Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами гидромеханических передач.
Известны устройства для управления фрикционными муфтами гидромеханических передач транспортных средств, преимущественно автомобилей, содержащие источник создания давления рабочей среды, механизм автоматического переключения передач, исполнительный механизм, сообщающий полости силовых цилиндров включаемых фрикционных муфт с источником создания давления рабочей среды, редукционный клапан, выполненный в виде одного или нескольких золотников с несколькими неуравновешенными торцовыми поверхностями.
Отличительной особенностью описываемого устройства является, что одна или несколько неуравновешенных торцовых поверхностей золотника редукционного клапана соединены с каналом, связывающим механизм автоматического переключения передач с исполнительным механизмом. Это позволяет улучшить плавность включения и повысить надежность работы фрикционных муфт за счет уменьшения давления рабочей среды в силовых цилиндрах включаемых фрикционных муфт при автоматическом переключении с низшей передачи на последующие высшие передачи и поддержания
постоянного давления при неавтоматическом переключении передач.
Кроме того, это обеспечивает необходимое регулирование коэффициента запаса фрикционных муфт, так как при автоматическом уцравлении переключение передач осуществляется на режимах, когда преобразование крутящего момента гидротрансформатором незначительно, а при ручном управлении возможно
переключение передач при существенном преобразовании крутящего момента гидротрансформатором, например трогание на внешней передаче и т. д. На чертеже дана схема предлагаемого устройства для управления фрикционными муфтами.
Устройство для управления фрикционными муфтами содержит насос /, клапан 2 распределителя ручного управления, клапан 3 механизма автоматического переключения передач, клапан 4 исполнительного механизма переключения передач и редукционный клапан 5. Насос 1 служит для создания давления рабочей жидкости, а клапан 2 распределителя ручного управления- для включения передач водителем транспортного средства путем подачи рабочей жидкости от насоса 1 по каналам 6-9 к фрикционным муфтам 10 или 11, а также к клапану 3 автоматического переключеЗолотник клапана 2 распределителя может устанавливаться водителем транспортного средства в разные положения. При / положении происходит автоматическое переключение передач. При следующих положениях происходит непосредственное включение требуемой передачи: // - включена вторая передача, III- первая передача, IV - нейтраль.
Клапан 5 автоматического переключения передач состоит из золотника, к противоположным торцам которого подводится под давлением рабочая жидкость по каналу 13 от центробежного регулятора и по каналу 14 от дроссельного регулятора. ,
Клапан 4 исполнительного механизма переключения передач служит для переключения фрикционных муфт 10 и 11 и имеет ступенчатый золотник, нагруженный пружиной 15. Когда золотник находится в правом положении, рабочая жидкость от клапана 2 распределителя- ручного управления по каналам 7 nS подается в силовой цилиндр фрикциоииой муфты 10 низшей передачи. Когда же золотник переходит в левое полол ;ение, рабочая жидкость по каналу 9 поступает в силовой цилиндр фрикционной муфты 11 высшей передачи.
Канал 16 слулсит для подачи рабочей жидкости от клапана 2 раснределителя ручного управления к клапану 4 исполнительного механизма для принудительного включения низшей передачи, а канал 17 - для включения высшей передачи.
Величина давления рабочей жидкости регулируется редукционным клапаном 5, к которому по каналу 18 направляется рабочая жидкость от наеоса /. Слив масла из редукционного клапана происходит через канал 19. Золотник редукционного клапана имеет две неуравновешенные торцовые поверхности, на которые воздействует давление рабочей жидкости со стороны полостей 20 и 2L В полость 20 рабочая жидкость подается непосредственно от насоса; а в полость 21 рабочая жидкость поступает по каналу 22 от канала 23, сообщающего клапан 3 механизма автоматического переключения передач с клапаном 4 исполнительного механизма.
Для питания рабочей ншдкости других узлов гидромеханической передачи предусмотрен клапан 24.
