1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для закрепления деталей на столах и планшайбах металлорежущих станков, преимущественно тяжелых токарных.
Известны зажимные к5лачки, снабженные зажимной губкой, перемещаемой посредством винтовой передачи, ведущий элемент которой связан с поворачиваемым ключом силовым механизмом.
Недостатком таких кулачков является больщое усилие, затрачиваемое оператором для осуществления зажима.
Цель изобретения - повышение надежности и эксплуатационного качества кулачка.
С этой целью в зону контакта винтовой передачи введен антифрикционный материал и ее винт связан с корпусом кулачка посредством односторонней муфты свободного хода, снабженной эксцентриковыми заклинивающими элементами, а между силовым механизмом и заклинивающими элементами указанной муфты введена промежуточная втулка, снабженная торцовыми выступами, воздействующая этими выступами на заклинивающие элементы муфты и связанная с силовым механизмом посредством установленной на нем фрикционной муфты.
На фиг. 1 изображен предлагаемый кулачок; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1;
на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - втулка.
Корпус кулачка 1 снабжен Т-образными направляющими 2 для установки в соответствующих пазах башмака, который закреплен болтами на планщайбе металлорежущего, например, карусельного станка. Корпус кулачка 1 имеет также резьбу 3 для связи с винтом, зафиксированным от осевого перемещения на башмаке.
В корпусе кулачка выполнена расточка 4, в которой установлен дополнительный кулачок 5, предохранеииый от проворота шпонкой 6. В дополнительном кулачке выполнена упорная резьба, взаимодействующая с такой же резьбой, выполненной на ведущем элементе 7 винтовой передачи. Резьбовая часть ведущего элемента 7 разделена кольцевыми канавками 8 и 9 так, чтобы слева от канавки 8 и справа от канавки 9 оставалось по 1-2 витка. Витки 10 резьбы, расположенные между канавками 8 и 9, порезаны на величину, достаточную для того, чтобы мелкие шарики 11, помещенные в них, свободно могли перемещаться по виткам резьбы. Витки же 12, расположенные левее канавки 8, н витки 13, расположенные иравее канавки 9, тоже подрезаны, но на величину, меньшую диаметра шариков И и достаточную для того, чтобы не было контакта г. витками коитрдетали.
В ведущем элементе выполнено отверстие 14, соединенное при помощи отверстий 15 и 16 с канавками 8 и 9 и закрытое пробкой 17. Таким образом, между витками 10 и отверстиями 14, 15 и 16 и канавками 8 и 9 получается замкнутое пространство, сплошь заполненное смесью мелких шариков, например, диаметром порядка 0,68 мм, выпускаемых промышленностью с густой смазкой, например солидолом.
Таким образом, при вращении ведущего элемента 7 мелкие шарики свободно циркулируют в указанном пространстве, потому что крайние витки 12 и 13 ведущего элемента отсекают их, не выпускают за пределы указанного выше замкнутого пространства. Ведущий элемент 7 зафиксирован от осевого перемещения сепаратором 18, выполненным в виде двух полуколец, зафиксированных с корпусом кулачка 1 винтами 19.
В сепараторе 18 выполнены пазы 20, в которых помещены элементы заклинивания муфты свободного хода, выполненные в виде эксцентриковых роликов 21, свободно вращающихся вокруг втулочек 22, запрессованных в сепаратор 18. Эксцентриковые ролики 21 под действием пружинок кручения 23 постоянно прижаты к поверхности расточки и корпуса кулачка 1, поверхности ведущего элемента 7 винтовой передачи. Внутри корпуса кулачка установлена втулка 24, снабженная выступами 25.
Ведущий элемент мелкие шарики И и каленую щайбу 26 передает зажимное усилие непосредственно сепаратору 18. Внутри ведущего элемента 7 помещен приводной валик 27, снабженный с обоих концов квадратными отверстиями «под ключ 28 и 29.
В приводном валике 27 выполнено несколько гнезд, в которых помещены пружины 30 (см. фиг. 3), усилия которых регулируются шайбами 31.
При помощи шпонок 32 вкладыши 33, выполненные в виде полуколец, связаны с приводным валиком 27. В приводном валике 27 выполнена вторая группа гнезд 34, в которых помещены пружины 35, усилия которых регулируются шайбами 36. Пружины 35 нажимают на вкладыши 37, выполненные в виде полуколец и связанные с приводным валиком 27 при помощи шпонок 38.
Предлагаемый кулачок работает следующим образом.
Корпус кулачка 1 своими Т-образными направляющими 2 устанавливается в соответствующих пазах бащмака зажимного кулачка, болтами закрепленного, например, на планшайбе карусельного станка. При помощи резьбы 3 корпус связан с винтом, зафиксированным от осевого перемещения на башмаке. Для выверки и последующего зажима детали через отверстие 28 ключом вращается приводной валик 27. Пружины 30 нажимают на вкладши 33 и силами трения создают крутящий момент, вращающий элемент 7 винтовой передачи.
Допустим, упорная резьба ведущего элемента 7 выполнена левой, а приводной валик 27 вращается по часовой стрелке В (см. фиг. 3). Ведущий элемент 7 то же будет вращаться по часовой стрелке В, потому что эксцентриковые ролики 21 этому направлению вращения ведущего элемента не препятствуют (см. фиг. 3).
Так как дополнительный кулачок 5 предохранен от вращения вокруг своей оси, то он будет перемещаться вправо, перемещая деталь при выверке и зажимая его при закреплении. В зоне контакта винтовой передачи из-за наличия мелких шариков И силы трения становятся мизерными. В результате эта винтовая передача теряет свое свойство самоторможения. Поэтому после удаления ключа из отверстия 28 ведущий элемент 7 стремится вращаться в направелнии, противоположном предыдущему, т. е. против часовой стрелки Г (см. фиг. 3). Но против часовой стрелки Г ведущему элементу 7 не позволяют вращаться эксцентриковые ролики 21. Таким образом сохраняется зажатое состояние кулачка.
При разжиме ключом через отверстие 28 приводной валик 27 вращается против часовой стрелки Г. Ведущий элемент 7 заторможен эксцентриковыми, роликами 21 на корпус кулачка 1 и, не вращается. Поэтому вкладыщи 33 проскальзывают по ведущему элементу 7.
Одновременно приводной валик 27 через шпонки 38 и вкладыши 37 при помощи пружин 35 силами трения увлекают втулку 24 по стрелке Г (см. фиг. 2). При этом втулка 24 своими выступами 25 нажимает на эксцентриковые ролики 21 (см. фиг. 3), вращая их вокруг втулочек 22.
При этом ведущий элемент 7 растормаживается, расцепляется от корпуса кулачка 1 и тоже начинает вращаться против часовой стрелки Г. Кулачок разжимается.
При креплении детали «в распор предлагаемый кулачок снимается с направляющих пазов башмака, переворачивается на 180° и снова устанавливается в его пазах. При этом квадратное отверстие «под ключ, обозначенное позицией 29, оказывается снаружи. Становится возможным подход к этому отверстию ключом. Таким -образом сохраняются технологические возможности зажимного устройства.
Формула изобретения
Зажимной кулачок, снабженный зажимной губкой, перемещаемой посредством винтовой передачи, ведущий элемент которой связан с поворачиваемым ключом силовым механизмом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационного качества кулачка, в зону контакта элементов винтовой передачи введен антифрикционный материал и ее винт связан с корпусом кулачка посредством односторонней муфты свободного хода, снабженной эксцентриковыми заклинивающими элементами, а между силовым механизмом и заклинивающими элементами указанной муфты введена промен точная втулка, воздействующая торцовыми выступами на заклинивающие элементы муфты и связанная с силовым механизмом посредством установленной на нем фрикционной муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм перемещения зажимного элемента,например,пиноли задней бабки металлорежущего станка | 1983 |
|
SU1161256A1 |
Самоцентрирующий патрон | 1974 |
|
SU516472A1 |
ПОДКАТНОЙ ВИНТОВОЙ ДОМКРАТ | 1973 |
|
SU404769A1 |
АППАРАТ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ФОТОЭЛЕКТРОФОРЕЗОМ | 1973 |
|
SU404290A1 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ХОДА ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 1990 |
|
RU2009301C1 |
СИЛОВОЙ ПРИВОД ДВЕРИ И ПОДВЕСКА ДВЕРИ С ЗАПОРНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ, ПРИВОДИМЫМИ В ДЕЙСТВИЕ ОТ ДВИГАТЕЛЯ | 1993 |
|
RU2114976C1 |
КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2001 |
|
RU2221941C2 |
Устройство для управления механизмом перемещения | 1983 |
|
SU1174227A1 |
Трансмиссия велосипеда или мотоцикла (варианты) | 2018 |
|
RU2693387C1 |
Механическая коробка передач (варианты) | 2019 |
|
RU2715829C1 |
11 1 -Р-, Л f 7 б 11 7 1 в5 9iit. 1
Л
иг.2
/J 25 20
/ / / /
2Ц25
Авторы
Даты
1977-07-15—Публикация
1975-06-18—Подача