1
Изобретение относится к области судостроения и, в частности к судовым крыльчатым движителям.
Уже известен механизм привода лопасти крыльчатого движителя, размещенный внутри его ротора и содержаш.ий рычаг лопасти.
Отличительная особенность предложенного механизма привода лопасти состоит в том, что эксцентрично центру ротора смонтирована управляющая шестерня внутреннего зацепления с кулисой, через которую проходит щтанга, шарнирно соединенная с рычагом лопасти, вн:утрп управляющей шестерни установлен двухступенчатый редуктор с ведущем и ведомым валами, причем на первом смонтированы ведущее колесо, сцепленное с управляющей шестерней, и ведущая щестерня, сцепленная с ведомым колесом, установленным на ведомом валу и связанным щарнирной планкой с ведомым валом, а на конце щтанги щарнирно закреплен кривошип, соединенный с ведомым колесом.
Такое выполнение механизма позволяет повысить относительный эксцентриситет и увеличить коэффициент полезного действия движителя.
На фиг. 1 изображен механизм привода пяти лопастей крыльчатого движителя (вертикальный разрез); на фиг. 2 - то же (горизонтальный разрез); на фиг. 3 показана зависимость угла поворота лопасти от угла поворота ротора движителя.
Механизм привода лонасти размещен внутри ротора / движителя с лопастями 2, имеющими хвостовики 3 с рычагами лопастей 4. Он состоит из эксцентрично расположенной относительно центра ротора и установленной на подшипниках цилиндрической управляющей шестерни 5 с шарнирно закрепленной на ней
кулисой 6 и с зубьями на внутренней поверхности, двухступенчатого редуктора, охватываемого унравляющей шестерней 5 и имеющего ведущее цилиндрическое зубчатое колесо 7, находящееся в зацеплении с унравляющей шестерней 5 и жестко скрепленное с ведущей шестерней 8 на ведущем валу 9, связанном планкой 10 с ведомым валом У/, и ведомое цилиндрическое зубчатое колесо 12, сцепленное с ведущей шестерней 8. Механизм
также содержит кривошип, жестко связанный с ведомым колесом 12, образованный диском 13, вспомогательным диском 14, соосным диску 13 и соединенным с ним эксцентрично расположенным относительно оси ведомого вала
// пальцем 15. На пальце 15 шарнирно закреплена одним своим кольцом штанга 16, проходящая через кулису 6 на управляющей шестерне 5. Другой конец штанги 16 шарнирно связан с рычагом лопасти 4, перпендикулярном ее хорде.
Механизм привода лопасти работает следующим образом.
Двигатель 17 вращает ротор I с лопастями 2. При повороте ротора 1 лопасть 2 увлекает за собой щтангу 16, которая с помощью кулисы 6 сообщает вращательное движение эксцентрично установленной относительно центра ротора управляющей цилиндрической шестерне 5 и диску 13, связанных зубчатыми колесами 7 и 12, ведущей шестерней 8 и планкой 10 таким образом, что вращение диска 13 и щестерни 5 происходит с одинаковой угловой скоростью в противоположном направлении. При этом щтанга 16 совершает колебательные движения относительно ротора /, передаваемые через рычаг лопасти 4 непосредственно лопасти 2. Лопасть 2 совершает колебания (фиг. 3). Такое колебание лопастей 2 обеспечивается соответствующим выбором диаметров управляющей шестерни 5 и диска 13, величин их эксцентриситета относительно центра ротора I и длины рычага лопасти 4.
В крыльчатом движителе управляющие и ведущие шестерни, ведущие и ведомые зубчатые колеса и валы, диски, вспомогательные диски, пальцы, планки и щтанги (по числу лопастей) объединены в обойму с помощью конических подшипников, находящихся на шестернях 5, а также подвижным соединением ведомых валов 11 и вспомогательных дисков 14 по оси ведомых валов.
Регулирование величины упора движителя производится изменением оборотов приводного двигателя 17, а направление упора изменяется сервомотором 18, поворачивающим обойму через коническую передачу 19 и жестко связанный с обоймой управляющий вал 20. Обойма подвижно установлена на днище ротора 1.
Предмет изобретения
Механизм привода лопасти крыльчатого движителя, размещенный внутри его ротора
и содержащий рычаг лопасти, отличающийся тем, что, с целью повыщения относительного эксцентриситета и увеличения коэффициента полезного действия движителя, эксцентрично центру ротора смонтирована управляющая
шестерня внутреннего зацепления с кулисой, через которую проходит щтанга, шарнирно соединенная с рычагом лопасти, внутри управляющей щестерни установлен двухступенчатый редуктор с ведущим и ведомым валами, причем на первом смонтированы ведущее колесо, сцепленное с управляющей шестерней, и ведущая щестерня, сцепленная с ведомым колесом, установленным на ведомом валу и связанным шарнирной планкой с ведомым
валом, а на конце штанги шарнирно закреплен кривошип, соединенный с ведомым колесом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовой лопастной движитель | 1939 |
|
SU59074A1 |
Судовой лопастный двигатель | 1934 |
|
SU47908A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА ЛОПАСТЕЙ КРЫЛЬЧАТОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 1973 |
|
SU371123A1 |
Шаровой дисковый вариатор | 1977 |
|
SU693080A1 |
МУСКУЛОЛЕТ (ВАРИАНТЫ) | 2022 |
|
RU2786028C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
РОТОРНЫЙ ВИХРЕДВИЖИТЕЛЬ "СЕРВИД-М" | 2008 |
|
RU2443908C2 |
Ведущий мост транспортного средства с колесным и роторно-винтовым движителями | 1974 |
|
SU551204A1 |
Кулисно-рычажный прямолинейно-направляющий механизм повышенной точности и привод для колесных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой человека | 2017 |
|
RU2664852C1 |
Преобразователь равномерного вращения в неравномерное | 1986 |
|
SU1405924A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация