Тренажер газовщика длменной печи Советский патент 1978 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU629544A1

с блоком анализа процесса и через блоки изменения коэффициентов модели - с со ответствующими блоками моделирования реальных процессов, входы блоков управ ления теплообменным процессом подкяи чены к выходам соответствующих распре Делителей и блоков задания соотношения парамвтровв Шз1ходы « к входам сботве ствующих и блоков модеш1рования реальн процессов и сигнализации, выходы распределителей чвреа соответствующие бло1си прогнозирования соединены с блоками опр деления достоверности илполнения команд подключе тыми к соответствующим распр делителям, На чертеже схематически изображен тренажер газовщика доменнс Й печи« Тренажер содержит пульт 1 препода вателя, подключенный через параллельно включеннь © первые коммутаторы 2 к со« отвествующим пультам управления 3, которые через распределители 4 соединены с блоками сигналнаании 5, 6 и 7, блоки 6 моделирования реальных фо&ессов, пос кпюченные к блокам сигйааиаадйи 7 и блоку 9 задания возмушаюших воздейст ВИЙ, соединенным е пультом 1 преподавателя и распределителями 4, пульты управ ления 3 через яоследоватеяьно включенные-блоки Ю аанания свотиошения параметров и блоки И масштаба времени под ключены к соответствующим блокам 8 мо делирования реальных процессов, соеди ненным с блоком 12 анализа процесса, который подключен к блоку сигнализации 7, блоки измеяения коэффициентов модели 13, определения достов ности выполнения команд 14, управления теплбобмен- ным процессом 15, прм нозирования 16 и второй коммутатор 17| совданенш 1е непосредственно о блоком 12 анализа процесса и через блоки 13 изменений коэффициентов модели с соответствующими блоками 18 моделирования реальных-процессов, входы блоков 15 управления теплообменным процессом пощслючены к выходам соответствукзащих распределителей 4 и 10 задания соотношения па раметров, выхорЕЫ - к входам соответствующих блоков IS моделирования реальных процессов и выходы распределителей 4 через соответствующие блоки прогнозирования 16 соединены с блоками 14 определения достоверности выполнения команд, подключенными к соответствующим распределителям 4. Блоки сигнализации 5 содержат узлы диагностики 19 и сигнализации 20 состоя- кия факела. Блоки сигнализации 6 содержат узлы прогнозирования 21 и сигнализации 22 -.: о превышении допустимой концентрации газа. Первые коммутаторы 2 содержат узлы .переключения режимов управления 23, ручного управления 24, циклического управления 25 и автоматического управления 26, Сложнь1е специ4 1Чные операции, связанные с манипуляциями клапанов управления, потребовали введения в тренажер блоков прогнозирования отдельных параметров процесса. При этом результаты прогнозирования параметров как текущих, так и обо еяных, влияют и на работу модели технояогического процесса и на задачи, устанавливаемые учащемуся для решения (например, возврат к начальному положению клапанов в случае нарушения последовательности операций над ними). Модель технолсгического процесса может быть реализована, например, на аналоговой вычислительной машине (например типа МН-7). Выходы модели соединены с самопишущими потежииометрами, установленными в блоке сигнализации 18, фиксирующими следующие контролируемые параметры - температуру куполов воздухонагревателей, темп атзфу отходящих газов, расход газа иа нагрев воздухонагревателей и температуру дутья Кроме того, на лщевой панели блока 18 ра и@щеш 1 пЪквзывакшие миллиампер- меуры, коитреширукш1ие расход возщгха на нагрев )нйревателей и положение смесительного клапана. Управление воэяухоиагревателем в доменном производстве в режиме нагрева отличается специфическими особенностями соот ветству1 сшей системы управления и, в свою очередь, влеЧет за собой использование спшиальиык приемов обучения, т, е не только моделирование в тренажере системы управления, но и введение в него оригинальных блоков. Одной из особенностей рассматриваемого тренажера является то, что учащийся должен одновременно обучаться управлению несколькими, например тремя, воздухонагревателями, находящимися в каждый момент времени в различных COCTOSI- ниях, адекватных различным технологи- ческим прсщессом. Количество воздухон гревателей в технологическом процессе и, соответственно, количество моделей зави- сит от особенностей производства, процесса обучения и может различнь1м, Вся информация о действиях учащегося выводится на блок 18 сигнализации (мнемосхему), которая представляет ус- ловное отображение технологического про цесса с указанием мест расположения КЛБ панов на трубопроводах и типов контролируемых параметров. Каждый клапан . на мнемосхеме индицируется световым сигналом, сигнали руюшим его состояние (открыт или закрыт). Кроме того, в блоке 18 размещены световые табло, указывающие на режимы управления каждого воадухонагревателя; автоматический циклический или ручнойв Преподаватель с пульта 1 каординиру ет работу всех воздухонагревателей, вво дит через блоки 9 возмущения при управ лении процессом нагрева, создает ими- Тацию отказа клапанов« гашения факела, гашения пламени (падение давления газа в гаэопроводе), отказа вентилятора. Кром того, с пульта 1 за{|ветсг режим управления газорегулирукяаими, воздуяо{ егули рующими дросселями в распредепителя 4 и смесительш 1м клапаном {ручкое es тематическое) в узлах 23 коммутатора 2. Преподаватель с нульта 1 с помсш&ю узлов 23 и блоков 9 может вводить на пример, следующие возмущения при про ведении процесса обучения: температура кладки стала меньше , отказал клапан погас факел, погас факел при включении вентилятора, . отказал вентилятор, погасло пламя. Кроме того, преподаватель может задавать режимы управаения газорегулирую шими, воздухорегулирукяцими органами и смесительным клапаном в блоках 2, 3 Bf 4 Прежде чем поставить воздухонагреватели на дутье или нагрев, учащемуся необходимо в определенной последовательности подключить или отключить дымоходы, воадуховоды, газопроводы и трубопроводы горячего дутья, т, е, выполнить операции с клапанами в соответ- ствукших блоках 4, в разной последовательности при различных режимах работы воздухонагревателей, т, е, соответ ствукшшх блоков, моделирования реальных процессов 8,, Управление клапанами может произво диться при ручном упр шении учащимся, в автоматическом режиме, в циклическом режиме, т, е, с частичным участием учащегося, Узлы 23 5ШЛ51ются функциональными преобразователями команд, поступающих с пульта 1 преподавателя. Поиск учащимся режима управления обусловлен видом нарушения технологического процеоса, задаваемого с пульта 1 преподавателя, С помощью узлов 23 в зависимости от теплового режима соответствующего воадухонагревателя, т, е« параметров соответствующего &о блока 8, устанавли вают один из режимов переключения клапанов: автоматическое (когда режим нагрев-дутье включается циклично без участия учащегося, и перекл1сче1ше клапанов в соответствии с заданным тепло вым режимом происходит также без его участия, с командоконтролера), рунное, циклическое (когда работа в течение цик« ла нагрев или дутье производятся ав- томатичаски, а управление клапанами горячее дутье и холодное оутье при переходе с режима на режим проиш одит ся учащимся) о Узлы 24 предст юл$аот собой логическую схему, сшяааш го с клкпами управления клапанами, ехооявшми в блок 3, не обходамымк шш проведенна манипуляций с клапанами в режяме ручного управления. Узлы 26 предстаЕышют собой типовую схему регулирования всех параметров тех нологического процесса, Уаша 25 представляют собой логическую схему, часть которой является воспроизведением узлов 26, а именно, уз- niy&f реша СШ1их задачу автоматического управления в режимах нагрев и дутье, когда мваелируется в пределах любого цикда (, нагр) автоматическое переключение клапанов, а при переходе с ошкжо цигла на другой (с нагрева на дутье или обратно) учащийся должен управлять технологическим процессом. Режим циклического управления необхо дам для обучения работе в технологической ситуации, при которой нарушается распорядок работы воздухонагревателей из за того, что один воздухонагреватель, поставленш.1й на нагрев, уже нагрелся, в то время, как другой, поставленный на дутье, еще не достаточно остыд, В этом случае необходимо переключение на цикли ческое управление тогда первый воздухонагреватель ставится на отделение, Циклическое управление применяется и в других случаях и является промежуточным межву автоматическим и ручным. В блоках 15 определяется