СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕГО КОЛЬЦА Российский патент 2013 года по МПК H02K3/50 H02K1/20 

Описание патента на изобретение RU2494516C2

Техническое решение относится к области электромашиностроения и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением.

Известен статор электрической машины [1], в котором лобовые части обмотки размещены между внешним и внутренним кольцами и поджаты к конической поверхности внешнего кольца. Внешнее кольцо закреплено через консоль на нажимной плите.

За прототип принята конструкция статора электрической машины [2], содержащая корпус, сердечник с обмоткой и вентиляционными каналами. Лобовые части обмотки имеют форму корзины, в которой проходы не используются для вентиляции, так как заполнены замазкой, скрепляющей лобовые части обмотки с внешним кольцом и между собой. Лобовые части обмотки уложены на коническую поверхность внешнего кольца и поджаты внутренним кольцом. Внешнее кольцо через кронштейн закреплено на нажимной плите сердечника, сердечник установлен в корпусе статора.

Известные решения обеспечивают достаточно надежное крепление лобовых частей обмотки электрической машины большой мощности, но отсутствие каналов для прохода воздуха через лобовые части обмотки делает неприменимым их для машин с воздушным охлаждением.

За прототип для узла крепления внешнего кольца выбрана конструкция [3] с двумя охватывающими лобовые части обмотки внешними кольцами. Для крепления колец к корпусу и нажимному кольцу используются упругие пластинчатые элементы, закрепленные с помощью болтов, оси которых ориентированы параллельно оси машины.

Недостатком узла крепления является то, что в пределах зазоров; аксиального болтового соединения возможны радиальные перемещения упругих элементов и вместе с ними лобовых частей обмотки статора, имеющие характер вибрации.

Целью заявляемого решения является достижение эффективного охлаждения статора электрической машины и снижение вибрации лобовых частей обмотки.

Поставленная цель достигается за счет того, что в статоре электрической машины, содержащей корпус, сердечник с вентиляционными каналами, обмотку, лобовые части которой имеют форму корзины, внешнее и внутреннее кольца для крепления лобовых частей обмотки, узел крепления внешнего кольца к корпусу, в упомянутом внутреннем кольце выполнены вентиляционные отверстия, а между корзиной и наружным кольцом полости, сообщающиеся через проходы в корзине с вентиляционными отверстиями во внутреннем кольце, причем полости расположены напротив выхода из вентиляционных каналов сердечника. Во внешнем кольце также могут быть выполнены вентиляционные отверстия, сообщающиеся с полостями.

Поставленная цель также достигается за счет того, что в узле крепления внешнего кольца к корпусу статора электрической машины, содержащем упругие элементы, каждый из которых закреплен одним концом на корпусе, а другим концом - на внешнем кольце, упомянутый упругий элемент выполнен в виде шпильки, например, с резьбовыми концами, на одном из которых размещена закрепленная на корпусе гайка.

Из уровня техники не выявлено:

- отверстий во внутреннем кольце,

- наличия вентиляционного пути из каналов сердечника через полости между корзиной и наружным кольцом в отверстия во внутреннем кольце и дополнительно - в отверстия во внешнем кольце,

- исполнения упругого элемента в виде шпильки.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлен фрагмент продольного сечения сердечника статора электрической машины в области лобовых частей обмотки.

Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник 1, размещенный внутри цилиндрического корпуса 2. С торцов сердечника 1 установлены нажимные элементы 3. Обмотка 4 уложена в пазы 5 сердечника 1. В спинке сердечника 1 выполнены вентиляционные каналы 6, например аксиальные. В корзине 7 лобовых частей обмотки имеются проходы 8. Лобовые части обмотки размещены между внутренним 9 и внешним 10 кольцами. Между внешним кольцом 10 и корзиной 7 лобовых частей обмотки установлены радиальные ребра 11 и образованы полости 12. На ребрах 11 подвязаны лобовые части обмотки. Каналы 6 сердечника 1 сообщаются с полостями 12. Во внутреннем кольце 9 выполнены вентиляционные отверстия 13, во внешнем кольце 10 - вентиляционные отверстия 14. Внешнее кольцо 10 закреплено на корпусе 2 статора с помощью шпилек 15 с резьбовыми концами. На один конец шпильки 15 навинчена гайка 16, закрепленная на корпусе 2, а другой конец через втулку 17 соединен с внешним кольцом 10. Для повышения надежности при установке втулки 17 на кольце 10 может использоваться, например, эпоксидный клей. На чертеже стрелками обозначено направление движения охлаждающего потока.

Шпильки 15 обеспечивают необходимую степень жесткости лобовых частей обмотки 4. Гайкой 16 регулируют установку зафиксированных и размещенных между кольцами 9 и 10 лобовых частей обмотки, а также их возможное смещение.

Выходящий из вентиляционных каналов 6 статора воздух поступает в полости 12, проходит вдоль внешней поверхности лобовых частей обмотки и через проходы 8 корзины и отверстия 13 выходит в пространство со стороны расточки статора, а через отверстия 14 - в пространство со стороны корпуса 2. Вентиляционные отверстия 14 служат для перепуска избытка воздуха, поступающего из аксиальных каналов 6. Часть воздуха из каналов 6 поступает в зону перехода обмотки 4 из пазовой части в лобовую и выходит в пространство со стороны расточки.

Технические преимущества заявленного решения состоят в эффективном охлаждении статора электрической машины и снижении вибрации лобовых частей обмотки.

Источники информации

1. Патент СН615055, МПК Н02К 3/50, приоритет от 24.02.1977, опубликован 28.12.1979, фирма Электросила.

2. Справочник по электрическим машинам, под редакцией И.П. Копылова, т.1, М, Энергоатомиздат, 1988, стр. 148, подраздел 8.2.5, рис. 8.4.

3. Патент US 5693996, МПК Н02К 3/46, приоритет от 29.03.1995, опубликован 02.12.1997, фирма ABB.

4. Патент US 7763996, МПК Н02К 9/00, приоритет от 25.08.2008, опубликован 27.07.2010, фирма General Electric.

5. Патент US 5485050, МПК Н02К 3/46, приоритет от 26.02.1994, опубликован 16.01.1996, фирма ABB.

6. Патент US 5140740, МПК Н02К 15/14, приоритет от 13.12.1990, опубликован 25.08.1992.

7. Патент US 3991334, Н02К 3/46, приоритет от 23.01.1975, опубликован 31.07.1997, фирма Westinghouse.

8. Патент GB 921126, МПК Н02К, приоритет от 31.10.1959, опубликован 13.03.1963, фирма ABB.

9. Патент JP 4109067, МПК Н02К 3/50, приоритет от 30.09.2002, опубликован 22.04.2004, фирма Hitachi.

10. Патент DE 19732949, МПК Н02К 5/20, приоритет от 31.07.1997, опубликован 04.02.1999, фирма ABB.

11. Патент DE 1286198, МПК Н02К, приоритет от 24.12.1964, опубликован 02.01.1969, фирма ABB.

12. Заявка на патент DE 102007004449, Н02К 3/50, приоритет от 30.03.2006, опубликована 04.10.2007, фирма Alstom.

13. Авторское свидетельство SU 1767620, Н02К 3/50, приоритет от 08.08.1990, опубликовано 07.10.1992, фирма Электросила.

14. Авторское свидетельство SU 743119, Н02К 3/50, приоритет 17.09.1973, опубликовано 25.06.1980, фирма Электросила.

Похожие патенты RU2494516C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2006
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Шаров Владимир Иванович
  • Карташова Татьяна Николаевна
RU2309512C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОНОМНЫХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Афанасьев Юрий Викторович
  • Охотников Михаил Валерьевич
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
RU2513042C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2010
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2438224C1
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2013
  • Антонюк Олег Викторович
  • Ильин Дмитрий Михайлович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Мигас Александр Геннадьевич
  • Прокофьев Алексей Юрьевич
  • Филин Алексей Григорьевич
RU2524160C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2437195C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1994
  • Виноградов Е.Н.
  • Дегусаров Ю.А.
  • Новожилов В.Ю.
  • Авроров А.Б.
  • Тилес С.А.
  • Косенко А.А.
RU2088025C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2003
  • Адаменко В.В.
  • Шамин В.Г.
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
RU2235405C1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА 2014
  • Антонюк Олег Викторович
  • Амосов Михаил Анатольевич
  • Соколов Дмитрий Юрьевич
  • Шаров Владимир Иванович
RU2550085C1
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046507C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 494 516 C2

Реферат патента 2013 года СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕГО КОЛЬЦА

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции статора электрической машины большой мощности, в частности, турбогенератора с воздушным охлаждением. Предлагаемый статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), в спинке которого выполнены вентиляционные каналы (6). В корзине (7) лобовых частей обмотки имеются проходы (8). Лобовые части обмотки размещены между внутренним (9) и внешним (10) кольцами. Между внешним кольцом (10) и корзиной (7) лобовых частей обмотки установлены радиальные ребра (11) и образованы полости (12). На ребрах (11) подвязаны лобовые части обмотки. Каналы 6 сообщаются с полостями (12). Во внутреннем кольце (9) выполнены вентиляционные отверстия (13), во внешнем кольце (10) - вентиляционные отверстия (14). Внешнее кольцо (10) закреплено на корпусе (2) статора с помощью шпилек (15) с резьбовыми концами. На один конец шпильки (15) навинчена гайка (16), закрепленная на корпусе (2), а другой конец через втулку (17) соединен с указанным внешним кольцом (10). Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в повышении эффективности охлаждения статора электрической машины и снижении вибрации лобовых частей обмотки статора. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 494 516 C2

1. Статор электрической машины, содержащий корпус, сердечник с вентиляционными каналами, обмотку, лобовые части которой имеют форму корзины, внешнее и внутреннее кольца для крепления лобовых частей обмотки, узел крепления внешнего кольца к корпусу, отличающийся тем, что во внутреннем кольце выполнены вентиляционные отверстия, а между корзиной и наружным кольцом - полости, сообщающиеся через проходы в корзине с вентиляционными отверстиями во внутреннем кольце, причем указанные полости расположены напротив выхода из вентиляционных каналов сердечника.

2. Статор по п.1, отличающийся тем, что во внешнем кольце выполнены вентиляционные отверстия, с которыми сообщаются полости.

3. Узел крепления внешнего кольца к корпусу статора электрической машины, содержащий упругие элементы, каждый из которых закреплен одним концом на корпусе, а другим - на внешнем кольце, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде шпильки с резьбовыми концами, на одном из которых размещена закрепленная на корпусе гайка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2494516C2

US 5693996 А, 02.12.1997
Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины 1970
  • Судариков Василий Лукич
SU448829A1
ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 0
SU314265A1
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 1990
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Антонов Юрий Федорович
SU1767620A1
Статор электрической машины 1973
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Фридман Владимир Маркович
  • Воронцов Александр Иванович
  • Пригоровский Игорь Александрович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
SU743119A1
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины 1972
  • Царев Анатолий Васильевич
  • Суханов Лев Александрович
SU474079A1
Статор электрической машины 1987
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Дукштау Александр Антонович
  • Тарасова Татьяна Владимировна
  • Воскобойникова Светлана Семеновна
SU1617537A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1994
  • Виноградов Е.Н.
  • Дегусаров Ю.А.
  • Новожилов В.Ю.
  • Авроров А.Б.
  • Тилес С.А.
  • Косенко А.А.
RU2088025C1
Способ получения 1,3,5-гексатриена 1976
  • Сафаров Марс Гилязович
  • Биккулов Риф Магадиевич
SU615055A1
US 3089048 A, 07.05.1963
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Способ рассечения вторичных пленчатых катаракт 1985
  • Джарулла-Заде Чингиз Джарулла Оглы
  • Пивоваров Николай Николаевич
SU1286198A1
Справочник по электрическим

RU 2 494 516 C2

Авторы

Шалаев Владимир Григорьевич

Паленов Николай Юрьевич

Разинков Александр Владимирович

Сылкина Светлана Андреевна

Даты

2013-09-27Публикация

2011-08-18Подача