(54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ГИДЮМЕХАНИЧЕС ТРАНСПОРТНОГО Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства. Известны устройства управления фрикцион- s ными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства, содержащие регулирующий клапан и гидроаккумулятор, вьшолняющий функцию реле времени и определяющий время работы регулирующего клапана 1.10 Недостатком известных устройств является слабое следящее действие за процессом заполнения цилиндров фрикционных муфт и ксжструктивная сложность. Слабое следящее действие объясняется тем, НТО начало регулирования давления опреде- 15 ляется не моментом окончания заполнения цилиндра фрик Ц1она, а работой гидроаккумулятора (реле времени). Это приводит к жесткому включению тех ступеней в передаче, применительно к которым механизм не отрегулирован. Известно также устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства, содержащее связанные магистралями с цилиндрами фрикционных муфт, и насосом рабочего давления избиратель передач, 25 РИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ ОЙ ПЕРЕДАЧИ СРЕДСТВА редуквдонный клапан и механизм плавного включения муфты, имеющий корпус с торцовой крышкой, подвижный элемент с дроссельным отверстием, расположенный в корпусе и делящий его на полости, сообщаемые с дроссельным отверстием, и ущ)угий элемент, размещенный в одной из полостей. Цель изобретения - улучиюние следящего действия механизма плавного включения муфты за процессом заполнения цилиндров фрикционных муфт. Для достижения этой цели торцовая крышка снабжена пггоком, выступающим внутрь корпуса соосно дроссельному отверстию и имеющим участок с конической поверхностью, а полость механизма плавного включения, в которой размещен утфугий элемент, непосредственно соединена с избирателем передач, при этом другая полость соединена с магистралью, связывающей насос рабочего давления с редукционным клапаном. На чертеже изображена схема устройства управления фрикционными муфтами гидромеханической передачи транспортного средства. Устройство управления фрикционными муфтами содержит насос 1, редукционный клапан 2, механизм плавного включения фрикционных муфт 3, избиратель передач 4 с золотниками 5 и 6. Редукционный клапан содержит корпус 7, золотник 8, плунжер 9, пружину 10. В корпусе И механизма плавного включения фрикционных муфт расположен поршень 12, пружина 13. К корпусу II крепится крыип а со штоком 15. Последний содержит .коническую поверхность 16, поясок 17, коническую поверхность 18. Поршень 12 механизма образует с корпусом 11 и крышкой 14 две полости 19 и 20, которые сообщаются дроссельным отверстием 21, образованным пояском 22 поршня 12 и конической поверхностью 16 штока 15. Поршень 12 уплотняется по наружному диаметру кольцом 23. Полость 19 механизма плавного включения сообщена каналом 24 с магистралью 25, соединяющей насос 1 с редук1 11онным клапаном 2. Полость 20, в которой расположена пружина 13, непосредственно сообщена отверстием 26 и каналом 27 с изёирателем передач 4. Избиратель передач соединен каналом 28 с цилиндром 29 фрикционной муфты 30, а каиалалда 31, 32, 33 - с цилиндрами фрикционных муфт соответственно первой, третьей передачи и заднего хода. Канал 33 включения фрикционной муфты заднего хода соединен каналом 34 с полостью 35 редукционного клапана 2.
Устройство работает следующим образом.
При перемещении золотника 5 нейтрального положения в положение, показанное на чертеже, жидкость из канала 27 поступает по каналу 28 в цилиндр 29 фрикционной муфты 30 второй передачи. Давление жидкости в полости 20 механизма при этом понижается, и поршень 12 под действием давления жидкости в полости 19, поступающей от насоса 1 по каналам 24 и 25, перемещается вправо, вытесняя жидкость из полости 20, через отверстие 26 и по каналам 27 и 28 в ци.гшндр 29 фрикдаонной муфты 30 второй передачи. Объем полости 20 выбирается такой величины, чтобы находяшейся в ней жидкости и жидкости, поступившей через дроссельное отверстие 21, было достаточно для заполнения каналов включения 27 н 28 к цилиндра муфтЫ с наименьшим объемом. При этом поясок 22 поршня 12 перемещается до пояска 17 на
щтоке 1.5. Заполнение цилиндров муфт с большим объемом происходит при крайнем правом положении поршня 12. Поясок 22 поршня 12 находится при этом справа от пояска 17 штока против конической поверхности 18, что позволяет увеличить проходное сечение дроссельного отверстия 21 и ускорить заполнение цилиндров муфт с большим объемом.
