1
Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для защиты турбин при повышении частоты вращения.
Известны устройства для защиты турбины от разгона, содержащие датчики скорости и ускорения ротора и автомат безопасности, связанные с клапанами турбины и с исполнительным механизмом срыва вакуума в конденсаторе 1. В этих устройствах при недопустимом повыщении частоты вращения и ускореНИИ ротора происходит не только закрытие клапанов турбины, но и срыв вакуума, что позволяет уменьщить опасность разгона. Однако весьма продолжительное время срыва вакуума снижает экономичность работы турбины.
Известно также устройство для защиты турбины от разгона, содержащее датчики скорости и ускорения ротора и автомат безопасности, связанные с клапанами турбины и с исполнительным механизмом срыва вакуума в конденсаторе, ко входу которого подключен блок формирования сигнала на прекращение срыва вакуума 2. Блок формирования обеспечивает прекращение срыва вакуума после достижения максимального значения частоты врандения, что повышает экономичность турбины.
Это устройство является ближайщим к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату.
Надежность турбины при срабатывании известного устройства оказывается недостаточно высокой, так как оно производит лищь полный срыв вакуума, что отрицательно отражается на работе последних ступеней турбины и конденсатора.
Цель изобретения - повыщение надежности работы турбины.
Для достижения поставленной цели в устройство введен блок нелинейного преобразования, включенный между датчиком ускорения и блоком формирования сигнала на прекращение срыва вакуума.
На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - характеристика блока нелинейного преобразования.
Турбоустановка включает в себя турбину с частью 1 высокого давления, сепараторомперегревателем 2 и с частью 3 низкого давления, генератор 4, связанный через выключатель 5 с сетью б и конденсатор 7, на котором размещен клапан 8 срыва вакуума в конденсаторе. Клапан 9 управляют расходом нара в турбину. На валу турбины размещен .аатчик скорости 10. К. последнему подключены
датчик ускорения 11 и автомат безопасности 12. Система защиты включает блок 13 формирования сигнала на срыв вакуума и блок 14 формирования сигнала на прекращение срыва вакуума, подключенные к блоку 15 усиления и преобразовапия. Последний подключеп к исполнителъному механизму 16, связанному с клапаном 8.
Цепь питания 17 подключена к блоку 13, а цепь питания 18 подключена к блоку 14. Реле 19, подключенное к датчику ускорения 11, управляет нормально разомкпуты.м контактом 20. Реле 21, подключенное к датчику скорости 10, управляет нормально разо.адкнутым контактом 22. Реле 23, подключенное к автомату безопасности 12, управляет нормально разомкнутым контактом 24. Блок 25 нелинейного преобразования сигнала по ускорению, к входу которого подключен датчик ускорения 11, соединен с реле 26 с нормально разомкнутым контактом 27 и нормально замкнутым контактом 28. Характеристика блока 25 приведена на фиг. 2.
Конкретное выполнение блоков 13-15 зависит от типа исполнительного механизма 16, который может быть электродвигателем переменного тока или гидравлическим сервомотором.
Устройство работает следующим образом.
При превыщении частоты вращения ротора определенного значения, например, в случае отключения генератора 4 от сети 6 с помощью выключателя а, датчик скорости 10 воздействует на реле 21. Последнее срабатывает и замыкает контакт 22.
При увеличении ускорения до определенного значения по сигналу с датчика 11 срабатывает реле 19 и замыкает контакт 20. При срабатывании автомата безопасности 12 срабатывает реле 23 и замыкает контакт 24. В случае одновременного замыкания контактов 20-24 или любо|-о из них, цепь питания 17 становится замкнутой.
В этом -случае подается сигнал от блока 13 через блок 15 на исполнительный механизм 16; Последний открывает клапан 8, что приводит
к срыву вакуу.ма в конденсаторе 7 и к у.меньпюнию частоты вращения ротора турбины.
Когда частота вращения ротора турбины после достижения максимального заброса начнет снижаться, на выходе блока 25 появ.-|яется сигнал (фиг. 2), от которого срабатывает реле 26. Реле 26, срабатывая замыкает нор 1aльнo разомкнутый контакт 27 и размыкает нормально за.мкнутый контакт 28, что приводит к замыканию цепи 18 и обесточиванию
цепи 17, т.е. к включению блока 14 и отключению блока 13. Цепь 18 выдает на блок 15 сигнал противоположной полярности, чем цепь 17, что приводит к изменению напряжения перемещения исполнительного механизма 16, и, следовательно, к закрытию клапана 8.
Вследствие закрытия последнего срыв вакуума прекращается.
Таким образом, устройство обеспечивает частичный срыв вакуума, а не полный, что ускоряет процесс повторного пуска турбины,
и вместе с тем улучшает условия работы последних ступеней турбины и конденсатора, повыщая их надежность.
Формула изобретения
Устройство для защиты турбины от разгона, содержащее датчики скорости и ускорения ротора и автомат безопасности, связанные с клапанами турбины и с исполнительным механизмом срыва вакуума в конденсаторе, ко входу которого подключен блок формирования сигнаяа на прекращение срыва вакуума, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности турбины, в устройство введен блок нелинейного преобразования,, включенный между
датчиком ускорения и блоком формирования сигнала на прекращение срыва вакуума.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР № 319740, кл. F 01 D 21/02, 1969.
2.Авторское свидетельство СССР As 557192. кл. F 01 D 21/02, 1974.
Авторы
Даты
1978-03-05—Публикация
1976-06-23—Подача