Изобретение относится к устройствам для подъема и опускания шандоров в гидротехнических сооружениях и имеет целью облегчить маневрирование тяжелыми и громоздкими) Шандорами, сократить время, потребное для установки и разборки заграждения, чем, следовательно, и удешевить эти операции.
В предложенной захватной балке применены известные крююи) и перекидные рычаги с грузом, служащие для автоматического сцепления и расцепления крюка с Шандором при его подъеме и опускании. Новой особенностью конструкции предложенной захватной балки является то, что перекидные рычаги имеют секторы с дугообразной прорезью, в которой перемещается палец тяги, шарнирно прикрепленной к поворотному крюку.
В захватной балке может быть пр1именено приспособление для предупре.. ждения преждевременного расцепления крюка с шаидором.
Для взаимной блокировки крюков может быть применена цепная передача.
Захватная балка может быть использована в качестве верхнего шандора, для чего она должна иметь водоудфживающие вертикальные стенки и уплотнительные устройства.
Захватная балка может быть также использована в качестве пешеходного мостика, для чего она должна быть снабжена леерами и леернымн стойками.
Предложенная захватная балка может быть использована для маневрирования Шандорами- как основных, так и ремонтных: и аварийных заграждений на судостроительных и судоремонтных верфях при больших доках и полушлюзах, а также ремонтных заграждений на водных путях при больших шлюзах.
Чертежи изображают примерное конструктивное 0|формление шандорного заграждения и устройств, служащих для маневрирования шандорами с применением предложенной захватной балки.
Фиг. 1 изображает общий вид подъемного портального крана со стороны шандорного парка; фиг. 2 - боковой
вид крана; фиг. 3 - фасад собранного шандорного заграждения (левая гюловина) и продольный разрез его(правая половина); фиг. 4- поперечный разрез заграждения по направляющим клиньям; фиг. 5 - то же по грузовым поперечинам; фиг. 6 - вид на захватную балку (верхний шандор) сверху (левая половина) и вид на нее снизу (правая половина); фиг. 7 - перемещение шандора из парка к заграждению: а) движение шандора на тележках по откатным путям парка к направляющим пазам с помощью тягового троса, идущего от тележки к шпилевой лебедке крана; б) сцепление крюков захватной балки (верхнего шандора) с грузовыми поперечинами подъемных серег укладываемого П1андора; в) опускание в заграждения шандора npMi участии захватной балки; фиг. 8 - силуэт шандора: на тележках под1 порталом крана; фиг. 9 - передвижение захватной балки (верхнего щандора) на двух щандорных тележках по продольным путям парка; фиг. 10 - план полушлюза и шандорного парка (/ - наливной бассейн, // - водоем); фиг. 11 - перемещение захватной балки на шандорных тележках по откатным поперечным путям к направляющим пазам заграждения; фиг. 12- подвеску захватной балки к подъемным кранам и присоединение стропов траверсной тележки к грузовым скобам: шандора в момент пересадки, конца щандора с шандорной тележки на стропы тр-аверсной тележки; фиг. 13-перемещение шандора по захватной балке в положение над отве1рстием сооружения; фиг. 14 - вид с торца на крепление захватной балки щандора и щандорной тележки; фиг. 15 и 16 - боковой видЭТОГО крепления; фиг 17 и 18 - блок для тягового троса в двух проекциях; фиг. 19 - сцепление захватного крюка; фиг. 20 - расцепление захватного, крюка; фиг. 21 - разрез захватной балки по захватным крюкам; фиг. 22-та ж& по предохранительной щтанге; фиг. 23 - подвеску конца щандора к траверсной тележке (боковой вид); фиг. 24 - то же| в поперечном разрезе; фиг. 25 - боковой вид направляющего клияа с
гнездом; фиг. 26- то же в разрезе; фиг. 27 - поперечный разрез направляющего паза и расположение закладных частей; фиг. 28 и 29 - боасовые виды вертикального противофильтрационного уплотняющего приспособления; фиг. 30 и 31 - нижнюю торцевую часть уплотняющего приспособленная; фиг. 32 и 33 - верхнюю часть того же приспособления; фиг. 34 и 35 - крепление верхней части уплотняющего приспособления посредством кронщтейна, вращающегося на щтыре; фиг. 36 - схему блокировки захватных крюков.
В изображаемом на чертеже устройстве верхний щандор кроме своего основного назначения, используется:
1)в качестве моста для движения установленной на нем траверсной тележки 2, служащей для подвески к ней на стропах шандора 3 при передвижении его над отверстием сооружения (фиг. 1, 2, 12, 13, 23 и 24);
2)в качестве захватной балки, путем подвешивания его за разъемные серьги 10 на полиспастах 4 к грузовым лебедкам кранов 5 и погружения в воду вместе с укладываемым в заграждение шандором, а также в случае разборки заграждения - путем захвата и подъема из воды очередного шандора (фиг. 7); 3) в качестве служебного моста для пешеходного сообщения правого берега с левым (фиг. ), для чего он снабжается складывающимися вдоль него леерными стойками и леерами.
Установка верхнего шандора (захватной балки) в положение над отверспием или удаление его на берег (фиг. 9, 11 и 12) совершается при участии одного из шандоров и двух шандорных тележек 6, перемещаемых посредством, троса, перекинутого через систему блоков 8 от лебедкИ 9 (фиг. 1 и 2) крана 5 к щандорной тележке. Одна из двух тележек (наиболее удаленная от берега) загружается балластом, не выходящим за габариты тележки и не превышающим веса верхнего шандора; шандоры центрируются между собой посредством направляющих клиньев 60 и крепятся закрепами 7 (фиг. 11 - 16, 25 и 26).
Верхний шандор 1, в отличие от
остальных шандоров, воспринимает главным образом вертикальную нагрузку веса шандора, подвешенного к нему через посредства траверсной тележки, при сравнительно малом горизонтальном усилии на него от напора воды. Поэтому верхний шандор, составляемый из двух вер пикальных продольных стенок, перекрытых сверху и снизу ГОрИЗОНТЯЛЬНЬШИ ЛИСТа1М:И,
значительно меньшую ширину в Плане. На верхней плоскости его устанавл1Ивается рельсовый путь 11 для движения тележки 2 с траверсой. Тр-аверса (фиг, 23 и 24) образована двумя поперечными балками 12, жестко соединенными между собой. По концам: балок имеются болты 13, поддерживающие серьли 14 с подвешенными к ним стропами 15 и крюками 1-6. В соответствии с этим все шаидоры, кроме верхнего, снабжаются по концам грузовыми скобами 17 для подвешив ания их к крюкавд 16 стропов 15 траверсной тележки 2 на время перемешения шандоров в пределах отверстия. Траверса опирается в средней своей части на раму 18 тележки., перекатывающейся на четырех колесах 19 по рельсам верхнего шандора. Характерной особенностью верхнего шандора является оборудование его концевых частей в пределах паза захватными приспособлениями (фиг. 3, 5, 19-22). Последние размещаются в полости между концами вертикальных продольных стенок его, причем оба конца шандора симметричны. В крайнем верхнем углу на поперечном штыре 21 укрепляются две серьги 10 для подвески шандора к полиспастам подъемных лебедок (фиг. 1 и 2). В торцах всех шандоров на упругих рез1иновых прокладках располагаются катковые опоры 20 для исключения продольного смещения (фиг. 2, 3, 15, 16, 20). В нижней части конца верхнего шандора (фиг. 19-22) на оси 22 шарнирно подвешен захватный крюк 23, на наружной грани которого снизу имеется направляющий ус 24. Ось 22 крюка неподвижно закрепляется в кронштейнах 25 и 26. В верхней части кркжа имеется шпора 27, шарнирно связанная с нижним концом тяги 28. Вер1хний конец тяги посредством пальца 29 может перемещаться вдоль дугообразной прорези 30 сектора 31. Сектор 31 является частью перешидного рычага с грузом 32. Рычаг с сектором, посаженный на шпонке на валик 55, может вращаться вместе с ним. Опорой и подшипни|ками для валика, расположенного в одной вертикальной плоскости с осью крюка, но выше ее, служат упомянутые кронштейны 25 и 26. На этот же валик посажен па шпонке блок 34 с прикрепленным к нему легким тросом 55, две ветви которого свешиваются с жолобов блока и оканчиваются резиновыми шарами 36 и коушами 37, служащими д{ля пер1бвода прот1йв1овеса ; в разные положения.
