1
Изобретение относится к области судостроения.
Известна ледокольная приставка судна, содержащая силовой элемент, выполненный с возможностью его перемещения за корпус судна и установленный в носовой оконечности судна, а также привод перемещения силового элемента 1.
Целью изобретения является увеличение ледопроходимости судна.
Это достигается тем, что силовой элемент выполнен в виде платформы, щарнирно прикрепленной к носовой оконечности судна с возможностью ее поворота, а привод перемещения силового элемента выполнен в виде пневмоцилиндров.
Кроме того, пневмоцилиндр снабжен перепускным краном и электромеханической передачей, связанными между собой кинематически.
На чертеже изображена носовая оконечность судна и ледокольная приставка, продольный разрез.
Платформа 1 расположена в нише корпуса судна 2, в носовой оконечности, и представляет собой жесткую конструкцию, внешние обводы которой в верхнем положении платформы являются плавным продолжением обводов корпуса судна. Платформа 1 прикрепляется к корпусу судна 2 с помощью шарнира 3 и соединяется шарнирами 4 и штоком 5 с поршнем 6, расположенным в поршневом цилиндре 7. Верхнее пространство цилиндра 7 соединяется трубопроводом 8 с резервуаром сжатого воздуха. По трубопроводу 9 при вертикальном положении канала перепускного поворотного крана 10 в нижнее пространство цилиндра 7 поступает от насоса жидкость или сжатый воздух под давлением, равным давлению сл атого
воздуха над поршнем. Выхлопной трубопровод 11 при горизонтальном положении канала перепускного крана 10 обеспечивает выпуск в атмосферу жидкости или сжатого воздуха из нижнего пространства цилиндра 7.
Поворот перепускного крана 10 осуществляется с помошью рейки 12, шарнирно соединенной с поворотным краном 10 и якорем 13 электромагнитных катушек 14 и 15. Подключение к электрическому напряжению катушек
14 и 15 осуществляется при помощи неподвил ных контактов 16 и 17 и подвижного контакта 18, расположенного на стержне 19, соединенном с поршнем 6. Пружина буфера 20 сжимается только при
воздействии определенного усилия от иорщня 6, приходящего в контакт с буфером 20 в верхнем положении платформы 1. Клапан 21 расположен в трубопроводе, соединяющем верхнее и нижнее пространства цилиндра 7. По
трубопроводу 22 жидкость или газ, поступающие в цилиндр 7 по трубопроводу 9, выходят в атмосферу. Судно 2 взаимодействует с ледяным покровом 23 определенной толщины и прочности.
Ледокольная приставка судна работает следующим образом:
При движении судна 2 на чистой воде, в битых льдах или в тонком сплошном ледяном покрове платформа I находится в верхнем положении под действием сил плавучести. При этом пружина буфера 20 не позволяет поршню 6 и платформе 1 переместиться в крайнее верхнее положение. Поршень клапана 21 находится в верхнем положении, и жидкость или газ, поступающие в цилиндр 7 по трубопроводу 9, выходят в атмосферу по трубопроводу 22.
Сплошной ледяной покров 23 определенной толщины и прочности при движении вперед судна 2 воздействует на платформу 1 и перемещает ее в крайнее верхнее положение, при котором подвижный контакт 18 соприкасается с контактом 16. Подключенная таким образом к напряжению катушка 14 перемещает якорь 13 вверх так, что с помощью рейки 12 кран 10 поворачивается на 90° и открывает выхлопной трубопровод 11. При этом порщень 6 начинает двигаться вниз за счет разности давлений на его верхней и нижней поверхностях, а жидкость или сжатый воздух из нижнего пространства цилиндра 7 быстро выпускается по трубопроводу 11. Платформа 1, соединенная с поршнем 6, поворачиваясь относительно шарнира 3, быстро достигает крайнего нижнего положения, при котором контакт 18 соприкасается с контактом 17. Подключенная к напряжению катушка 15 перемещает якорь 13 и кран 10 обратно в положение, показанное на чертеже. При этом перекрывается выхлопной трубопровод 11, и жидкость (или сжатый воздух) снова заполняет по трубопроводу 9 нижнее пространство цилиндра 7, поднимая поршень 6 в верхнее положение до контакта с
пружинным буфером 20. При подъеме поршня 6 поршень клапана 21 за счет разницы давлений на его верхнем и нижнем торцах находится в нижнем положении, перекрывая трубопровод 22.
При последующих взаимодействиях ледяного покрова 23 с платформой 1 указанный процесс движения ледокольной приставки судна повторяется.
Масса судна, приведенная к месту касания платформы 1 с ледяным покровом 23, в несколько раз превыщает приведенную массу ледяного покрова. Вследствие этого при быстром перемещении вниз платформы 1 прогиб
ледяного покрова в месте касания с платформой в несколько раз больше вертикального перемещении судна в этом месте.
Быстрое перемещение платформы 1 вниз приводит к значительному прогибу ледяного
покрова 23, его облому и разрушению.
Формула изобретения
1. Ледокольная приставка судна, содержащая силовой элемент, выполненный с возможностью его перемещения за корпус судна и установленный в носовой оконечности судна, а также привод перемещения силового элемента, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ледопроходимости судна, силовой элемент выполнен в виде платформы, шарнирно прикрепленной к носовой оконечности судна, с возможностью ее поворота, а привод перемещения силового элемента выполнен в виде пневмоцилиндров.
2. Приставка судна по п. 1, отличающаяся тем, что пневмоцилиндр снабжен перепускным краном и электромеханической передачей, связанными между собой кинематически.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 3762354, кл. 114-41, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА РЕК И МОРЕЙ И ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА СУДНА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2137669C1 |
Ледокольная приставка судна | 1980 |
|
SU943087A1 |
Ледокольный комплекс судов | 1980 |
|
SU903243A1 |
Вспомогательное тяговое устройство для перемещения корпуса ледокольного судна через ледяной покров | 1981 |
|
SU1065289A1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2017 |
|
RU2651415C1 |
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО | 2006 |
|
RU2321520C1 |
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 1998 |
|
RU2152330C1 |
Устройство для повышения ледовых качеств судна | 2015 |
|
RU2619974C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА | 2002 |
|
RU2220878C1 |
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
Авторы
Даты
1977-03-30—Публикация
1974-07-12—Подача