускать свои якори и размыкать цепи вспомогательных реле а и в, которые, в свою очередь, в контактах а′ и в′ выключают реле 2, и в контактах а4, в4 включают реле 4 и 5. Реле 2, 4 и 5 являются замедленными на отпускание, вследствие чего за время размыкания линейных реле они не успевают отпустить свои якори.

Таким образом, якори этих реле будут во время посылки сигналов от извещателей притянуты. Электромагниты И1 и И2 регистров будут при этом получать импульсы через контакты 61, 71 реле 6 и 7, замкнувшиеся в результате замыкания контактов 41, 51 и а5, в5, и передвинут свои щетки соответственно количеству поступивших импульсов от извещателя. Таким образом, после подачи сигнала щетки регистров окажутся на одной из двадцати пяти ламелей, в соответствии с посланным сигналом.

По окончании посылки сигнала контакты в извещателе вернутся в исходное положение (т.е. линия будет замкнута и заземление отключено от шлейфа). При этом линейные реле I и II и вспомогательные реле а и в будут под током, реле земли 3 и реле 6 и 7 - без тока, реле 2 - под током.

Заземленные реле 4 и 5 отпустят свои якори и подадут питание сигнальной лампе, указывающей номер, откуда был принят сигнал. Одновременно включаются общая сигнальная лампа "пожар" УОТ и звонок тревоги УАТ (через контакты 43, 53 реле 4, 5). После принятия сигнала щетки регистров устанавливаются вручную на нулевые ламели, и схема аппарата приходит в нормальное состояние, как показано на чертеже.

Прием сигналов во время вышеперечисленных повреждений производится в основном аналогично предыдущему случаю, но с некоторыми отличиями для каждого вида повреждения линии. Прием сигналов для каждого случая повреждения ясен из схемы и в подробном описании не нуждается.

Похожие патенты SU54355A1

название год авторы номер документа
СИГНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШЛЕЙФНЫХ СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1936
  • Потапов И.И.
SU53217A1
Многолучевое устройство для пожарной и тревожной сигнализации 1929
  • Репин М.В.
  • Станкевич П.Е.
SU29387A1
Устройство для пожарной сигнализации 1930
  • Потапов И.И.
SU24841A1
Многолучевое устройство для электрической пожарной сигнализации 1929
  • Колосовский П.П.
SU32969A1
Устройство для тревожной одно-шлейфной сигнализации 1931
  • Плинк Я.А.
SU33834A1
Устройство тревожной одно-шлейфной сигнализации 1931
  • Плинк Я.А.
SU38457A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1929
  • Потапов И.И.
SU38581A1
Реле для пожарной сигнализации 1930
  • Самбуров С.В.
SU29389A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1929
  • Плинк Я.А.
SU23182A1
Кнопочный пожарный извещатель 1929
  • Плинк Я.А.
SU25078A1

Иллюстрации к изобретению SU 54 355 A1

Формула изобретения SU 54 355 A1

Устройство для пожарной сигнализации, отличающееся тем, что, с целью выполнения приемного аппарата с оптической сигнализацией при выполнении линии по шлейфной системе, но без применения перфораторов, контроллеров, лучевых реле и т.п., в приемный аппарат включены электромагнитные шаговые коммутаторы (регистры) с ручным возвратом контактов в исходное положение.

SU 54 355 A1

Авторы

Песиков Л.Н.

Даты

1939-01-31Публикация

1938-04-01Подача