Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиационной и химической промышпе гаости, где применяют1. ч высоксоборотШ)1е опоры, работающие в потоке 1аловязких жидкостей.
Известен иодшипютк качепкЯ; в кольцах которого выполнены кана.ът iCtiBoua смазки в зону контакта шарлков и колец (|l3 Однако выход зткх каналов иа беговые дорожки создает условия для воз1шкновения ударных нагрузок и роста концентрации напряжений в месте выхода канала, на дорожку качения. Кроме того, подвод смазки к телам качения и отвод ее затруднен из-за распределения жидкости по высоте сепаратора по параболическому закону вследствие закрутки потока по обе сторо- Шэ1 подшипника.
Наиболйе близкиv; к изобретению является подшипник качения, в котором в результате вращения сепаратора, снабженного с торцовых сторон полостями трапецеидальной фирмы, возможно использование энергии его вращения для приведения, в движение смазки 2j.
Одпако эти полости служат лишь для ограничения нерациональных перетечек подшипник качения, в то время как каналы подвода смазки в зону контакта тел капения с сепаратором отсутствуют.
Целью изобретения является повышение ресурса работы подшипника путем непрерывной циркуляилоннон /юдачи смазываю- ще-охлаждающей жидкости в наиболее интенсивного тепловыделения за счет создания циркуляционного потока жидкости.
Цель достигается тем, что имеющиеся на торповых сторонах сепаратора трапецеидальной формы полости соединеггп каналами с гнездами под тела качения. При этом со стороны полости канала начинаются в верхних тглах, ее,а со стороны гнезда каналы выходят в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.
Такое выполнение сепаратора обеснечи- вает использование энергии врашегшя сепаратора для подачи смазываюше-охлажда- юш.ей жидкости в интенсивного теп.чозыделения и отвода ее при возможпости
pasHoclopoHHero вращения подшипника, что способствует повышению ресурса работы последнего.
На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг. 2 - то же , разрез А-А фиг. 1.
Подшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца и тела качания 3, размещенные в гнездах 4 массивного сепаратора 5.
Со стороны торцов в сепараторе имеются трапецеидальной формы полости 6, сообщенные каналами 7 с гнездами 4.
Со стороны полости каналы начинаются в в верхних ее углах, а со стороны гнезд выходят в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.
Сепаратор может быть выполнен из двух полуколец, соединенных заклепками 8.
При вращении сепаратора жидкость, заключенная в полости 6, приобретает скорость, близкую к скорости движения сепаратора. Центробежной силой жидкость перемещается в полости от внутреннего диаметра к наружному, при этом в верхней части полости повышается ее давление. В результате возникает напорное движение жидкости из напорной части полости 6 (перед выступом полости по ходу вращения сепаратора) в гнездо с выходом ее в зоне наибольшего тепловыделения. В результате тела качения и сепаратор интенсивно охлаждаются. Созданный вращением сепаратора напор жидкости достаточен для смазки тел качения и вывода жидкости из гнезд через зазоры между кольцами подшипника и сепаратором, а также через каналы 7 в зону более низкого давления в полости, расположенной за выступом по ходу движения сепаратора. При смене направления вращения сепаратора каналы
подвода и отвода жидкости меняются местами.
Благодаря наличию каналов, сообщающих полости на торцах сепаратора с гнездами под тела качения, обеспечивается постоянная циркуляция смазки между наружной (холодной) стороной сепаратора и гнездами его, где происходит значительное тепловыделение вследствие трения тел качения о сепаратор. Такая циркуляция снимает тепловые потоки при интенсивной смазке тел качения, благодаря чему увеличивается ресурс работы и обеспечивается экономия смазки.
Формула изобретения
Подшипник качения, предназначенный для работы при высоких скоростях вращения в условиях маловязкой смазки, содержащий наружное и внутреннее кольца, тела качения и выполненный в виде втулки массивный сепаратор с гнездами для тел качения, между которыми в теле сепаратора со стороны торцов выполнены полости трапецеидальной формы, отличающийся тем, что, с цель повышения ресурса работы за счет увеличения скорости циркуляции смазки, сепаратор выполнен с каналами, сообщающими его трапецеидальные полости с гнездами в зоне линии контакта тел качения и сепаратора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 377571, кл. F 16 С 33/10, 30.12. 1970 .
2. Патент ФРГ Mi 1209815, кл. 47В, 12, 27.01.60.
- А
Фиг.1
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипник качения | 1987 |
|
SU1581901A2 |
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2015 |
|
RU2579373C1 |
Сепаратор роликоподшипника | 1989 |
|
SU1733750A1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2296252C2 |
Многосегментный радиальный подшипник скольжения | 2016 |
|
RU2614463C1 |
Комбинированный подшипник | 2017 |
|
RU2651406C1 |
Подшипник качения | 1981 |
|
SU1027445A1 |
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ | 2017 |
|
RU2658752C1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2232926C2 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 1996 |
|
RU2104418C1 |
Авторы
Даты
1977-05-05—Публикация
1975-03-25—Подача