Изобретение касается тренажерной техники и может быть использовано в устройствах для тренировки водителей преимущественно наземных транспортных средств. Известно устройство, содержащее измеритель логометрической системы, датчик-термосопротивление, помещенный в сосуды с маслом и водой ij. Недостатком этого устройства является низкая точность имитации обработ ки, так как показания измерителей не обрабатываются в зависимости от режима и нагрузки двигателя. Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для имитации показаний температуры охлаждающих жидкостей двигателя, содержащее измерители термометров масла и воды и измерительную схему с резисторами и потенциометрами J2 . Недостатками данного устройства я ляются невысокая точность обработки показаний, поскольку в нем не учитывалось влияние режима и нагрузки двигателя. Целью изобретения является повышение точности обработки показаний и расширение функциональных возможностей устройства. Цель достигается тем, что предлагаемое устройство имеет блок задатчиков, два канала формирования сигналов имитации изменения показаний температуры масла И воды, каждый из которых содержит последовательно соединенные формирователь сигнала и усилитель, при этом выход усилителя каждого канала соединен с измерителем термометра воды или масла соответственно, а входы формирователей сигналов подключены к блоку задатчиков. На чертеже схематически изображена принципиальная схема устройства. Устройство содержит блок задатчиков 1, формирователь 2 сигнала отработки показаний температуры воды, формирователь 3 сигнала отработки показаний температуры масла, усилитель 4 по каналу отработки показаний воды и усилитель 5 по кангшу отработки показаний масла, сопротивления 6 и 7, измеритель 8 термометра воды и измеритель 9 термометра масла. Блок задатчиков I выполнен в виде набора управляющих коммутирующих элементов 10-17 - потенциометров, тумблеров , реле. Формирователь 2 сигнала отработки показаний температуры воды содержит потенциометра 18-24 И конденсатор 25 формирователь 3 имеет элементы 26-39. Вход 10 подключен к средней точке потенциометра 10 блока задатчиков 1, 1C помощью которого производится изменение показаний температуры воды с пульта управления, аналогичное изменение показаний температуры масла производится потенциометром 14 по вхо ду 14. Вход 17 подключен к тумблеру обеспечивающему управляющий сигнал в режиме обогрев двигателя зимой . Вход ,15 подключен к датчику 15, вклю ченному в момент запуска двигателя. Общий вход 13 подключен к датчику 13 сигналу включенной передачи. Вхрд 16 подключенк электронной модели двигателя 16 в цепи схемы формирования сигнала тяговой силыНГд Вход 11 подключен к концевому выключателю il, обеспечивающему при замыкании, в момент установки жалюзей двигателя в положение жалюзи от крыты , управляющий сигнал по уменьшению показаний измерителей температуры масла и воды; вход 12 подключен к тумблеру 12,. обеспечивакяцему подачу управляющего сигнаша в режиме Устройство содержит также источник 40 питания, нормально-замкнутые контакты 41-44, нормально-разомкнутые контакты 45-48. Устройство работает следующим образом. В режиме установка температуры внешней среды с пульта управления управляннцие сигналы поступают в устройство с потенциометров 10 и 14, при этом сигнал +27 В или -27 В с потенциометра 10 через нормально-замкну тые контакты 41, 42 реле 39 и элементы 19j 24, 25 схемы формирователя 2 сигнала обработки показаний температу ры воды поступает на вход усилителя 4, сигнал +27 В или -27 В с потенциометра 14 через нормально-замкнутые контакты 43-44 реле 39 и элементы 27, 32, 33 схемы формирователя 3 сигнала температуры масла поступает на вход усилителя 5. Если показания температуры внешней среды с пульта управления на.измерителя установлены ниже 10-15°, то перед Запуском двигателя необходимо про извести прогрев двигателя . В режиме прогрев двигателя в кабине тренажера включается тумблер 17 прогрев двигателя , при этом сигнал -27 В с тумблера 17 подается через диод 36 на резистор 34 и в цепь питания реле 39 (замыкаются нормально разомкнутые контакты реле), с резистора 34 сигнал поступает в схему фор мирователя 2 сигнала температуры воды (элементы 23, 24, 25) и в схему формирователя 3 сигнала отработки показаний температуры масла (элементы 31, 32, 33), при достижении требуемых показаний температуры масла и воды на измерителях 8, 9 тумблер 17 прогрев двигателя выключается, после чего двигатель готов к запуску. Если запуск двигателя