Тренажер водителей транспортного средства Советский патент 1977 года по МПК G09B9/04 

Описание патента на изобретение SU558293A1

1

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к тренажерам для обучения водителей управлеН ю транспортными средствами, а конкретно к тренажерам, в которых действия обучаемых оцениваются путем сопоставления действительных параметров движения с соответствующими параметрами, имитируемыми на пультах учащихся.

Известны тренажеры, в которых визуальная обстановка имитируется по заданной программе, например по учебному кинофильму, а оценка действий обучаемых осуществляется путем сопоставления действительных и имитируемых параметров. Такие тренажеры часто оснащены различными устройствами для коррекции действий обучаемых.

Один из известных тренажеров водителей транспортного средства содержит блок представления учебной информации, датчики и.митируемых параметров и блок сигнализации 1J. В указанном тренажере при неправильных или несвоевременных действиях учащегося, перед ним зажигается сигнальная лампочка. Однако, в таких тренажерах осуществляется только сигнализация об ошибке, с помощью которой эффективная коррекция действий обучаемых невозможна, что снижает точность обучения.

Другой известный тренажер водителей транспортного средства, содерл ащий блок представления зчебной информации, датчики имитируемых параметров и блок сигнализации, также имеет ограниченную точность обучения 2.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является тренажер водителей транспортного средства, содержащий пульты учащихся, блок представления учебной информации, датчики имитируемых параметров, подключенные к первым входам блоков сравнения, выходы которых соединены с первыми входами коммутатора пультов учащихся, корректирующий блок и громкоговорители 3J. В это.м тренажере на пультах учащихся оборудован корректирующий блок, содержащий панель, на которой при правильных действиях включена зеленая лампочка, а при ошибке учащегося подсвечивается световой транспарант с указанием действий, необходимых для исправления ошибки учащегося. Визуальная и звуковая информация об обстановке в этом тренажере имитируется с помощью кинофильма, на ленте которого закодирована информация о правильных действиях, которая в тренажере раскодируется и сравнивается с действиями обучаемых.

Недостатком указанного тренал ера является то, что внимание учащегося в процессе обучения отвлекается на считывание надписей со световых транспарантов. Кроме того, корректирующая информация представлена в виде надписей, в то время, как при реальном движении подобной информации водитель транспортного средства не получает.

Целью изобретения является повышение точности обучения.

Это достигается тем, что предлагаемый тренажер содержит дешифратор и блок разрешения коррекции, первые входы которого соединены с выходами коммутатора пультов учащихся, второй вход - с выходом блока представления учебной информации, а выходы - с громкоговорителями, выход блока представления учебной информации через дешифратор соединен со вторыми входами блоков сравнения, выходы корректирующего блока подключены ко вторы.м входам коммутатора пультов учащихся.

На чертеже представлена структурная схема тренажера.

Тренажер содержит пульты учащихся 1, органы управления которых соединены с датчиками имитируемых параметров 2 и 3 (соответственно, скорости и угла поворота), блок представления учебной информации 4, например кинопроектор со звуковоспроизводящей аппаратурой, блок разрешения коррекции 5, дешифратор 6, блоки сравнения 7 и 8, коммутатор пультов учащихся 9, корректирующий блок 10 и громкоговорители И, причем выходы блоков сравнения 7 и 8 соединены с первыми входами коммутатора пультов учащихся 9, вторые входы которого подключены к выходам корректирующего блока 10, а выходы - к первым входам блока разрешения коррекции 5, второй вход которого соединен с выходом блока представления учебной информации 4, а выходы- с громкоговорителями 11, датчики имитируемых -параметров 2 и 3 подключены к первым входам блоков сравнения 7 и 8 соответственно, выход блока представления учебной информации 4 через дешифратор соединен со вторыми входами блоков сравнения 7 и 8.

Корректирующий блок 10 выполнен в виде многодорожечного считывающего блока с носителя информации.

В описываемом тренажере, в котором контролируемыми параметрами является скорость и угол поворота транспортного средства, носитель информации содержит следующие корректирующие команды: «Увеличить скорость, «Уменьшить скорость, «Левее, «Правее. Каждая из этих команд записана на отдельной дорожке носителя информации.

В общем случае число дорожек, на которых записаны корректирующие команды, должно быть равно числу контролируемых параметров, по которым возможна однозначная ошибка (например, при контроле за нажатием педали тормоза) и удвоенному числу контролируемых параметров, по которым возможны отклонения в сторону превышения или в сторону уменьшения величины параметра (например, при контроле скорости или угла поворота).

Запись команд на носитель информации целесообразно производить со сдвигом по времени, а продолжительность команд и интервалы между ними доллсны подбираться так, чтобы команды, связанные с коррекцией скорости, воспроизводились в момент интервалов между командами, связанны.ми с коррекцией угла поворота, и наоборот.

Коммутатор пультов учащихся 9 содержит релейные узлы, обеспечивающие возможность подключения громкоговорителей 11 каждого из пультов учащихся 1 к любому из информационных каналов корректирующего блока 10. Входы коммутатора пультов учащихся 9 соединены с выходами блоков сравнения 7 и 8.

При работе тренажера учащийся получает информацию о необходимых действиях в виде команд дикторского текста и изображения дорожной обстановки на киноэкране. В соответствии с этой информацией обучаемый перемещает органы управления пульта 1, имитируя управление транспортным средством с заданными параметра.ми движения. При этом напряжение, пропорциональное имитируемой скорости, снимается датчиком скорости 2 и подается на один из входов блока сравнения 7 скорости, а напряжение, пропорциональное имитируемому углу поворота, снимается датчиком 3 и подается на первый вход блока сравнения 8 угла поворота.

С дешифратора 6 на другие входы блоков сравнения 7 и 8 подается напряжение, пропорциональное действительным значениям скорости и угла поворота. Одновременно с началом демонстрации учебного кинофильма включается корректирующий блок 10, выдающий корректирующие команды.

При несовпадении действительных и имитируемых параметров движения, в соответствующем блоке сравнения 7 или 8 вырабатывается разностное напряжение, которое вызывает срабатывание коммутатора пультов учащихся 9, который включает громкоговоритель И, и учащийся слышит корректирующую команду- «подсказку, указывающую действия, необходимые для исправления ошибки. Так как данная корректирующая команда записана по всей длине дорожки носителя информации, она будет периодически повторяться до момента исправления ошибки.

Если учащийся допускает одновременно ошибки по нескольким контролируемым параметрам, срабатывают несколько каналов коммутатора пультов учащихся 9 и на Громкоговоритель 11 данного пульта учащегося 1 подается несколько команд, соответствующих допущенным ошибкам. Так как корректирующие команды записаны со сдвигом, учащийся будет слышать повторяющуюся серию команд. Например, при недостаточно резком правом повороте и превышении скорости, такая серия

Похожие патенты SU558293A1

название год авторы номер документа
Тренажер водителей транспортного средства 1975
  • Бороденко Николай Иванович
  • Данилов Леонид Павлович
  • Белявский Дмитрий Эйзерович
SU536505A1
Тренажер водителя транспортного средства 1980
  • Белов Петр Павлович
  • Кузнецов Виктор Ильич
  • Тетюшов Анатолий Федорович
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
SU934530A1
Тренажер водителя транспортного средства 1976
  • Скоробогатов Дий Иванович
  • Осипов Игорь Иванович
SU595767A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Групповой тренажер психофизиологических качеств водителя 1988
  • Белов Петр Павлович
  • Грибов Владимир Григорьевич
  • Грибов Григорий Савельевич
  • Мясковский Александр Маркович
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
SU1560100A1
Тренажер транспортных средств 1981
  • Белов Петр Павлович
  • Иванов Виктор Николаевич
  • Чебышев Алексей Евгеньевич
  • Таран Владлен Абрамович
  • Цыганков Эрнест Сергеевич
SU1008765A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Линева Татьяна Николаевна
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Тодоров Георги Стоянов
SU742446A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И ТРЕНАЖЕР 1995
  • Лятерман И.Л.
  • Мартиросов Р.Г.
  • Пискарев В.А.
  • Степанский Б.И.
RU2131623C1
Устройство для группового обучения 1974
  • Данильченко Иван Михайлович
  • Тихомиров Василий Иванович
  • Янковский Анатолий Юрьевич
SU506905A1
Учебно-тренировочный комплекс связи надводного корабля 2021
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Кашин Александр Леонидович
  • Рылов Евгений Александрович
  • Сергеев Василий Валентинович
  • Солодский Роман Александрович
  • Цыванюк Вячеслав Александрович
  • Потоцкая Татьяна Александровна
RU2783021C1

Иллюстрации к изобретению SU 558 293 A1

Реферат патента 1977 года Тренажер водителей транспортного средства

Формула изобретения SU 558 293 A1

SU 558 293 A1

Авторы

Бороденко Николай Иванович

Белявский Дмитрий Эйзерович

Даты

1977-05-15Публикация

1975-07-03Подача