Давление в полости 19 и поток жидкости, поступающей в канал 27, удерживают поршень 12 в правом положении до тех пор, пока полностью не заполнится цилиндр фрикционной муфты. В этом проявляется следяи1ее действие механизма плавного включения за процессом заполнения цилиндра фрикционной муфты.
После заполнения цилиндра муфты жидкостью, давление в полости 20 механизма возрастает, и поршень 12 возвращается в исходное положение (влево). Жидкость из полости 19 в полость 20 перетекает при этом через дроссельное отверстие 21 под действием перепада давления, создаваемого пружиной 13, так как при перемещении поршня 12 влево усилие пружины 13 уменьшается и, следовательно, снижается перепад давления между полостями 19 и 20, то при постоянном давлении в полости 19 происходит постепенное увеличение давления в полости 20. Это обуславливает постепенное повышение .давления в 29 фрикционной муфты и плавное ее включение. Также осуществляется процесс регулирования давления механизмом плавного включения при подаче жидкости в канал 31 включения фрикционной муфты первой передачи или в канал 32 третьей передачи.
При включении передачи заднего хода канал 27 сообщается золотником 6 с каналом 33 включения заднего хода и каналом 34, по которому жидкость подводится в полость 35 редукционного клапана. Это обеспечивает не только постепенное увеличение давления жидкости в канале 33 включения передачи заднего хода, но и плавное увеличение давления в магистрали 25 и полости 19. Так как при включении передачи заднего хода давление в полости 19 увеличивается; то это пртводит к более высокой скорости увеличения давления в полости 20 механизма и цилиндра фрикционной муфты заднего хода. Время регулирования давления механизмом плавного включения практически остается одинаковым на передачах переднего хода при пониженном уровне и на передаче заднего хода при повьоиенном уровне давления в системе управпения. Это объясняется тем, что как при пониженном, так и при повышенном уровне давления в канале 25 поршень 12 механизма перемещается в исходное положение после заполнения цилиндра муфты пружиной 13, которая создает при одном и том же положении поршня 12 одинаковый перепад давления между полостями 19 и 20 при различном уровне давления в полости 19.
Установка штока 15 с конической поверхностью 16 позволяет также максимально увеличить проходное сечение дроссельного отверстия 21 по окончания регулирования давления, что дает возможность скомпенсировать возможные утечки жидкости из taafKctpajm включения без значнтельного падения давления в цюшидр фрикционной муфты.
Формула изобретения
Устройство управления фрикцнонными муфтами гидромеханической передачи транспорртого средства, содержащее связанные магистралями с цилиндрами фрикционных муфт и насосом рабочего давления избиратель передач, редукционный клапан и механизм плавного включения муфты, имеюший
корпус с торцовой крышкой, подвижный элемент с дроссельным отверстием, расположенный в корпусе и делящий его на полости, сообщаемые с дроссельным отверстием, и упругий элемент, размещенный в одной из полостей, отличающееся тем, что, с целью улучшения следящего действия меха1шзма плавного включения муфты за процессом заполнения цилиндров фрикционных муфт, торцовая крышка снабжена штоком, выступающим внутрь корпуса соосно дроссельному отверстию и имею7 д J 12 J6 18 15 3
щим участок с конической поверхностью, а полость механизма плавного включения, в которой размещен упругай элемент, непосредственно соединена с избирателем передач , при этом другая полость 5 соединена с магистралью, связывающей насос рабочего давления с редукционным клапаном.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: ,д1. Журнал ФРГ AT Z, № 9, 1970 г., с. 314. I X
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1973 |
|
SU535176A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
Устройство управления фрикционной муфтой передачи транспортного средства | 1987 |
|
SU1468784A1 |
Устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства | 1977 |
|
SU624032A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU602401A1 |
Система управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора | 1990 |
|
SU1782786A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1986 |
|
SU1346459A1 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач | 1980 |
|
SU897604A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1970 |
|
SU282942A1 |
Авторы
Даты
1977-05-05—Публикация
1975-01-22—Подача