Судовой лопастной движитель Советский патент 1941 года по МПК B63H1/10 

Описание патента на изобретение SU59074A1

Изобретение ставит своей задачей дальнейшее усовершенствование известных уже судовых лопастных движителей с несколькими вертикально расположенными гребными лопастями, положение которых относительно цен,тральной оси движителя регулируется при иомощи подвижного эксцентрика. Для достижения этого, в целях упрощения управления ходом судна, перемещение эксцентрика относительно параллели-кулисы осуществляется, помощью шестерни, сидящей на вертикальном валу. При этом шестерня может воздействовать с одной стороны на зубчатую рейку, прикрепленную к нижней плоскости эксцентрика непосредственно, а с другой стороны - посредством паразитных шестерен, укрепленных на кулисе. Благодаря такому устройству имеется в виду получить возможность осуществлять управление движением судна и регулирование работы движителя независимо, не изменяя числа оборотов движителя на всех от полного хода вперед до полного назад, через стоп.

На чертеже фиг. 1 изображает схематически боковой вид движителя в разрезе; фиг. 1а - частичный вид сверху фиг. 1 с горизонтальным разрезом; фиг. 2 - лопасть движителя; фиг. 3 - вид сверху с нанесением кине.матики движителя для переднего и заднего хода; фиг. 4 - устройство тяг, удерживающих эксцентриковый бугель в неизмевном пвложении по отнощению к ротору; фиг. 5 - боковой вид с частичным разрезом эксцентрика и бугеля; фиг. 6 - еге горизонтальную проекцию; фиг. 7 и 8 - эксцентрик в сдвинутом положении: на величину эксцентриситета вправо (в 2-х проекциях).

Главный пустотелый вал 1 (фиг. 1), несущий ротор, верхней своей конической частью закреплен неподвижно в муфте 22, составляющей одно целое с фланцевой верх-ней крыщкой статора 57. Вал 1 закреплен гайкой 65 со стопором. Движущаяся часть - ротор для подвееа на главном валу с.монтирован на- двух рол-иковых подшипниках 23, 24 и для поддерживания в вертикальном положении поставлен в упорный подшипник 25. Верхний подшипник 23 сердечником закреплен неподвижно на валу 1 гайкой 26. Для передачи давления от веса ротора на главный вал поставлена шайба 28, на которую сверху опирается обойма подшипника 23; нижняя обойма подшипника 25 опирается в кольцевой выступ

на главном валу. Второй роликоподшипник 24 укреплен на главном валу гайкой 42. Подшипники 23, 24 своими наружными обоймами закреплены неподвижно в ступице 29 цилиндрической формы при помощи верхней крышки 27 и нижней 41.

В нижней части ступицы 29 имеется фланец, на котором расположена коническая ведомая шестерня 32, крепящаяся к фланцу болтами 33 и приводящая во вращение ротор движителя через приводный от мотора вал 51.

Вал 51 составляет одно целое с малой конической щестерней 31 (фиг. 1 и 1а), приводящей во вращение ротор 30 через посредство щестерни 32, и смонтирован на корпусе статора на двух подщипниках 52, 58. Последние закреплены на переборках 63 и 56 одного из трех кницеобразных сварных кронщтейнов, прикрепленных к корпусу (статору) движителя. В подшипнике 52 имеется роликовый подщипник 53, закрепленный гайкой 54 на валу 51 и закрытый крыщкой 55. Второй подщипник 58, поддерживающий вал 51, состоит из роликового подщипника 59 и опорного подщипника 60, укрепленных на валу 51. Подшинннки 52 и 58 выполнены разъемными в горизонтальной плоскости для удобства сборки и монтажа вала, для чего в кронщтейне имеются горловины сверху и с боков.

Вал 3, проходящий внутри вала 2, (фиг. 1), находящегося, в свою очередь, в полости главного вала 1, в нижней своей части несет кулису 21, неподвижно насаженную на шпонке помощью втулки 45 и закрепительной гайки 46. Кулиса предназначена для управления движением судна путем поворота сектора 69, насаженного на конусе и закрепленного гайкой 70 (фиг. 1). Нижний конец вала 3 помещен Б подшипнике 47, прикрепленном болтами к днищевой части ротора - диску 50.

Кулиса 21 имеет вид параллели с накладками 40, крепящимися шурупами (фиг. 5 и 6). В этой параллели помещен своей нижней частью эксцентрик 9, могущий перемещаться вдоль нее на величину двойного эксцентриситета, для получения изменения режима работы движителя от переднего полного до заднего с промежуточными от полного до тихого и стоп; когда центр эксцентрика совмещен с осью ротора, то лоласть (фиг. 2) занимает положение с нулевым углом атаки по касательной к окружности движения лопастей. Для возможностей перемещения эксцентрика в днищевой части его имеется соответствующий вырез на двойную величину эксцентриситета (фиг. 5, 6).

