I
Изобретение относится к области машиностроения и быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения и разъединения валов машин и механизмов в условиях повышенных перекосов и смеш,ений валов, при постоянном враш,ении одного из валов.
Известны муфты сиепления, содержандие две полумуфты с торцовыми кулачками, входяш,ими с зацепление один с другим I.
Недостатками этих муфт является то, что они требуют строгой соосности валов.
Известны также муфты сцепления конпенсирующие, содержаш;ие ведомую и ведущую полумуфты, подпружиненные соединительные элементы и управляюш,ее устройство 2.
Эти муфты являются наиболее близкими к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту.
Однако они имеют больщие осевые габариты, и одна из полумуфт при включении перемещается относительно вала, что приводит к быстрому износу обоих. Кроме того, в этих муфтах отсутствует синхронизация вращения полумуфт, что приводит к ударам и шуму при включении.
Целью изобретения является увеличение срока службы и повышение плавности работы муфты.
Это достигается тем, что управляющее устройство выполнено в виде к лачковой втулки, установленной с возможностью осевого перемещения и взаимодействующей с соединительными элементами, выполненными в виде чередующихся фрикционных и стопорных ползунов, при этом одна из полумуфт имеет выемки для размещения ползунов и выступов кулачковой втулки, а другая установлеиа концентричио ей и снабжена продольными пазами на наружной поверхности, взаимодействующими со стопорными ползунами. Кроме того, стопорные и фрикционные ползуны имеют на торцах срезы,
контактирующие со срезами, выполненными на кулачковой втулке, причем на фрикционных ползунах угол между плоскостью среза и образующей наружной поверхности шлццевой втулки меньше, чем на стопорных.
На фиг. изображена муфта сцепления компенсирующая, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, продольный разрез; на фиг. 3 показана кулачковая втулка; на фиг. 4 - стопорные и фрикционные ползуны в наложенном виде.
Муфта сцепления компенсирующая состоит из полумуфты и полумуфты 2, укрепленных на соответствующих концах валов ведущего 3 и ведомого 4 механизмов или машин.
Полумуфта 1 представляет собой 1 тулку, на наружной цилиндрической поверхиости которой симметрично расположены продольные пазы 5, состоящие из угловых 6 и параллельных 7 граней, форма этих пазов может быть различной.
Полумуфта 2, выполненная в внде ступицы 8 с фланцем 9 и круговым торцовым выступом 10, охватывающим щлицевую втулку 1 с зазором 11, имеет на этом выступе радиальные выемки 12, в которых симметрично размещены подвижно подпружиненные стопорные 13 и фрикционные 14 ползуны, на концах последних закреплены фрикционные элементы 15, форма которых обратна форме наружной поверхности щлицевой втулки 1, а стопорные ползуны 13 имеют на концах заостренную форму 16, обратную форме пазов 5 на шлицевой втулке 1. Кроме того, стопорные 13 и фрикционные 14 ползуны имеют на торцах срезы 17, 18, причем на фрикционных нолзунах 14 угол между плоскостью среза и образующей наружной поверхности шлицевой втулки меньще, чем на стопорных 13 для того, чтобы фрикционные ползуны быстрее стопорных вошли в сцепление с шлнцевой втулкой. В те же радиальные выемки 12 полумуфты 2 со стороны ее ступицы 8 входят до упора со срезами 17 и 18 стопорных 13 и фрикционных 14 ползунов кулачки 19 и 20 кулачковой втулки 21, подвижно установленной на ступице 8 полумуфты 2. Торцовые кулачки 19 и 20 кулачковой втулки 21 имеют на концах срезы, контактирующие со срезами 17 и 18 стопорных 13 и фрикционных 14 ползунов.
Муфта сцепления компенсирующая работает следующим образом.
Для отключения муфты кулачковая втулка посторонним исполнительным механизмом нереводится в крайнее левое положение, вплотную к фланцу полумуфты. Кулачки втулки входят внутрь полумуфты и отжимают срезами стопорные и фрикционные ползуны от щлицевой втулки, стопорные ползуны выходят из ее пазов, а фрикционные ползуны отходят от ее наружной поверхности. Тем самым освобождается щлицевая втулка и, следовательно, вал механизма или машины.
Для включения муфты сцепления выключают действие постороннего исполнительного механизма на кулачковую втулку. Тогда стопорные и фрикционные ползуны силой своих пружии отжимают срезами кулачки и входят
в сцепление с пазами на полумуфте. Сначала в сцепление с нолумуфтой входят фрикционные ползуны с фрикционными элементами на конце и приводят во вращение полумуфту. Затем, при проворачивании муфты фрикционными ползунами стопорные ползуны входят в пазы щлицевой втулки. Сила поджима стопорных и фрикционных ползунов регзлируется силой сжатия и количеством пружин, которыми они подпружинены.
Таким образом, валы механизмов или машин соединены л естко, а длина прямых параллельных граней пазов полумуфты и длина стопорных ползунов и их нодвижность, а
также величина зазора между полумуфтами дают возмол ность компенсации значительных перекосов и смещений валов. Включать и выключать муфту и при постоянном вращении одного из валов, например вала электродвигателя.
Формула изобретения
1.Муфта сцепления компенсирующая, содержащая ведущую и ведомую полумуфты,
подпружиненные соединительные элементы и управляющее устройство, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы и повышения плавности работы муфты, управляющее устройство выполнено в виде кулачковой втулки, установленной с возможностью осевого перемещения и взаимодействующей с соединительными элементами, выполненными в виде чередующихся фрикционных и стопорных ползунов, при этом одна из полумуфт имеет выемки для размещения ползунов и выступов кзлачковой втулки, а другая установлена концентрнчно ей и снабжена продольными пазами на нарул ной поверхности, взаимодействзющими со стопорными ползунами.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что стопорные и фрикционные ползуны имеют на торцах срезы, контактирующие со срезами, выполненными на кулачковой втулке,
причем на фрикционных ползунах угол между плоскостью среза и образующей наружной поверхности шлицевой втулки меньше, чем на стопорных.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Поляков В. С. и Барбащ И. Д. Муфты «Машиностроение, Л., 1973, с. 139, рис. 104.
2.Авторское свидетельство СССР №479905, кл. F 16D 11/04, 1975.
19
Фи.г.3
13 /
РигА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная обгонная муфта | 1986 |
|
SU1413324A1 |
Предохранительная муфта С.Г.Нагорняка | 1984 |
|
SU1191646A1 |
РЫЧАЖНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ | 1991 |
|
RU2011071C1 |
Колодочная муфта сцепления | 1982 |
|
SU1209963A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА | 2016 |
|
RU2636449C1 |
Муфта свободного хода | 1972 |
|
SU472515A3 |
Комплект совмещенных муфт | 2022 |
|
RU2791764C1 |
КАНАТОУКЛАДЧИК | 1973 |
|
SU368181A1 |
Сдвоенная многодисковая фрикционная муфта | 1973 |
|
SU462033A1 |
Фрикционная муфта | 1980 |
|
SU953285A2 |
Авторы
Даты
1978-05-30—Публикация
1976-05-17—Подача