правильност положения всех клапанов управления соответствуюших распределителей 4о В том /случае, если учащийся поставил все кла-. паны в нужные положения для начала теплообмекных процессов, сигналы с распределителей 4 проходят на соответствующие блоки 8. Блоки 8 могут иметь различные мас штабы времени по каналам регулирующих воздействий, что определяется сигналами с соответствующих блоков 11 В свою очередь работа блоков 11 определяется сигналами с соответствующих блоков 1О, Блоки 11 необходимы для создания запаэ дываний в линиях управления блоками 8j а именно, максимального соответствия условий работы учащегося условиям оператора доменного производства. Например, при воздействии на гааорегулирующий дроссель при имитации нагрева воздухонагревателя эффект воадейст- ВИЯ проявляется сильнее, чем при воздей ствии на воздухорегулирующий дроссель в блоках 1О, чего нет в реальных усло« ВИЯХ, Для компенсации указанного явле«ния, т, е. для реализации указанной функции и предусмотрены блоки 11. При выработ« ке масштабов времени по соответствую шим каналам регулирующих воздействий учитывается весовая составляющая каж- дого воздействия в реальном объекте. Узел прогнозирования 21 представляет собой упрощен1 ю модель процесса образования аварийной концентрации газа в воздухонагревателях, моделируемых блоками 8, При неправильных манипуляциях учащимся в соответствующих распре делителях 4 происходит срабатывание бло ков 6 и сигналы в упомянутых блоках поступают на сигнализацию превышения допустимой концентрации газа с помощью узлов 22 для учета учащимся в процессе стабилизации режима Узел прогнозирования 21 представляет собой логическую схему, отрабатывающую возможность создания аварийной обстановки в случае, если газ от газорегу- лируювдего (фосселя поступает в воздухо нагреватель на нагрев, а вентилятор выключился и прекратилась подача воздуха на горение. При проведении учащимся манипуляций с клапанами управления в распределите. лях 4 сигналы, поступающие из них в блоки, прогнозирования 16, включают в работу соответствуюящие упрощенные модели факела воздухонагревателя, работающие в ускоренном масштабе времени, благодаря чему прогнозируется состояние факела в каждом воздухонагревателе. Если параметры факела выходят из заданных пределов, то происходит срабатывание блока 14, и учащийся вынужден повторить заданную правильную последовательность операций с клапанами управления в соответствующем распределителе 4 по зажиганию факела. Например, в ряде случаев включение вентилятором подачи воздуха на горение приводит к гашению факела. На тренажере этот эффект имитируется зажиганием табло гашение факела вентилятором на мнемосхеме блока 18, При этом необходимо закрыть газорегулирующий дроссель, а затем повторно открыть его на угол зажигания, включить вентилятор и, убедившись в горении факела (по мнемосхеме), полностью открыть указанный клапан на угол горения, О1Гналы со всех моделей воздухонагревателей блоков 8 поступают на блок 12 для анализа температуры дутья. По окончании процесса дутья, т. е, при достижении заданного значения температуры в блоках 8 происходит срабатывание коммутатора 17 и совокупность блоков, имитировавших дутье, переключается в режим имитации нагрева в соответствующих режимах управления. При этом изменение всех вспомогательных параметров отображается на блоке 7, Срабатывание коммутатора 17 приводит к изменению- режимов работы соответствующих моделей блоков 8, при этом на упомянутых моделях, в зависимости от режима, сигналами от соответствующих блоков 13 устанавливаются коэффициенты или нагрева, или остывания, В уэле 19 сопоставляется состояние факела (горит- не горит) с температурой кладки воздухонагревателя, падение температуры которой имитируется с пульта 1 преподавателя. Причиной гашения факела, например, может быть падение давл©. НИН газа в трубопроводе. Эти нарушения имитируются с пульта преподавателя командной гашение факела. Узел сигнализации 2 О выводит мацию о состоянии факела на табло в виде надписей кладка холодная и факел погас . Предложенное техническое решение позволяет повысить эффективность использования тренажера за счет повышения точности обучения газовоцика реальным процессам, происходящим в доменной пе- чи.