При наличии шарнирной связи крюка с сектором усматриваются следующие два основных состояния системы в зависимости от| положения противовеса. Противовес слева (фиг. 19) - крюк под действием собственного веса сохраняет вертикальное положение, т. е. переводит его в положениесцепления. Ограничителями движения сектора с противовесом служат с одной стороны ограничительная штанга 5S, идущая поперек верхнего шандора и опирающаяся на продольные стенки его, и с другой стороны - буфер 39, помещенный на днище шаилора. Однако, перемещению сектора из левого положения в правое может препятствовать предохранительный рычаг 40 с упором. Последний подвешен шарнирно в плоскости, перпендикулярной к плоскости вращения сектора 5/, к кронщтейну 41, укрепленному на стенке шандора, и в положении, указанном на фиг. 22, упирается роликом 42 в выступ 43 щтанги 44. Штанга эта может вертикально перемешаться в направляющих 45 и 46, однако, в ограниченных пределах, благодаря стопору 47, упирающемуся в выступ 48 кронштейна. Пре1Имущественно же щтанга пэходится в опущенном (как показано на чертеже) положении под действием собственного веса и пружины 49, поднимаясь только тогда, когда упрется своим нижним торцем о какоелибо препятствие npia опускании захватного шандора. С поднятием штанги 44 вверх ролик 42 перекатится по
окошенной книзу грани выступа 43 и предохранительный рычаг 40 опустится, вследс.твие чего поддерживаемый им сектор 31 из левого положения I (фиг. 20) под действием груза 92 будет стремиться опуститься в положение III и IV, через положение II до буфера 39 и перевести захватный крюк в горизонтальное положение для расцепления.
Для того, чтобы расцепление захватных крюков с грузовыми поперечинами 50 подвешенного к ним- шандора могло происходить только при правильной з сладке последнего в заграждение на предыдущий шандор, все серийные шандоры должны быть также снабжены предохранительными штангами 51. Штанги эти гладкие (без выступов) свободно закладываются сверху в отверстия, сделанные для них в Шандорах строго на одной вертикальной оси со штангой 44 захватного шандора, являясь как бы ее продолжением. Каждая предохранительная штанга 51 по длине точно соответствует высоте данного шандора и на верхнем конце своем имеет опорную головку 52, которой удерживается от выпадания сквозь направляюш,1ие отверстия. Опорная плоскость головки выбирается так, чтобы при маневрирован1И1и нижний торец штанги нескол1 ко выступал за пределы плоскости нижних уилотняюш1Их брусьев шандора. Таким образом при опускании нижнего шандора в пазы заграждения предохранительная штанга лишь в случае правильной установки его сначала упрется в днище сооружения или в специальный штырь в нем и к моменту окоЕчания установ1ки головка ее окажется в плоскости верхних горизонтальных брусьев 53 шандора. При опускании последующих шандоров штанги их будут опираться в головки штанг ранее уложенных шандоров.
На фиг. 19 .и 20 показаны различные положения захватного крюка.
Сцепление, при, разборке запраждения, про(.чсходит1 I путем: натягив1ания соответствующего конца свешивающегося с блока 34 троса 55 в положение, показанное на фиг. 19. При этом перекидной рычаг с сектором 31 упирается в ограничительную штангу 55. По мере опускания забрального шандора, благодаря направляющему усу 24 крюка, скользящему по грузовой поперечине 50 шандора 3,. крюй отклоняется из положения I в положение II, несколько приподнимая при этом сектор 31 с грузом. Мимуя упор в грузовую поперечину под нажимом сектора через тягу 28 на шпору крюка 23, последний вновь возвращается в вертикальное положение. Таким образом, при последующем подъеме забрального шандора крюк оказывается в положении III сцепления. Перемещение штанги 44 в данном случае совершается вхолостую.
Расцепление при сборке заграждения происходит ири установке переК1ИДНОГО рычага с сектором в положение, показанное на фиг. 20, тоже путем натяжения соответствующего конца троса 35; при этом сектор упирается в предохранительный упор рычага 40. К моменту, когда опускаемый шандор 3 ляжет на днище ИЛ1Н ранее уложенный В заграждение шандор, предохранительная штанга его 51 займет лоложеиие, показанное на фиг. 20. При дальнейшем опускании верхнего шандора зев крюка выйдет из зацепления с грузовой попереч1Иной 50 и, скользя по ней, отклонится в положение, показанное пунктиром. В то же время штанга 44 будет оперта на головку предохранительной штанги 5/ шандора, а предохранительный рычаг 40, попутно с перекатыванием ролика его 42 по выступу 43 штанги, опускается в положение Ш, IV (фиг. 22) под нажимом сектора 31. Немедленйо вслед за этим последний увлекается грузом 32 тоже в положение III (фиг. 20), поднимая посредством тяги 28 захватный крюк из полости шандора в горизонтальное положение III и далее - IV.
Для блокировки обоих перекидных рычагов с секторами, расположенных по колцам верхнего шандора, а также для одн1овременного (совместного перевода их из одного положения в другое, т. е. зацепления ИЛ|И расцепления, применено следующее устройство (фиг. 21 и 36). На общий с сектором и блоком 34 валик 33 насажен дополни:тельвый цепной блок 54. Короткие цепи 55, охватывающие оба цепных блока 54 по концам верхнего- шандора, соединяются между собою скрещенным тросом 56, вследствие чего получается принудительная зависимость при вращении их, чем, следовательно, и достигается их блок1ировка.
