I
Изобретение относится к машиностроению, в частности к пружинным амортизаторам, служащим для защиты аппаратуры и различного оборудования от влияния вибрационных и ударных перегрузок.
Известны амортизаторы, содержащие осиовную и дополнительную опоры, основание, расположенное между нимн, и упругие элементы, один из которых расположен между основанием и основной опорой, а другой - Между основанием и дополиительной опорой, и регулировочную гайку }.
Однако известные амортизаторы имеют невысокие демпфирующие и ударогасящие свойства при значительной сложности их коиструкции.
Для повыщения демпфирующей способности амортизатора и его удароустойчивости предлагаемый амортизатор снабжен тороидальными кольцами, размещенными по .обе стороны основания и между основной и .дополнительной опорами, а упругие элементы выполнены в виде пружин кручения, расположенных с равным щагом на тороидальных кольцах, одни концы пружин закреплены в отверстиях основания, а другие концы пружин закреплены соответственно в основной и дополнительной опорах в отверстиях, расположенных под углом к продольной оси амортизатора.
На чертеже изображен амортнзатор в разрезе, общнб вид.
Он состоит из основания I, двух упругнх
элементов, содержащих набор пружин 2 крученИя, расположенных с равным шагом на тороидальных кольцах 3. Упругие элементы расположены с обеих сторон основания I (между основной и дополнительной опорами 4 и 5 соответственно).
Прямые концы пружин 2 кручения закреплены следующим образом: одни коицы пружин установлены в отверстиях основания 1, параллельных продольной оси основной опоры 4 (продольной оси амортизатора), а другие коицы пружин установлены в отверстиях основной опоры 4 и в отверстиях дополнительной опоры 5, расположенных под углом к продольной оси амортизатора. На осиовной опоре 4 закреплены регулировочная гайка 6, имеющая стопорные винты 7,
соединяющие последнюю с дополнительной опорой 5, и монтажный штифт 8. Основная опора 4 имеет монтажное отверстие 9 для крепления амортизатора к монтажной площадке, а основание 1 имеет крепежные отверстия 10 для крепления к амортизатору защищаемой аппаратуры. Диаметры отверстий основания 1, основной 4 и дополнительной 5 опор, в которые входят прямые концы пружин 2, равны 1,2 -1,5 диаметра проволоки, из которой навиты пружины 2. Прямые концы пружин 2 в свободном состоянии лежат в одной плоскости и параллельны друг другу. Диаметральные зазоры между пружинами 2 кручения и тороидальным кольцом 3 минимальны и составляют величину порядка 0,05-0,1 мм. В собранном амортизаторе витки пружин 2 за счет деформации их прямых концов, входящих в наклонные отверстия опор 4 и 5, плотно обхватывают тороидальные кольца 3. Навинчиванием регулировочной гай: ки 6 на основную опору 4 изменяют расстояние между основанием I и опорами 4 и а. При этом изменяется угол обхвата, пружинами 2 тороидального кольца 3, т.е. изменяется количество рабочих витков пружин 2. Винты 7 соединяют неподвижно между собой основную 4 и дополнительную 5 опоры и регулировочную гайку б. Количество амортизаторов, устанавливаемых на защищаемую аппаратуру, определяеФся количеством монтажных отверстий последней. Количество пружин 2 кручения, входящих в один амортизатор, а также диаметр и материал проволоки, из которых изготавливаются эти пружины, определяются в зависимости от массы амортизируемого объекта, значений динамических перегрузок, воздействующих на амортизируемый объект, и климатических условий при его эксплуат;ацни. Амортизатор работает следующим образом. При воздействии на амортизируемый объект вибрационных, ударных и линейных перегрузок произвольного-на правления амор тизэция осуществляется за счет изменения деформации пружин 2 кручения, демпфирова ние - за счет прямых концов пружин о боковые поверхности отверстий в основании I, в основной 4 и дополнительной 5 опорах при их взаимном перемещении, а гасится удар за г ;ет ограничения хода амортизатора вне1иними цилиндрическими частями пружин 2, упирающимися в соответствующие поверхности основания 1 и опор 4 и 5. Стабильность параметров амортизатора при работе обеспечивается за счет стабильности положения пружин 2 кручения тороидальными кольцами 3. Конструкция амортизатора позволяет регулировать его эксплуатационные параметры (коэффициент виброизоляции и зону резонансных частот). Это достигается изменением начальной деформации пружин 2 кручения за счет перемещения дополнительной опоры 5 относительно продольной оси основной опоры 4. Формула изобретения Амортизатор, содержащий основную и дополнительную опоры, основание, расположенное между ними, упругие элементы, один из которых расположен между основанием и основной опорой, а другой - между основанием и дополнительной опорой, и регулировочную гайку, отличающийся тем, что, с целью повыщения демпфирующей способности и удароустойчивости амортизатора, он снабжен тороидальными кольцами, размещенными-по обе стороны основания и между основной и дополнительной опорами, а упругие элементы выполнены в виде пружин кручения, расположенных с равным шагом на тороидальных кольцах, одни концы пружин закреплены в отверстиях основания, а другие концы пружин закреплены соответственно в основной и дополнительной опорах в отверстиях, расположенных под углом к продольной оси амортизатора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Ильинский В. С. Защита аппаратов от динамических воздействий, М.,«Энергия 1970., с. 262.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1978 |
|
SU748061A2 |
Способ сейсмоизоляции объектов и амортизационное устройство (варианты) для его осуществления | 2022 |
|
RU2787418C1 |
АМОРТИЗАТОР | 2000 |
|
RU2178534C1 |
АМОРТИЗАТОР НИЗКОРЕЗОНАНСНЫЙ | 2017 |
|
RU2660190C1 |
Амортизатор | 1978 |
|
SU777278A1 |
"Амортиза | 1974 |
|
SU504026A1 |
АМОРТИЗАТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2358168C2 |
Амортизатор | 1987 |
|
SU1442747A1 |
СЕЙСМОУДАРНОЕ ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1999 |
|
RU2163985C1 |
Амортизатор | 1979 |
|
SU796548A1 |
Авторы
Даты
1978-09-25—Публикация
1973-01-23—Подача