Привод ленточного конвейера Советский патент 1977 года по МПК B65G23/08 

Описание патента на изобретение SU548497A1

1

Изобретение относится к приводным устройствам конвейеров и может использоваться, например, для привода ленточных конвейеров.

Наряду с обычным приводом конвейеров, состоящим из отдельного электродвигателя, механического редуктора и собственно барабана, которые кинематически связаны, известны более компактные устройства, так называемые мотор-барабаны, включающие электродвигатель и редуктор, встроенные в барабан и представляющие единый приводной агрегат для перемещения транспортерной ленты. В таких устройствах в барабан встроен серийный асинхронный электродвигатель специальной модификации, и для понижения скорости вращения барабана применяют механический редуктор, с помощью которого вращающий момент с вала электродвигателя передается барабану, обхваченному транспортерной лентой.

Недостатком известных приводов конвейеров является сложность их конструкции из-за наличия механического редуктора и сложность кинематической схемы.

Наличие трущихся деталей в редукторе вызывает их износ, что снижает надежность привода, а также вызывает необходимость периодической смены масла, заливаемого в моторбарабан для смазки щестерен.

Кроме того, в известных конструкциях мо тор-барабанов недостаточно эффективен отвод тепла, выделяющегося при работе. Это связано с тем, что обод барабана непосредственно не соприкасается с электродвигателем, а отделен воздушным пространством. В связи с этим предусматривают продувку воздуха в пространстве между электродвигателем и ободом барабана. Иногда в подобных приводах встроенный закрытый электродвигатель специальной модификации вместе с редуктором помещают в масло, заливаемое в моторбарабан. Это способствует передаче тепла от корпуса электродвигателя к ободу и торцам

мотор-барабана, но обмотки и другие активные части машины изолированы от охлаждающего масла, поэтому и в этом случае охлаждение активных частей приводного электродвигателя недостаточно интенсивно. Применение

же открытой конструкции электродвигателя с непосредственным контактом масла с активными частями и обмотками привело бы к увеличению потерь от вращения ротора со скоростью, например, 1400 об/мин в масляной

среде.

Целью изобретения является упрощение конструкции привода конвейера при улучщении условий охлаждения приводного электродвигателя.

Эта цель достигается тем, что привод конвейера содержит барабаи, обод которого связан с лентой конвейера и жестко скреплен с корпусом приводного электродвигателя, выполненного в виде синхронного редукторного двигателя обращенного исполнения. В частном случае обод барабана и корпус электродвигателя представляют собой единую деталь.

На чертеже показана конструктивная схема привода, где нриводной двигатель выполнен в виде обращенного синхронного редукторного двигателя с аксиальным возбуждением с 3пакетным магнитопроводом.

В обод 1, который является также аксиальным (или осевым) магнитопроводом ротора, запрессованы зубчатые накеты ротора 2. Внутренний статор состоит также из зубчатых пакетов 3 и аксиальной части магнитопровода 4. Между пакетами магнитопровода статора расположены концентрические катущки возбуждения 5. В обращенных одна к другой поверхностях пакетов статора и ротора выполнены открытые пазы из условия максимальной деформации магнитного поля. В пазах статора размещена обмотка якоря 6. Число зубцов статора и ротора выбрано по известным соотношениям для синхронного редукторного двигателя с аксиальным возбуждением.

По принципу одноименно-полюсных индукторных мащин мотор-барабан выполнить однопакетным (при этом катушки возбуждения 5 размещают на подщипниковых щитах, которые должны быть магнитопроводящими) или многопакетным - в этом случае катущки возбуждения размещают между пакетами магнитопровода. Для мотор-барабана многопакетная конструкция предпочтительнее, так как она более соответствует геометрическим пропорциям приводных барабанов и позволяет облегчить аксиальный магнитопровод ротора и статора. Зубцы и пазы рядом лежащих пакетов ротора 2 выполнены с относительным смещением так, что зубцы крайних пакетов ротора находятся против пазов среднего пакета. В пазах пакетов ротора 2 размещена пусковая короткозамкнутая обмотка 7, необходимая для запуска двигателя.

Мотор-барабан крепится на конвейере с помощью цапф 8 и 9, которые жестко соединены с неподвижным внутренним статором. Ротор и обод мотор-барабана легко вращаются благодаря установке на подщипниках 10. Концы обмотки якоря 6 и катущки возбуждения 5 выведены через отверстие в цапфе 9 в клеммную коробку 11.

Свободный внутренний объем мотор-барабана частично заполнен жидким диэлектриком, например трансформаторным маслом, при этом активные части мащины непосредственно соприкасаются с охлаждающей жидкостью. Экспериментально установлено, что наиболее целесообразно заполнение жидким диэлектриком 1/2-3/4 части свободного объема моторбарабана.

При подключении двигателя привода к сети и его запуске любым известным способом двигатель втягивается в синхронизм, при этом его ротор вместе с ободом 1 вращается вокруг статора с синхронной скоростью

60/

Лс -, гз

где / -частота питающей сети;

Zz - число зубцов ротора. Так, например, спроектирован и изготовлен опытный образец мотор-барабана, имеющий число зубцов ротора и обеспечивающий

синхронную скорость Пс -- 91 об/мин

33

и окружную скорость барабана ,67 м/сек при наружном диаметре обода /) мм.

Указанный мотор-барабан развивал максимальный синхронизирующий момент 34 кгм и имел вес 130 кг.

Благодаря заполнению части внутреннего объема мотор-барабана жидким диэлектриком температуры внутренних частей мащины при работе мащины выравниваются. При этом существенно снижаются температуры термически напряженных участков и улучшается отбор тепла с торцовых частей и обода мотор-барабана, с которого при работе тепло интенсивно снимается транспортерной лентой. Очень важно, что в связи с малой скоростью вращения ротора, дополнительные потери на трение о масло практически не возникают.

В предлагаемой конструкции привода ленточного конвейера отсутствуют трущиеся и изнащивающиеся детали, а подщипники же при столь низких скоростях работают практически неограниченное время.

Испытания описанного привода ленточного конвейера в лаборатории кафедры электрических машин НЭТИ показали его работоспособность, приемлемые энергетические показатели, спокойную и бесшумную работу.

Формула изобретения

1.Привод ленточного конвейера, содержащий барабан, обод которого связан с лентой конвейера и приводным электродвигателем, отличающийся тем, что, с целью упрощения привода при улучщении условий охлаждения приводного электродвигателя, обод барабана л естко скреплен с корпусом приводного электродвигателя, выполненного в виде синхронного редукторного двигателя обращенного исполнения.

2.Привод по п. 1, отличающийся тем, что обод барабана и корпус синхронного редукторного двигателя обращенного исполнения представляют собой единую деталь.

Лента KOMSeuffla

Похожие патенты SU548497A1

название год авторы номер документа
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2382475C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437203C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416861C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437199C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2407134C2
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416859C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2390086C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437200C1
МОТОР-КОЛЕСО 2017
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Газизов Ильдар Фависович
  • Кунгурцев Андрей Алексеевич
  • Берёзов Николай Алексеевич
RU2655098C1

Иллюстрации к изобретению SU 548 497 A1

Реферат патента 1977 года Привод ленточного конвейера

Формула изобретения SU 548 497 A1

SU 548 497 A1

Авторы

Жуловян Владимир Владимирович

Быков Николай Андрианович

Чередников Игорь Николаевич

Дель Роланд Карлович

Даты

1977-02-28Публикация

1973-01-05Подача