Перемещение эксцентрика 9 относительно параллели-кулисы 21 производится следующим порядком. Па пустотелом валу 2, в нижней его части, неподвижно насажена щестерня 4 (фиг. 1, 5 и 6), сцепляющаяся с |ОДйой стороны с зубчатой рейкой 5 непосредственно, а с другой стороны - с двумя паразитными щестернями 6, укрепленными на кулисе на штыревых пальцах с гайками 7. Рейка 5 соединена щурупами 44 (фиг. 1 и 5) с нижней частью эксцентрика 9.

Устройство передаточного механизма от эксцентрика 9 для приведения в колебательное движение лопастей состоит в следующем. Па диске эксцентрика 9 туго насажена облицовка из текстолита в виде кольца 10, закрепленного изнутри эксцентрика щурупами, на которое надет бугель 11. С бугелем 11 соединены при помощи выточек и болтов 74 звездообразные диски с отростками 74 (фиг. 1 и 3) по количеству лонастей, в данном случае на 6 лопастей. В расточенные отверстия отростков 74 дисков поставлены бронзовые втулки 14 (фиг. 1 и 3), а в них подвижно на цапфах помещены направляющие втулки 13 шарнира для осуществления колебательного движения лопасти через посредство штоков 15, одним концом закрепленных помощью вилки на обойме 17, насаженной на гильзе 18, в корпус которой вставлена и закреплена гайками 37 и 38 лопасть 22 (фиг. 1 и 2).

Гильзы 18 (фиг. 1) смонтированы в подшипниках 34,20. Для возможности быстрой замены поврежденной лопасти достаточно вскрыть одну из горловин 75 (фиг. 1 и 3) и свернуть гайку и контргайку 37, 38, после чего лопасть 22 выщибается из гильзы 18, а

вместо нее крепится гайкой новая логгасть, и горловина закрывается.

При смещении эксцентриситета для получения переднего или заднего хода II стоп, смещение линий, проходящих через центры цапф дисков, должно происходить параллельно, т. е. вдоль оси кулпсы, и для удержания в этом положении эксцентрикового бугеля применено устройство двух тяг 76 (фиг. 3 и 4). Тяги одними концами соединены шарнирно шаровыми штырями, укрепленными на двух противоположных точках Е и Г (фиг. 3) верхнего звездообразного диска, а другими концами эти тяги соединены рычагами К -и М. Рычаги насажены неподвижно на вал 80, который: помещен в двух опорных кронщтейнах-пОДщипниких, прикрепленных к днищу ротора.

Предмет изобретения.

Судовой лопастной движитель с несколькими вертикально расположенными гребными лопастями, с применением подвижного эксцентрика, управляющего положением этих лопастей относительно центральной оси движителя, отличающийся тем, что перемещение эксцентрика 9 относительно параллели-кулисы 21 осуществляется при помощи шестерни 4, закрепленной на валу 2 и воздействующей на зубчатую рейку 5 с одной стороны непосредственно, и через паразитные шестерни 6, закрепленные на кулисе, - с другой стороны.

Похожие патенты SU59074A1

название год авторы номер документа
Судовой лопастный двигатель 1934
  • Ефремов П.Е.
SU47908A1
ВСЕСОЮЗНАЯ [ fnAT?HTHO-;LXf;r 1973
  • Л. Э. Лихтеров А. Б. Иванов
SU372112A1
Машина для прочески щетины и волоса 1940
  • Таскаев А.К.
SU59602A1
РОТОРНЫЙ ВИХРЕДВИЖИТЕЛЬ "СЕРВИД-М" 2008
  • Черняев Борис Николаевич
RU2443908C2
Устройство для маркировки капсюлей-детонаторов 1976
  • Петрухин В.Л.
  • Буторин С.Н.
  • Лукин А.М.
  • Абакумов М.А.
SU573006A1
Устройство для перемещения пруткового материала 1983
  • Рейцман Михаил Давыдович
  • Смирнов Алексей Алексеевич
SU1082529A2
Устройство для тренировки гребцов 1982
  • Петрушевский Иван Иванович
  • Касаткин Николай Алексеевич
  • Колесник Геннадий Алексеевич
  • Файвышевский Владимир Ильич
SU1069839A2
Автоматический многопильный станок для распиловки сахарных голов 1933
  • Коваленко П.Е.
SU40284A1
ИНЕРЦИОННЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДЕСЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ РЕАКТИВНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Калужский В.Г.
RU2163679C2
ДВУХТАКТНЫЙ БЕСШАТУННЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С СИЛОВЫМ МЕХАНИЗМОМ ЭКСЦЕНТРИКОВОГО ТИПА 2002
  • Бабаева Е.Е.
  • Голубков Е.П.
  • Голубков П.Е.
  • Кобозева С.Н.
  • Косырев А.А.
  • Корсуков А.В.
  • Полужевцев Ю.М.
RU2215884C1

Иллюстрации к изобретению SU 59 074 A1

Реферат патента 1941 года Судовой лопастной движитель

Формула изобретения SU 59 074 A1

SU 59 074 A1

Авторы

Ефремов П.Е.

Даты

1941-01-01Публикация

1939-04-27Подача