Формула изобретени я

Тренажер газовщика доменной печи, содержащий пупьт преподавателя, подключенный через параллельно включенные первые коммутаторы к соответствующим пультам ynpanJteHHa, которые через рао пределители соединены с блоками сигнализации, блоки мопелирования реальных прсщессов, подключенные к блокам сигнализации и задания возмущающих воздей ствий, соегшненшлх с пультом преподавателя и распределителями, пульты ynpaeii Ленин через последовательно включенные блоки задания соотношения параметров и масштаба времени подключешя к соответ ствукшшм блокам моделирования реальных процессов, соеданенным с блоком анализа процесса, который подключен к блоку сигнализации, отличающий с я тем, что, о целью повышения точноо ти обучения, он содержит блоки изменения коэффициентов модели определения достоверности выполнения команд, управ

ления теплообменным процессом, прогнозирования и второй коммутатор, соединенный непосредственно с блоком анализа процесса и через блоки изменения ко94ь« фициентов модели « с соответствующими блоками моделирования реальных процессов, входы блоков управления теплообмен- ным процессом подключены к выходам соответствующих распределителей и блоков задания соотнсмиення параметров, выходы - к входам соответствующих блоков моделирования реальных процессов и сигнализации, выходы распределителей через соответсгауювше блоки прогнозирования соединены с блоками определения достоверности выполнения команд, подключенные мн Е соответствующим распределителям,

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1,Патент США №3146533, НКИ 35-1О, 196S.

2,Авторское свидетельство СССР №527730, М, кл. С О9 В 5/00, 1974.

Похожие патенты SU629544A1

название год авторы номер документа
Тренажер оператора автоматизированных систем управления 1982
  • Галактионов Валентин Тихонович
  • Герценштейн Витольд Семенович
  • Динкелис Владимир Рувимович
  • Киктенко Александр Евгеньевич
  • Мелентьев Владимир Юльевич
  • Мальцев Иван Сергеевич
SU1132302A1
ИНТЕРАКТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ ОПЕРАТОРОВ СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКИ 2021
RU2748768C1
Устройство для обучения операторов 1986
  • Иванов Дмитрий Иванович
  • Овсянников Юрий Борисович
  • Тимофеев Виктор Александрович
  • Склярский Эдуард Исакиевич
SU1388932A1
Тренажер операторов систем управления 1976
  • Мирошников Мстислав Романович
  • Глухарев Петр Иванович
  • Иноземцев Евгений Иванович
SU634352A1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ 1990
  • Сульман Л.А.
  • Авдеев В.П.
  • Евтушенко В.Ф.
  • Юсфин Ю.С.
  • Коровин С.К.
  • Мышляев Л.П.
  • Королева В.Л.
RU2047909C1
Тренажер оператора систем управления 1977
  • Курозин Валентин Константинович
  • Рязановский Владимир Серафимович
  • Ливитчук Петр Ефремович
  • Захаров Виленин Васильевич
SU732974A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ РАЗДЕЛЕНИЯ ИЗОТОПОВ УРАНА ЦЕНТРОБЕЖНЫМ МЕТОДОМ В ШТАТНЫХ И АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 2003
  • Власов В.А.
  • Орлов А.А.
  • Шубин А.Н.
  • Филимонов С.В.
  • Колпаков Г.А.
RU2250509C2
ТРЕНАЖЕР КОЛЛЕКТИВА ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 1998
  • Бобрусь А.В.
  • Долгушин И.И.
  • Махинов Д.В.
  • Михайлев В.Т.
  • Козленков И.А.
  • Савченко А.В.
  • Савченко М.А.
  • Юшинин С.Ю.
RU2176108C2
Обучающее устройство 1979
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Сенченко Вячеслав Родионович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Дюбург Олег Игоревич
SU860113A1

Иллюстрации к изобретению SU 629 544 A1

Реферат патента 1978 года Тренажер газовщика длменной печи

Формула изобретения SU 629 544 A1

SU 629 544 A1

Авторы

Вершинин Виктор Владимирович

Герценштейн Витольд Семенович

Динкелис Владимир Рувимович

Киктенко Александр Евгеньевич

Мальцев Иван Сергеевич

Мелентьев Владимир Юльевич

Омельяненко Борис Лукич

Даты

1978-10-25Публикация

1976-08-11Подача