На чертеже золотник распределителя ручного управления установлен в положение / автоматического иереключения передач. Золотник клапана автоматического переключения передач находится в положении, при котором включена низшая передача. Полость 25 исполнительного клапана через каналы 23 и 26 сообщается со сливом, поэтому золотник исполнительного клапана под действием пружины 15 находится в правом положении. В этом случае рабочая жидкость от насоса через каналы 6, 7 и 8 направляется в силовой цилиндр фрикционной муфты 10 низшей передачи, а полость силового цилиндра фрикционной муфты
11 высшей передачи через каналы 9 к 27 сообщается со сливом.
Полость 21 редукционного клапана через каналы 22, 23 и 26 в данном случае также сообщается со сливом, поэтому рабочая жидкость воздействует только на один неуравновешенный торец золотника {со стороны полости 20). В результате этого величина давления рабочей л идкости увеличивается.
При перемещении золотника клапана автоматического переключения передач вправо канал 26 закрывается, а рабочая л идкость от насоса через каналы 6, 12 и 23 поступает в полость 25. Под действием давления рабочей
лсидкости золотник исполнительного клапана перемещается влево, и тогда полость силового цилиндра фрикционной муфты 10 низшей передачи через каналы 8 и 28 сообщается со сливом, а рабочая жидкость по каналам 6, 7
и 5 направляется от насоса в силовой цилиндр фрикционной муфты 11 высшей передачи. При этом происходит переключение передачи с низшей на высшую. В это лее время рабочая жидкость по каиалам 6, 12, 23 и 22 поступает в полость 21 редукционного клапана, увеличивая усилие на золотник редукционного клапана и тем самым сильнее сжимая пружину клапана. В результате, при автоматическом переключении с низшей передачи на высшую величина давления рабочей лсидкости в гидравлической системе гидромеханической передачи уменьшается, что обеспечивает лучшую плавность переключения передач.
При ручном (неавтоматическом) переключении с низшей передачи на высшую золотник распределителя ручного управления из положения /// устанавливается в положение //. Рабочая лшдкость от насоса по каналам 6 и
17 поступает к правому торцу золотника исполнительного клапана 4 и, -преодолевая усилие пружины 15, перемещает золотник этого клапана влево, в результате чего происходит переключение фрикционных муфт 10 и 11, и
включается высшая передача. При этом полость 21 редукционного клапана через каналы 22, 23 и далее через канал 26 либо каналы 12 и 29 постоянно сообщается со сливом. В результате этого величина давления рабочей
л идкости в гидравлической системе при ручном переключении передач не изменяется, а остается большой, что обеспечивает надежное включение фрикционной муфты высшей передачи при любых условиях переключеиия передач водителем.
Предмет изобретения
Устройство для управления фрикционными муфтами гидромеханических передач, транспортных средств, преимущественно автомобилей, содержащее источник создания давления рабочей среды, механизм автоматического переключения передач, исполнительный механизм, сообщающий полости силовых цилипдров включаемых фрикционных муфт с источником создания давления рабочей среды, редукционный клапан, выполненный в виде одного или нескольких золотников с несколькими неуравновешенными торцовыми иоверхностями, отличающееся тем, что, с целью улучшения плавности включения и повышения надежности работы фрикционных муфт, одна или несколько неуравновешенных торцовых поверхностей золотника редукционного клапана соединены с каналом, связываюшим механизм автоматического переключения передач с исполнительным механизмом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1989 |
|
SU1801804A1 |
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией | 1990 |
|
SU1763257A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1976 |
|
SU653148A1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ | 1991 |
|
RU2010734C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1979 |
|
SU887284A2 |
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1982 |
|
SU1081019A1 |
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU802097A1 |
Гидравлическое устройство для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1057338A1 |
Система автоматического управления трансмиссией транспортного средства | 1966 |
|
SU887286A1 |
Система управления гидромеханической коробкой передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1316859A1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация