Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины Советский патент 1978 года по МПК B60K41/06 F16H5/66 

Описание патента на изобретение SU621601A1

мента ЗАПРЕТ соединен с вычнтающим входом реверсивного коммутатора, один из входов - с выходом другого сравнивающего устройства, а другой через второй элемент ИЛИ - с выходом реверснвного коммутатора, нодающим команду на включение низшей передачи, и с выходом другого элемента ПАМЯТЬ, один из входоБ которого подключен к выходу первого сравнивающего устройства. Кроме того, для изменения постоянной времени элементов ПАМЯТЬ пропорционально величине линейного ускорения машины система спабл ена инвертором, выход которого через диод соединен со вторым входом первого элемента ПАМЯТЬ, а вход непосредственно и через другой диод соединен соответственно с датчиком линейного ускорения и вторым входом второго элемента ПАМЯТЬ. На чертеже представлена блок-схема системы. Система содержит реверсивный коммутатор 1, к выходам 2-4 которого подключены управляющие входы ключей 5-7 и через диоды 8-10 электромагниты 11 -13 исполнительных устройств, включающих соответственно первую, вторую и третью передачи. Ко вторым входам упомянутых ключей подключен выход датчика 14 оборотов выходного вала коробки передач, выполненного, например, на тахогеператоре, вал которого жестко связан с выходным валом коробки передач. Выходы ключей 5-7 через масштабные резисторы 15-17 и суммирующие резисторы 18, 19 присоединены к первым входам 20, 21 сравнивающих устройств 22, 23, вторые входы 24, 25 которых аодсоединены через суммирующие резисторы 26-33 к выходам датчиков 34-36 соответственно положения рейки и рычага регулятора топливного насоса 37, линейного ускорения машины и источника стабилизированного напряжения . Выходы 38, 39 сравнивающих устройств 22, 23 подключены к управляемым входам 40, 41 элементов ЗАПРЕТ 42, 43, к входам 44, 45 элементов ПАМЯТЬ 46, 47 и к первичным обмоткам трансформаторов 48, 49, ко вторичным обмоткам которых подключены неоновые лампы 50, 51. Выходы элементов ЗАПРЕТ 42, 43 подсоединены к вычитающему и суммирующему входам реверсивного коммутатора 1, а их управляющие входы 52, 53 - к выходам элементов ИЛИ 54, 55. Один вход 56 (57) каждого элемента ИЛИ подключен к выходу элемента ПАМЯТЬ 46 (47), а другой - к выходам 2, 4 реверсивного коммутатора. Датчик 36 линейного ускорения выполнен на тахогенераторе 58, вал которого соединен с ведомым колесом машины и подсоединен через конденсатор 59, инвертирующий усилитель 60, шунтируемый резистором 61, суммирующие резисторы 29, 30 к выходам 24, 25 сравнивающих устройств 22, 23. Выход датчика 36 линейного ускорения через инвертор 62 и диод 63 присоединен к управляющему временем запоминания входу 64 элемента Г1АЛ ЯТЬ 46, а через диод 65 - к входу 66 элемента ПАМЯТЬ 47. Источник стабилизированного напряжения подсоединен к датчикам 34, 35 положе1 ия рейки и рычага регулятора топливного насоса, а через суммирующие резисторы 26, 33 - к входам 24, 25 сравнивающих Зстройств. Контроллер 67 для рз-чного управления системой подключен к источнику постоянного напрял ения . Сравнивающее устройство 23 срабатывает в том случае, когда потенциал на его входе 21 больше или равен потенциалу на входе 25, а сравнивающее устройство 22, - когда потенциал на его входе 20 меньше или равен иотендиалу на входе 24. Система работает следующим образом. При определенной скорости движения машины на первой передаче с ускорением наступает равенство напряжений на входах 21, 25 сравнивающего устройства 23, и на его выходе 39 появится импульс, который через открытый вход 41 элемента ЗАПРЕТ 43 поступает на суммирующий вход реверсивного коммутатора 1 и на вход 45 элемента ПАМЯТЬ 47. Под его воздействием реверсивный коммутатор 1 иерейдет в следующее устойчивое состояние и подаст напряжение с выхода 3 к ключу 6 и через диод 9 - к электромагниту 12 исполнительного устройства, включающего вторую передачу, выключив ключ 5 и электромагнит И первой передачи. При включении ключа 6 и выключении ключа 5 изменится масштаб напряжения датчика 14, поступающего через масштабный резистор 16 на вход 21 сравнивающего зстройства 23, и иарушится равенство напряжений на входах 21, 25; следующий импульс не поступит. Быстродействие реверсивного коммутатора и ключей на порядок выше быстродействия сравнивающих устройств. Импульс, поступивший на основной вход 45 элемента ПАМЯТЬ 47 вызовет появление на его выходе положительного потенциала в течение заданного промежутка времени (2-4 с). Потенциал поступит на вход 56 элемента ИЛИ 54, далее на управляющий вход 52 элемента ЗАПРЕТ 42 и закроет его. Благодаря этому сразу после включения высшей передачи выходной сигнал сравнивающего устройства 22 через вход 40 не подает команду на включение низшей передачи. Элемент ЗАПРЕТ 43 остается открытым, поэтому можно произвести подряд несколько переключений на высшую передачу. Аналогично происходит переключение всех остальных передач. Если после включения контроллера 67 в положение А с места или при движении на первой передаче реверсивный коммутатор 1 установится в положение «третья передача, то напряжение на входе 20 будет меньше, чем на входе 24, сработает сравнивающее устройство 22, и через открытый вход 40 элемента ЗАПРЕТ 42 подаст два импульса на вычитающий вход реверсивного коммутатора 1 и переведет его в положение «первая передача. Задержка подачи правильной команды не превысит 0,08 с и не отразится на работе механизма управления коробкой передач, быстродействие которого 0,1-0,3 с. Если после включения контроллера 67 в положение А коммутатор 1 окажется в четвертом, неиспользуемом, состоянии, то все ключи 5-7 в цепи масштабирующих резисторов 15-17 будут закрыты, и сравнивающее устройство 22, подав импульс через открытый элемент ЗАПРЕТ 42 на вычитающий вход реверсивного коммутатора 1, переведет его в первое состояние. В дальнейшем работа системы не будет отличаться от описанной. Конденсатор 59, инвертирующий усилитель 60 и резистор 61 необходимы для измерения и пересчета приращения угловой скорости ведомого колеса, задаваемой тахогенератором 58, в линейное ускорение машины. При движении машины с ноложительным ускорением усилитель 60 подает пропорциональный ускорению отрицательный сигнал на вход суммирующих резисторов 29, 30, который уменьшает общую величину положительного сигнала, поступающего на входы 24, 25 сравнивающих устройств 22, 23. В результате этого сравнивающее устройство 23 сработает, и переключение на высшую передачу произойдет раньше, т. е. при меньшем напряжении, вырабатываемом датчиком 14. При движении машины с отрицательным ускорением (т. е. с замедлением) усилитель 60 подает на вход суммирующих резисторов 29, 30 положительный сигнал, который увеличивает общую величину напряжения, поступающего на входы 24, 25 сравнивающих устройств 22, 23. В результате этого сравнивающее устройство 22 сработает, и переключение на низшую передачу произойдет раньше, т. е. при большем напряжении, вырабатываемом датчиком 14. При увеличении скорости движения машины на третьей передаче и при уменьшении скорости ее движения на первой передаче до порога срабатывания сравнивающих устройств 22, 23 имнульсы последних не проходят на входы коммутатора 1, так как выходы 2, 4 через элементы ИЛИ 54, 55 закрывают элементы ЗАПРЕТ 42, 43, а поступают через повышающие трансформаторы 48 или 49 на неоновые лампы 50 и 51. Свечение лампы 50 или 51 оповещает водителя о необходимости переключения вручную диапазона в трансмиссии машины. Если после включения высшей передачи резко изменятся условия движения и машина начнет двигаться с замедлением, отрицательный потенциал поступит с выхода датчика 36 ускорения через диод 65 на управляющий временем запоминания вход 66 элемента ПАМЯТЬ 47 и уменьшит длительность запрещающего сигнала, поступающего на управляющий вход 52 элемента ЗАПРЕТ 42. Уменьшение будет пропорционально замедлению машины. В результате этого переключение на низшую передачу может произойти раньше при условии, что поступит сигнал с выхода сравнивающего устройства 22. Если после включения высшей передачи машина будет двигаться с ускорением, положительный потенциал с выхода датчика 36 ускорения не пройдет через диод 65 и время работы элемента ПАМЯТЬ 47 не будет изменено. Отрицательный потенциал с выхода инвертора 62 поступит на вход 64, управляющий временем запоминания элемента ПАМЯТЬ 46, но не окажет на него влияния, так как будет отсутствовать сигпал на входе 44 элемента 46. Если после включения низшей передачи дорожные условия изменяться и машина начнет двигаться со значительным ускорением, отрицательный потенциал с выхода инвертора 62 поступит через диод 63 к управляющему временем запоминания входу 44 элемента ПАМЯТЬ 46 и уменьшит длительность запрещающего сигнала, поступающего на управляющий вход 53 элемента ЗАПРЕТ 43. В результате этого переключение на высшую передачу может произойти раньше. Изобретение позволяет повысить устойчивость работы системы при переключении передач на всех основных режимах работа машины без использования информации о знаке ускорения машины. При этом происходит запрет только обратного переключе ««, а прямое последовательное переключепие на следуюшую (низшую или высшую) передачи не запрещается. Благодаря этому, если постоянная времени элементов запрета составляет несколько секунд, система позволяет произвести в одном направлении (на высшую или на низшую передачи) подряд несколько переключений со скоростью, определяемой быстродействием элементов системы, а использование инвертора позво изменять время запрета обратного переключения пропорционально линейному ускорению машины. Формула изобретения 1. Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины, содержащая датчик оборотов выходного вала коробки передач, датчики положения рычага регзлятора и рейки топливного насоса, датчик линейного ускорения.

