1
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортных средств.
Известна гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформатора, содержащая клапан управления с золотником, цилиндр блокировочной муфты, главную магистраль, связывающую указанный клапан управления с цилиндром блокировочной муфты, и клапан разблокировки 1.
Недостатком данной системы является ненадежная разблокировка гидротрансформатора во время переключения ступеней в коробке передач.
Известна также гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформатора, содержащая клапан управления с золотником, цилиндр блокировочной муфты, главную магистраль, связывающую клапан управления с цилиндром блокировочной муфты, гидравлический датчик частоты вращения турбинного колеса, гидравлически соединенный с клапаном управления, клапан разблокировки, включающий корпус, пружину и золотник 2.
Однако работа этой системы возможна лишь при значительном перепаде давления на клапане разблокировки, что практически невыполнимо на коробках передач вального типа.
Целью изобретения является повышение надежности работы системы.
Для этого предложенная система снабжена двумя дросселями, расположенными соответственно в главной магистрали и золотнике клапана разблокировки, а также гидравлическим реле врамени, состоящим из корпуса, плунжера и пружины, при этом полость, ооразованная корпусом и плунжером со стороны пружины, соединена с главной магистралью, а противолежащая полость - с полостью золотника клапана разблокировки.
На чертеже изображена принципиальная схема гидравлической систе.мы управления блокировкой гидротрансформатора.
Система содержит цилиндр 1 блокировочной муфты, клапан управления 2 с золотником 3 и пружиной 4, главную магистраль 5с дросселем Ь, гидравлический датчик 7 частоты вращения трубинпого колеса и клапан разблокировки, состоящий из корпуса 8, золотника 9 и пружины 10.
В отверстии торца золотника установлен дроссель 11, посредством которого полость 12 сообщается с главной магистралью.
В корпусе 8 клапана разблокировки размещепо гидравлическое реле времени, содержащее плунжер 13 с пружиной 14, образующий с корпусом две полости 15 и 16, сообщающиеся посредство.м золотника 9 с гидромагистралью 17 подвода жидкости к цилиндрам фрикционов цереключения ступеней (на чертеже не показаны).
Клапан управления 2 соединен гидромагистралыо 18 через полость 19 и гидромагистраль 20 с гидравлическим датчиком 7 частоты вращения турбинного колеса, а полость 21 соединена гидромагистралью 22 с цилиндром 1 блокировочной муфты и со сливом.
При достижении транспортным средством определенной скорости движения в гидравлическом датчике 7 частоты вращения турбинного колеса создается давление, достаточное для перемещения в правое крайнее положение золотника 3 клапана управления 2. При этом ноясками золотника 3 полость 21 разобщается со сливом и соединяется с главной магистралью 5. Рабочая жидкость под давлением подается по каналу 22 в цилиндр 1 блокировочной муфты. Последняя замыкается, и блокируется гидротрансформатор. При этом зсилием пружин 10 и 14 золотник 9 и плунжер 13 удерл иваются в крайних левых положениях.
В момент переключения ступеней давление в гидромагистрали 17 по отнощению к давлению в главной магистрали 5 понижается на величину, определяемую параметрами дросселя 6. При это.м понижается давление также и в полости 12, что приводит к перераспределению зсилий, действующих на торцы золотника 9. Последний перемещается в крайнее правое положение, и открывается канал дополнительной подачи рабочей жидкости из главной магистрали 5 в гидромагистраль 17, минуя дроссель 6, что способствует быстрому заполнению фрикциона переключения ступеней. Одновременно золотником 9 перекрываются каналы, сообщающие гидромагистраль 17 с клапаном управления 2 с полостью гидравлического реле времени, образованной корпусом 8 и плунжером 13 со стороны пружины 14, и полостью 12 с гидромагистралью 18, и полость гидравлического реле времени соединяется со сливом.
При этом золотник 3 клапана управления 2 под воздействием усилия пружины 4 перемещается в крайнее левое положение, разобщая полость 21 с главной магистралью 5 и соединяя ее со сливом, что приводит к размыканию
блокировочной муфты и разблокировке гидротрансформатора. Время разблокировки определяется параметрами дросселя И и объемом полости 15, образованной корпусом 8 и плунжером 13 при перемещении последнего в крайнее нравое положение.
Давлепие в полости 12 определяется усилием пружины 14 и плопхадью торца плунжера 13 и при всех условиях меныие давления в
главной магистрали 5, поэтому золотник 9 надежно удерживается в крайнем правом положении. При достижении плунжером 13 крайнего правого положения давление в полости 12 повыщается до величины давления в главной магистрали, и тем самым обеспечивается возвращение золотника 9 пружиной 10 и плунжера 13 прул ;иной 14 в крайнее левое положение.
При этом система возвращается в исходное
положение.
Фор му л а изобретен и я
Гидравлическая система управления блокировной гидротрансформатора, содержащая клапан управления с золотником, цилиндр блокировочной муфты, главную магистраль, связывающую указанный клапан управления с цилиндром блокировочной муфты, гидравлический датчик частоты вращения турбинного колеса, гидравлически связанный с клапаном управления, клапан разблокировки, включающий корпус, пружину и золотник, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности ее работы, она снабжена двумя дросселями, расположенными соответственно в главной магистрали и золотнике клапана разблокировки, а также гидравлическим реле времени, состоящим из корпуса, плунжера и
пружины, при этом полость, образованная корпусом и плунжером со стороны пружины, соединена с главной магистралью, а противолежащая полость - с полостью золотни;1а клапана разблокировки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Мазалов Н. Д., Трусов С. М. Гидромеханические коробки передач. М., Мащгиз, 1971, с. 282, рис. 125.
2. Патент Англии № 883879, кл. F 06h, 1960.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформатора | 1977 |
|
SU699264A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1054126A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1227529A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1609715A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1682218A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1813663A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Гидромеханическая тансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1976 |
|
SU850417A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Авторы
Даты
1977-03-30—Публикация
1971-07-13—Подача