1
Изобретение относится к машиностроению.
Известно резьбовое соединение, содержащее болт и гайку с конусной опорной поверхностью, контактирующей с конусной поверхностью детали 1.
Однако такое соединение имеет малую эффективность стопорения.
Известно также резьбовое соединение, содержащее болт, гайку с упругими элементами, расположенными со стороны опорной поверхности, и щайбу с внутренней конической поверхностью, контактирующей с упругими элементами 2.
Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Однако при затяжке гайки происходит нарушение целостности резьбы и снижение прочности соединения. Это вызвано тем, что при сжатии упругих элементов гайки их резьба вдавливается в резьбу болта, что ведет к ее деформации и повышению концентрации напряжений.
Целью изобретения является повышение прочности соединения путем сохранения целостности резьбы.
Это достигается тем, что внутренние контактирующие поверхности упругих элементов выполнены цилиндрическими, а соответствующая им поверхность болта - конической, большее основание которой расположено со стороны, противоположной головке болта. При этом обе контактирующие поверхности выполнены гладкими.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - сечение по А-А на фиг. 1.
Предлагаемое резьбовое соединение состоит из болта 1, гайки 2 и шайбы 3. Болт имеет головку 4, коническую поверхность 5 и резьбу 6. Большее основание конической поверхности 5 расположено со стороны, противоположной головке болта.
Гайка 2 выполнена с резьбовым участком 7 и упругими элементами 8 с внутренней гладкой цилиндрической поверхностью 9 и наружной конической поверхностью 10. Шайба 3 имеет внутреннюю коническую поверхность 11, контактирующую с наружной поверхностью 10.
Предлагаемое соединение работает следующим образом.
Болт 1 устанавливается в отверстие соединяемых деталей 12 и 13, на него надевается шайба 3 и навинчивается гайка 2.
Затем производится стягивание резьбового соединения. При этом коническая поверхность 11 шайбы 3 изгибает упругие элементы 8. Их внутренние контактирующие поверхности 9 плотно обжимают коническую поверхность 5 болта и жестко фиксируют окончание затяжки соединения.
Благодаря этому предотвраш,ается саморазвинчивание соединения под действием сил, возникающих во время работы деталей 12 и 13.
В предлагаемом соединении резьба болта и гайки работает в нормальных контактных условиях и не возникает дополнительной концентрации напряжений, снижающей прочность соединения.
Вместе с тем при затяжке соединения обратный конус болта, упругие элементы гайки и шайба образуют замок,, повышающий прочность соединения.
Изгиб упругих элементов гайки не должен превышать предела упругих деформаций, что обеспечивается соответствующей конусностью за.мковой части болта.
При развинчивании соединения упругие элементы отходят от конуса болта в исходное положение и не препятствуют снятию корончатой гайки.
в соединении острые кромки упругих элементов гайки целесообразно притупить скруглением радиуса R (фиг. 2).
Формула изобретения
Резьбовое соединение, содержащее болт, гайку с упругими элементами, расположенными со стороны опорной поверхности, и щайбу с внутренней конической поверхностью, контактирующей с упругими элементами, отличающееся тем, что, с целью повыщения прочности соединения путем сохранения целостности резьбы, внутренние поверхности упругих элементов, контактируюш,ие с болтом, выполнены цилиндрически.ми, а соответствующая им поверхность болта - конической, большее основание которой расположено со стороны, противоположной головке болта, при этом обе контактирующие поверхности гладкие.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Атлас «Детали машин под ред. Рещетова Д. Н., М., «Машиностроение, 1968, с. 128.
2.Патент Франции № 587764,
кл. 47 а 12, 1925.
Авторы
Даты
1978-07-25—Публикация
1976-03-03—Подача