ключи, сравнивающие устройства и реверсивный коммутатор, выходы которого соединены с электромагнитами исполнител1зных устройств и управляюпдими входами ключей, к другим входам которых подключен выход датчика оборотов выходного вала коробки нередач, а выходы ключей через резисторы соединены с первыми входами сравнивающих устройств, вторые входы которых через резисторы соединены с выходами датчиков линейного ускорения, положения рычага регз-лятора и рейки топливного иасоса, отличающаяся тем, что, с целью новыщения устойчивости работы системы в переключения передач, она снабжена элементами ПАМЯТЬ, ИЛИ и ЗАПРЕТ, причем выход одного из элемеитов ЗАПРЕТ соединен с суммирующим входом реверсивного коммутатора, один из входов - с выходом одного из сравнивающих устройств, а другой через один из элементов ИЛИ - с выходом реверсивного коммутатора, подающим команду на включение высщей передачи, и с выходом одного из элементов ПАМЯТЬ, один из входов которого подключен к выходу другого сравнивающего устройства, а выход второго элемента ЗАПРЕТ соединен с вычитающим входом реверсивного коммутатора, один из входов - с выходом другого сравиивающего устройства, а другой через второй элемент ИЛИ - с выходом реверсивного коммутатора, подающим команду на включение низщей передачи, и с выходом другого элемента ПАМЯТЬ, один из входов которого подключен к выходу первого сравршвающего устройства.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена инвертором, выход которого через диод соединен со вторым

входом нервого элемента ПАМЯТЬ, а вход непосредственно и через другой диод соединен еоответственно с датчиком линейного ускорения и вторым входом второго элемента ПАМЯТЬ.

Источники информации,

припятые во внимание нри экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 423685, кл. В 60К 41/06, 1970.

2.Заявка № 1497279/11, кл. В 60К 41/06, 14.12.70, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.

Похожие патенты SU621601A1

название год авторы номер документа
Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины 1976
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Нагорский Игорь Станиславович
  • Власов Владимир Тимофеевич
  • Пинскер Михаил Матвеевич
  • Солонский Александр Степанович
  • Успенский Александр Алексеевич
  • Чабан Владимир Федорович
SU674943A1
Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины 1970
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Пинскер Михаил Матвеевич
  • Ппов Михаил Павлович
  • Власов Владимир Тимофеевич
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Козлов Евгений Нколаевич
  • Слонский Александр Степанович
SU563311A1
Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины 1975
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Пинскер Михаил Матвеевич
  • Власов Владимир Тимофеевич
  • Солонский Александр Степанович
SU652395A2
Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины 1975
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Пинскер Михаил Матвеевич
  • Власов Владимир Тимофеевич
  • Слонский Александр Степанович
SU603603A1
Устройство для моделирования механической передачи 1985
  • Бельке Андрей Андреевич
  • Баранов Василий Владимирович
SU1254515A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бочкарев О.И.
  • Моисеев Н.Ю.
  • Горсеван Г.С.
  • Домнин В.Б.
  • Молодняков Н.А.
  • Хворостов А.В.
RU2259505C1
Устройство для моделирования механической передачи 1982
  • Бельке Андрей Андреевич
SU1091192A2
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2006
  • Баженов Владимир Ильич
  • Будкин Владимир Леонидович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Голиков Валерий Павлович
  • Горбатенков Николай Иванович
  • Егоров Валерий Михайлович
  • Исаков Евгений Александрович
  • Краснов Владимир Викторович
  • Самохин Владимир Павлович
  • Сержанов Юрий Владимирович
  • Трапезников Николай Иванович
  • Федулов Николай Петрович
  • Юрыгин Виктор Федорович
RU2325620C2
Тренажер водителя транспортного средства 1986
  • Мусихин Андрей Анатольевич
  • Ощепков Александр Иванович
  • Шаповалов Александр Яковлевич
  • Шелих Иван Павлович
SU1410083A1
Инвертор с управляемым ограничением выходного сигнала 1978
  • Чернышев Роман Николаевич
SU746580A1

Реферат патента 1978 года Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач транспортной машины

Формула изобретения SU 621 601 A1

SU 621 601 A1

Авторы

Кацыгин Виталий Викторович

Пинскер Михаил Матвеевич

Власов Владимир Тимофеевич

Даты

1978-08-30Публикация

1975-12-09Подача