Изобретение относится к области машиностроения.
Известно устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления жидкости, гидравлически управляемые цука.ко1тът клапан главного давления и клапан смазки, подключенный к источнику давления жидкости и к каналу смазки и охлаждения, имеющему дроссель для распределения рабочей жидкости по узлам смазки и охлаждепия, избиратель передач, сообщенный с каналами включения фрикционных муфт и с источником давления жидкости, причем с последним он связан непосредственно и через редукционный клапан главного давления 1.
В процессе работы устройства распределение общего количества смазки, поступающего от клапана смазки, по узлам коробки передач осуцдаствляется посредством дроссельных отверстий, при этом при падении давления в системе смазки, частичном или полном засорении ка налов и дроссельных отверстий происходит резкое ухудшение охлаждения фриюшонных дасков, что приводит к короблеиию и поломке дис
ков выключенных фрикционных муф1, в которых теряется относительно большая величина мощности. Исследованиями установлено, что особенно большие потери мощности (до 40% всех Потерь в коробке передач) создают муфты, ведущие и ведомые даски которых вращаются в противоположных направлениях с достаточно большой относительной скоростью. Такой режим вращения дисков имеют обычно муфты реверса при работе коробки передач на высшей ступени.
Целью изобретения является 1штенсификация охлаждения многодисковой фрикционной муфты с наибольшей потерей мощности.
Это достигается тем, что устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства снаб,жено дополнительным дросселем, а канал включения одной из фрикционных муфт соединен м&плс1 аяыа с каналом смазки и охлаждения фрикционной муфты с наибольщей потерей мощности, при этом дополнительный дроссель установлен в упомянутой tA&rv((.
На чертеже схематически представлено устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства. На схеме показаны источник 1 давления жидкости, редукционный клапан 2 главного давления, клапан смазки 3, избиратель ступеней 4, первичный вал 5, вторичный вал 6 коробки передач, фрикциош.ая муфта 7 включения первой ступени, фрикционная муфта 8 второй ступени, фрикционная муфта 9 третьей сту {пени, фрикционная муфта 10 ступени задаего хода, канш; 1 смазки и охлаждения дисков фрикционных муфт, дроссельные отверстия 12, 13, 14, 15 для подвода жидкости к дискам фрикционных муфт соответственно первой, второй, третьей ступени и ступени заднего хода, канал 16 включения фрикционной муфты первой ступени, канал 17 включения второй ступени, канал 18 включения третьей ступени, канал 19 включения ступени заднего хода, магистраль 20 дополнительной подачи смазки к дис кам фрикционной муфты с наибольшей потерей мощности, а именно муфты ступени заднего хода, дополнительный дроссель 21, соединяющий магистраль 20 с каналом 18 включения фрикционной муфты третьей ступени, канал 22 глав ного давления, соединяющий источник 1 давления жидкостт с избирателем ступеней 4. В коробке передач, вьтолненной согласно схеме, наибольшие потери мощности возникают в вьп люченной фрикционной муфте 10 ступени заднего хода при включенной фрикционной муф те 9 третьей стутгени. Фрикционная муфта третьей ступени полностью унифицирована с фрикционными муфтами других ступеней. Но так как она установлена на вторичном (выходном) валу коробки передач, то передает меньпшй кру тящий момент по сравнению с фрикционными муфтами 7 и 8 первой и второй ступеней. Вслед ствие зтого фрикционная муфта 9 имеет повышенный коэффициент запаса по моменту трения. Выполнение в вале 6 магистрали 20 для дополнительного подвода жидкости к дискам 6 24 фрикционной муфты 10 заднего хода и соединение этой магистрали чернгз дополнительный дроссель 21 с каналом 18 включения третьей ступени позволяет, с ошюй стороны, обеспечить более высокую надежность работы фрикционной муфты ступени заднего хода, а с другой, снизить козффициент запаса фрикционной муф.ты третьей ступени и тем самым снизить динамические нагрузки в деталях трансмиссии транспортного средства при ее включении. Формула изобретения Устройство для охлаждения и смазки дисков фрикционных муфт коробки передач транспортного средства, содержащее источник давления жидкости, гидравлически управляемые редукционный клапан главного давления и клапан смазки, подключенный к источнику давления жидкости и к каналу смазки и охлаждения, имеющему дроссель для распределения рабочей жидкости по узлам смазки и охлаждения, избиратель передач, сообщенный с каналом включения фрикционных муфт и с источником давления жидкости, причем с последним он связан непосредственно и через редукционный клапан главного давления, отличающееся тем, что, с целью интенсификации охлаждения многодисковой фрикционной муфты с наибольщей потерей мэщности, оно снабжено дополнительным дросселем, а канал включения одной из фрикционных муфт соединен магистралью с каналом смазки и охлаждения фрикционной муфты с наибольшей потерей Moior ности, при этом дополнительный дроссель установлен в упомянутой магистрали. Источижи информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Мазалов И.Д. и Трусов С.М. Гидромеханические короли передач. М., Машиностроение, 1971, с. 260.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1973 |
|
SU535176A1 |
Гидравлическая система управления блокировкой гидротрансформатора | 1977 |
|
SU699264A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханич ской передачи транспортного средства | 1975 |
|
SU556963A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2007 |
|
RU2345260C1 |
Коробка переключения передач | 2016 |
|
RU2643330C1 |
Система маслопитания и управления гидромеханической передачи | 1990 |
|
SU1754502A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU653148A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1981 |
|
SU1009824A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2305642C1 |
Авторы
Даты
1978-09-15—Публикация
1977-03-02—Подача