(54) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная передача | 1990 |
|
SU1762054A1 |
ГЕНЕРАТОР ВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1995 |
|
RU2115853C1 |
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2011 |
|
RU2466315C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2112900C1 |
Планетарный редуктор | 1990 |
|
SU1740827A1 |
ВАРИАТОР НА ОСНОВЕ ШЕСТЕРНИ ИЗМЕНЯЕМОГО ДИАМЕТРА | 2013 |
|
RU2563294C2 |
МАГНИТОВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2115046C1 |
Волновой вариатор скорости | 1979 |
|
SU870804A1 |
Волновая фрикционная передача | 1972 |
|
SU449190A1 |
Многопоточный конусный вариатор | 1982 |
|
SU1073515A1 |
Изобретение относится к машиностроению И может быть применено в механизмах точных приборов.
Известна волновая передача, содержвщая гибкое И жесткое колеса, ведущий вал и генератор, СОСТОЯЩИЙ ИЗ трех сателлитов, опирающихся на гибкое колесо и на еще один ИЛИ более дополнительные ряды сателлитов, опирающихся в свою очередь на ведущий вал передачи l.
Недостатком указанного устройства является сложность конструкции, НИЗКИЙ КПД
И сравнительно невьюокие величины передаточного числа.
Наиболее близким по технической сушности И достигаемому результату к изобретению является волновая передача, содержащая гибкое к жесткое колеса, ведущий вал н генератор, выполненный в виде трех сателлитов, опирающихся на гибкое колесо и находящихся во фрикционном контакте с ведущим валом 2j.
Недостатком известного устройства является то, что в нем для работоспособности должна обеспечиваться высокая точность
СООСНОСТИ ведущего вала и жесткого колеса, так как незначительная несоосность (особенно во фрикционных передачах) может привести к значительной неравномерности распределения нагрузки между зонами взаимдействия гибкого И жесткого колес, что отрицательно сказывается на эксплуатационных качествах передачи и может привести к повышенным контактным напряжениям и преждевременному выходу ИЗ строя передачи. Кроме того, в известной передаче не может быть значительно увеличено передаточное ЧИСЛО за счет генератора, так как велич1ша его лимитируется диаметрок сателлитов. Для автоматического увеличения силы грения сателлитами и ведущим валом дри возрастании полезной нагрузки, выравнивания нагрузки между зонами зацепления И увеличения передаточного числа передачи, передача снабжена контактирующими с наружными поверхностями щзумя нажимными роликами, ОСИ которых расположены по обе стороны от ведущего вала параллельно его ОСИ И двумя СТЯЖНЫМИ кольцами, обхватывающими нажимные ролики и расположенными
у их торцов, сателлиты установлены между стяжными кольцами и касаются роликов наружными поверхностями и выполнены в випе колец, расположенных вдоль оси ведущего вала, таким образом, что центры их находятся в одной диаметральной плоскости, проходящей через ось передачи, центр среднего кольца находится по одну сторону от оси вала, а центры двух крайних колец - по другую.
На фиг. 1 изображена предлагаемая передача, общий вид; на фиг. 2 показан разрез А-А на фиг. 1; на фиг, 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Волновая передача содержит вьдущий вал 1, установленный в подшипниках 2, неподвижное наружное плоское колесо 3, укрепленное на основании 4, гибкое колесо 5 с ведомым валом 6, установленным в подшипниках 7 и волновой генератор. Генератор содержит три сателлита, выполненные в виде колец, опирающихся внутренними поверхностями на ведущий вал 1 и внешними поверхностями - на гибкое колесо 5, причем центр одного кольца 8, находящегося между двумя другими кольдами 9 и 10, расположен по одну сторону от вала 1, а центры двух других колец 9 и 10 - по другую сторону. Фрикционный контакт между внутренними поверхностями колец 8, 9 и 10 и ведущим валом 1 осуществляется при помощи двух нажимных роликов 11, расположенных на внешних поверхностях колец в диаметральной плоскости расположения центров последних, и двух стяжных колец 12, обхватыв ающих нажимные рамки 11.
Устройство работает следующ.им образом.
При вращении ведущего вала 1 вращаются и находящиеся в контакте с ним кольца 8, 9 и Ю, при этом они катятся по внутренней поверхности гибкого колеса 5, вызывая волну деформации и поворот его вместе с ведомым валом 6. Нажимные ролики 11 в результате контакта с внешними поверностями колец 8, 9-и 1О вращаются и вращают стяжные кольца 12. При возрастании полезной нагрузки стяжные кольца 12 самозатягиваются, при этом увеличивается сила прижатия нажимных роликов 11 и кольцам 8, 9 и 1О, что усиливает фрикционный контакт последним и ведущим валом 1.
Вьшолнение сателлитов в виде колец позволяет увеличить их диаметр по сравнению с прототипом (за счет внутреннего фрикционного зацепления с ведущим валом), и
тем самым увеличить передаточное отношение генератора, а следовательно и всей волновой передачи.
Кроме того, кольцеобразная форма сателлитов обеспечиват им деформативность, благодаря чему достигается выравнивание «агрузки между зонами взаимодействия гибijcro и жесткого колес.
Использование данного изобретения позволит за счет автоматического увеличения силы трения между сателлитами и вёдущим валом при передаче полезной нагрузки увеличить ее мощность и точность, а за счет выравнивания нагрузки между зонами взаимодействия гибкого и жесткого Колес увеличить долговечность передачи.
Увеличение передаточного числа расширяет возможности передачи.
Зацепление гибкого и жесткого колес может быть как фрикционным, .так и зубчатым.
Формула изобретения
Волновая передача, содержащая гибкое и жесткое колеса, ведущий вал и генератор, выполненный в виде трех сателлитов, опирающихся на гибкое колесо и находящихся во фрикционном контакте с ведущим валом, отличающаяся тем, что, с целью автоматического увеличения силы трения между сателлитами и ведущим валом при возрастании полезной нагрузки, выравнивания нагрузки между зонами зацепления и увеличения передаточного числа, передача снабжена контактирующими с наружными поверхностями двумя нажимными роликами, оси которых расположены по обе стороны от ведущего вала параллельно его оси и двумя стяжными кольцами, обхватываючими нажимные ролики и расположенными у их торцов, сателлиты установлены между стяжными кольцами и касаются роликов наружными поверхностями и выполнены в виде колец, располо.хенных вдоль оси ведущего вала таким образом, что центры их находятся на одной диаметральной плоскости, проходящей через ось передачи, центр среднего кольца накопится по одну сторону от оси вала, а неитры двух крайних колец - по другую.
Источники информации, прикаые во внимание при экспертизе:
Авторы
Даты
1978-04-25—Публикация
1977-01-03—Подача