Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящих моментов в механизмах с дистандионным управлением. Известна соединительная муфта, состоящая из двух полумуфт, жестко закрепленных на концах валов, один из которых принадлежит легкосъемному устройству. Одна из полу муфт имеет венец со скошенными торцовыми зубьями и отверстия для прохода паль ев второй полумуфты. Вторая полумуфта име ет венед с торцовыми зубьями, соответствую щими впадинам первой полу муфты. Венец сое диняется с корпусом полумуфты посредством пружины, жестко закрепленной на венце и на корпусе, полумуфты. В согласованном положении движение передается через венцы. Однако в такой муфте пружина испытывает сложный изгиб, а муфта имеет значитель ный люфт при передаче больших крутящих моментов, пружина должна быть выполнена жесткой, что приводит к появлению значительных осевых нагрузок на подшипники. Известна муфта, содержащая две концентрично расположенные полумуфть1, сцепляющиеся между собой при осевом перемещении внутренней полумуфты, выполненной, в виде пружинной пластины тарельчатой формы. продольном сечении со скругленными конг цами, на которых имеются зубцы, входящие при ее деформации в зацепление с зубцами на внутренней поверхности наружной полумуфты. Данная конструкция муфты является наи более близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту. Однако дляпередачи значительных кру тящих моментов эта муфта непригодна, так как включение муфты происходит не мгновенно, а в конечный промежуток временя, то полная нагрузка на зубцы происходит при соприкосновении зубцов ведущего звена с зубцами ведомого звена (зуб принимает полную нагрузку не всем профилем, а только его концом), это приводит к возникновению больших-i контактных напряжений и преждевременному износу зубцов. Кроме того в иэвестной муфте пружинная пластина исиыты- вает сложный изгиб, а при включении муфты имеют место значительные динамические нагрузки на составные элементы муфты. Цель изобретения - увеличение переда ваэмых крутящих моментова срока службы и повышения надежности сцепления, Для 9ТОГО в предлагаемой муфтеПнарухшаа полуму,фта снабжена упругими элементами и выполнена в виде двух установленных кон- центрично другдругу, дисков, один из имеет впадины, а другой - расположе ные в них радиальные выступы, при этом упругие элементы установлены между стен ками выступов и впадин, а внутренняя полу муфта снабжена охватывающим ее кронштей ном с направляющими. На фиг. 1 доказана предлагаемая муфта, разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг, i на фиг. 3 - разрез по на фиг. 1, на фнг 4 разрез по на фиг. 2. Муфта содержит наружную полумуфту, выполненную в виде двух дисков 1 н 2, распол женных концентрично друг другу. Диски поса жены один относительно другого по подвижно посадке и стопорятся от осевого смешения, например разрезным кольцом 3. Диск 2 им& ет выступы а входящие во впадины б диска между выступами а и впадинами б в образовавшейся полости установлены упругие 8лэ менты 4, например плоские тфужины. Диск 2 имеет внутренние зубцы ви кольцевой выо туп г, на оси 5 закреплена трубка 6; внутренняя полумуфта 7 выполнена в виде пружинной пластины тарельчатой формы в продольном сечении со скругленными j концами и имеет зубцыд; внутренняя полумуфта крепится гайкой 8. Перемещения пружинной nna тины 7 ограничены направляющими 9, жестко связанными через кронштейн 10 с внутренней полумуфтой. Муфта работает следующим образом. При включении ,муфты к оси 5 прикладывается сила Р. Внутренняя полумуфта J, выполненная в виде пружинной пластины тарельчатой формы в продольном сечении, упираясь в кольцевой выступ rlJ начинает дефор мироваться и по направляющим 9 входит в зацепление своими зубцами д с зубцами в наружной полумуфты/ причем полная нагруэка на зубцы происходит не сразу, как тольп ко они коснуться друг друга. Сначала начинают деформироваться плоские пружины 4, нагрузка возрастает постепенно. К моменту полного нагружения зубцов в и д, т. е. как только плоскость с внутренней полумуфты коснется плоскости ж наружной полумуфты Се и ж, при реверсе), полумуфты войдут в жесткое сцепление не полностью или бол1 шей своей частью войдут в зацепление; ди намических нагрузок и больших контактных напряжений наблюдаться не будет. Так как пружинная пластина ограничена в свободе перемещений направляющими 9, жестко связанными через кронштейн 10 с внутренней полумуфтой, то она работать на изгиб практически не будет (ввиду болы шей жесткости кронштейна 10) и при тех же параметрах сможет передавать значи,тельно больший крутящий момент. В виду большой жесткости кронштейна 10 повышается надежность сцепления,. Преимущества предлагаемой конструкции состоят в том, что она при тех же параметр pax пружинной пластины может пёре давать значительно большие крутящие мо менты, увеличивается срок службы зубьев в надежность сцепления, значительно умень шлются динамические нагрузки на составные элементы муфты при включении. Формула изобретения Муфта, содержащая две концентрично рао« положенные полумуфты, сдеплящиеся между собой при осевом перемещении внутренней полумуфты, выполненной в биде тфужинной пластины тарельчатой формы в продольном сечении со скругленными концами, на имеются зубцы, входящие прда ее деформа и в зацепление с зубцами на внут ренней поверхности наружной полуму||ггы, отличающаяся тем, что, с целью увеличения передаваемых футящих моментов, срока службы и повышения надежности, наружная полумуфта снабжена упругими эл. ментами и выполнена в виде двух устано&ленных концентрично друг другу дисков, один из которых имеет впадины, а другой r pacnt ложенные в них радиальные выступы, при этом упругие элементы установлены между стенками выступов и впадин, а внутренняя полумуфта снабжена охватывающим ее кро штейном с направляющими.
фиг.1
/(-А
ж
Фиг. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1977 |
|
SU715845A1 |
Муфта сцепления | 1976 |
|
SU615292A1 |
БЕЗУДАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1966 |
|
SU178626A1 |
Муфта | 1978 |
|
SU898160A1 |
Предохранительная муфта | 1974 |
|
SU505840A1 |
УПРУГОВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО | 2006 |
|
RU2316431C1 |
МУФТА ОТБОРА МОЩНОСТИ | 2012 |
|
RU2594095C2 |
УПРУГАЯ МУФТА | 1968 |
|
SU207590A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА | 2016 |
|
RU2636449C1 |
Двухпоточная муфта сцепления | 1979 |
|
SU863916A1 |
В-б
9
/
7
Фиг. 3
В- В
Авторы
Даты
1978-03-15—Публикация
1976-03-18—Подача