Описанные выше захватные приспособления с предохранительными и блокировочными устройствам1и гарантируют расцепление захватных крюков верхнего шандора с грузовыми поперечинам1И погружаемого в отверстие шандора лишь при правильной укладке его на место, предотвращая расцепление, возможное в обычных конструкциях появлении йлучайных чрезмерных внешних сопротивлений по пути во время опускания шандоров в отверстие. Таким образом обеспечивается надежность работы крюков и безаварийность маневрирования шандорами.
Расцепление захватных крюков после опускания вынутого из отверстия шандора на подведенные под концы его шандорные тележкЕ 6 (положение б на фиг. 7) происходит аналогично расцеплению под водой при укладке, для чего шандорные тележки 6 снабжаются выступами 6а, соответствующими выступающим нижним концам предохранительных штанг шандора (фиг. 1).
С применением описанного оборудования предполагается следующий порядок маневрирования при разборке Шандорного заграждения.
Натяжением соответствующего конца троса 55 с коушем 37, свисающего с подвешенного на полиспастах 4 верхнего шандора /, переводят сектор 31 в положение зацепления. Захватная балка или верхний шандор / опускается в пазы до соприкосновения с поднимаемым шандйром (например, с шандором .3), причем захватные крюки автоматически зацепляют грузовые поперечины его. Сразу же вслед за этим грузовые лебедки переключаются на подъем и верхний шандор / с шандором 3 поднимаются до определенного разгрузочного уровня. Под концы поднимаемого шандора с обеих сторон подводятся две шандорные
тележки 6, а сектор 31 помощью соответствующего конца троса 35 переводится в пoлoжeн e расцепления . Лебедки включаются (на спуск, причем, как описано выше, при опиранаи выступающих нижних концов предохранительных штанг шандора на соогветствующие выступы шандорных тележек происходит автоматическое расцепление крюков и удаление их из полости поднимаемого шандора.
Далее конец поднятого шандора, противоположный берегу, на который предполагается откатка его, подвешлвается на крюки стропов траверсной тележки 2. Для упрощения передачи части веса шандора на траверсную тележку, т. е. для натяжения стропов траверсы, а также прочих операций, желательно применение тележки с опускной платформой; однако, не исключена возможность пользования простыми, тележками, что лишь увелич1и:т число операций с грузовыми лебедками (травление и выбор троса полиспастов) 1И, следовательно, несколько удлинит общую продолжительность маневрирования. Таким образом шандор оказывается одним своим концом подвешенным к траверсной тележке, а другим - опертым на шандорную тележку. В таком положении шандор откатывается в сторону иа берег, насколько позволяет движение тележки с траверсой по верхнему шандору, и разобщается с нею после подведения под него второй тележки для откатки на место хранения. Немедленно затем захватные крюки заряжаются на сцепление и верхний шандор вновь опускается в воду для подъема следующего шандора.
Подъем следующих шандоров п-ро1ИСХОДИТ в том же порядке.
По окончании разборки заграждения верхний шандор или погружается в горизонтальный паз в днище сооружения или откатывается на берег при участии одного из щандоров (фиг. 9- 11).
При укладке щандоров в отверстие сооружения описанный порядок манёЁрироваиия (воопроизводится в обратной последовательности.
В щандорном заграждении (фиг. 3-6) предусмотрены боковые скользящие
и направляющие упоры 57 и 58 на упругих прокладках. Предусмотренные симметричные отверстия 59 в шандорах (фиг. 2 и 16) допускают перестановку упомянутых упоров с одной 1стороны на другую в зависимости от перемены направления гидростатического Д;авления, чем исключается необходимость поворота шандоров в плане на 180° и достигается сниметричность расположения закладных частей в пазах (фиг. 27).
Применением направляющих клиньев 60 и гнезд 61 (фиг. 25 и 26) имеется в виду достигнуть точного центрирования каждого шандора относительно нижележащего, правильности укладки всех шандоров в пазах и тем самым - обеспечения наиболее надежной работы, вертикального противофильтрационного уплотнения.
Для вертикального прот1ивофильтрационного уплотнения в пазах может быть использовано приспособление, состоящее из двух металлических уголков 62 во всю высоту заграждения (фиг. 28-35). Внешние стороны уголков по всей дл1ине покрыты двумя лежащими друг на друге слоями резины 63, укрепленными к нему посредством болггов с гайкам1И и шайбами или же присоединенными с пoмoщJью клея. Боковые края слоев резины длиннее концов полок уголка и заострены. Нижний торец уголка образован тоже обделанной резияой косынкой 65 с отверстием 66. Два таких уголка ус ганавли1ваются с верховой стороны заграждения в углы, образуемые стенками сооружения и рядом вертикальных (боковых) уплотняющих брусьев щандора (фиг. 6). Отверстие в нижнем торце уголка насаживается на специально заделанный в днище сооружения центрирующий штырь 67 (фиг. 27), а верхний конец крепится нри собранном заграждении болтом 68 откидного кронш:тейна 69 (фиг. 34 и
35), вращающегося на штыре 70 заделанном в стенку верхнего щандора. При pa3o6paHHOMi заграждении уголок убирается в паз путем подтягивания за кольцо 72 помощью троса, укрепленного за косынку 71 в верхней части уголка.
Предмет изобретения.
1.Захватная балка для подъема и опускания шандоров в гидротехнических сооружениях с применением поворотных крюков и пе-рекидных рычагов с грузом, служащих для автоматического сценленИя и р асцеплен1ия крюка с шандором при его подъеме и опускании, отличающаяся тем, что перекидные рычаги имеют секторы 31 с дугообразной прорезью 30, в которой неремещается палец 29 тяги 28, шарнирно прикрепленной к поворотному крюку 23.
2.Форма выполнения балки по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью предупреждения преждевременного расцепления крюка с шандором, нрименен рычаг 40, который служит опорой для сектора 31, находясь в приподнятом положении, ноддерж)иваемом штангой 44 до тех пор, пока последняя не переместится вверх воздействием штанги 51 шандора.
3.Форма выполнения захватной балки по пп. 1 и 2, отличающаяся применением) цепной передачей; 55, 56 для взаимной блокировки перекидных, рычагов.
4.Форма выполнения захватной балки по ЦП. 1 и 3, отличающаяся тем, что она снабжена уплотнительными устройствами с целью использования ее в качестве верхнего шандора.
5.Форма выполнения захватной балки по ЦП. I к 4, отличающаяся тем, что она снабжена леерами и леерными стойками с целью использования ее в качестве пешеходного мостика.
00
d о
L-сЗ И О
яг
со
ч-1
м н о л 1 ф н
03
«:
и о
Он О
н и и
:
i |П|
I г О.
ffMi:
н н ь diC-iiH :::
EJ
4л|М 4н4.4щНЕЖ Е
fftHt
:: I «а
т
. к авторскому свидетельству И,
Ш,ШЖШ
lliNili l yiil lilll lll l lyii;i N :|ri j
ttttttfptfWHf
t П i И1 i i I тттттт -4 rat-. ннн1ш1;| Ш ; п§йШ| 0- - . S-3 Si-ii :J-3 Zni-Sjil -g|j| 4| |y ( ±3 «Ш4т i lj;I:; i t t ilfj ilESi ii i I I iJ|iryT Oofi fimw-Ji I - -й.З 1 :s vjj ..-fT-j ± 4- ..J. Si :д±-i-4-± Z Tt : s i ±d:j irii ife n;ril::fir-a - f--sJi: ri :PГA и -:-. , i ; Д 57028 И. Еузнецова
00
pq о
ff
03
{ n в
О ьД
u
EH Ф
ff
pq о
э
S о и о рц
«3
QO М
осб
D
W со
)
t
р:)
А Ч « Н
§: в
РЭ
. S
о и
Оч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ ШАНДОРОВ В ОТВЕРСТИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ | 1934 |
|
SU46192A1 |
Устройство захватной балки для подъема и опускания шандорных затворов в гидротехнических сооружениях | 1929 |
|
SU14799A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАХВАТНОЙ БАЛКИ ДЛЯ ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ ШАНДОРНЫХ ЗАТВОРОВ В ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ | 1929 |
|
SU15504A1 |
Подъемное устройство для установки и разборки шандорных брусьев в шлюзах | 1934 |
|
SU43138A1 |
Уплотнительное приспособление к затворам гидротехнических сооружений | 1936 |
|
SU57029A1 |
Земляная плотина | 1932 |
|
SU33458A1 |
Проходческий полущит | 1980 |
|
SU891945A1 |
Оградительная крепь | 1978 |
|
SU748011A1 |
КАМЕРА ДЛЯ ТВЕРДЕНИЯ ЖЕЛEBOBETOHHbiX ИЗДЕЛИЙ | 1971 |
|
SU313826A1 |
Грузозахватное приспособление | 1956 |
|
SU106880A1 |
Авторы
Даты
1940-01-01—Публикация
1936-08-26—Подача