произведен, то управляющий сигнал -27 В поступает с датчика 15 на элементы и цепи, которые формируют сигнал отработки показаний в режиме прогрев двигателя . При достижении требуемых показаний температуры масла и воды двигатель может быть переключен в режим движения изделия. При этом одновременно с сигналами, поступающими с потенциометров 10, 14 датчика 15 на устройство подается сигнал текущего значения удельной силы тяги Ufx формируемый в электронной модели (вигателя 16. Сигнал Ulrf через резистор 35, инвертирующий усилитель 37, поступает в схему формирователя 2 сигнала отработки показаний температуры воды (элементы 23, 24, 25) и в схему формирователя 3 сигнала отработки показаний температуры масла (элементы 31,32,33). В зависимости от изменения текущего значения удельной силы тягиУГл устройство обеспечивает соответствующие изменения показаний измерительной температуры масла и воды. При пере- . греве двигателя показания измерительной температуры масла и воды превышают предельные допустимые значения. Для предотвращения выхода из строя двигателя необходимо произвести снижение темпе атуры охлаждающих жидкостей. что достигается открытием жалюзей двигателя и переводом двигателяна режим пониженной передачи. При этом сигнал +27 В с помощью концевого переключателя 11 подаётся; в схему формирователей 2 и 3 .e-H.iftaiiOB отработки показаний температуры вюды и..масла, в результате.-ро.казания плавно., понижаются. Если установка жалюзей в положение жалюзи открыть не обеспечивает необходимый режим охлаждения двигателято необходимо перевести двигатель на режим пониженной передачи. В режиме пониженной передачи одновременно с сигналом концевого переключателя 11 в схему формирователей 2 и 3 устройства поступает увеличенный по величине сигнал -(0-27) В с датчика 13, Ес.ли показания измерителей температуры масла и воды находятся в верхнем пределе, а двигатель необходимо остановить, то для предотвращейия выброса охлаждающих жидкостей необходимо предварительно включить в кабине тумблер12 охлаждение двигателя при включении которого в схемы формирователей 2 и 3 поступает сигнал. +27В что обеспечивает имитацию снижения показаний температуры масла и воды. Применение устройства позволяет приблизить процесс обучения к реальной обстановке, ускорить процесс обучения при лучшем качестве и обеспечении снижения количества ошибок, при водящих к авариям и поломкам при переходе к практическому вождению транс портных средств. Формула изобретения Устройство для имитации показаний температуры охлаждающих жидкостей дв гателя, преимущественно в транспортных тренажерах, содержащее измерител термометров масла и воды и измерител ную схему с резисторами и потенциог;
л метрами, отличающееся тем, что, с целью повышения точности обработки показаний и расширения функциональных возможностей, оно имеет блок задатчиков, два канала формирования сигналов имитации измерений показаний температуры масла и воды, каждый из которых содержит последовательно соединенные формирователь сигнала и усилитель, при этом выход усилителя каждого канала соединен с измерителем термометра воды или масла соответственно, а входы формирователей сигналов подключены к блоку задатчиков. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Зимин К. Б., Рымаренко А, Г. Технические средства ингенсификации обучения вождению танков , из-во ВАБТВ, 1970., я 2.Журнал SoEdat urtd Techw k, 8, ФРГ, 1970, с. 383-387,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для моделирования температуры охлаждающей жидкости в тренажерах транспортных средств | 1978 |
|
SU748451A1 |
Система для программного управления правильной машиной | 1986 |
|
SU1327065A1 |
Система регулирования диаметра жил на бумагомассной машине | 1986 |
|
SU1472879A1 |
Устройство управления гелиостатом | 1983 |
|
SU1291925A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРОГРЕВА БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ | 1966 |
|
SU214356A1 |
Имитатор шума двигателя | 1981 |
|
SU1005095A2 |
ИМИТАТОР АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ ДЛЯ АВИАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА | 1988 |
|
RU1535223C |
Устройство для моделирования давленияМАСлА B дВигАТЕлЕ | 1979 |
|
SU802973A1 |
Устройство для регулирования облучения | 1988 |
|
SU1612275A1 |
ИМИТАТОР ВИЗУАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ ДЛЯ ТРЕНАЖЕРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1990 |
|
RU1759158C |
Авторы
Даты
1978-06-15—Публикация
1976-06-11—Подача