Тренажер оператора систем управления Советский патент 1980 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU732974A1

1

Настоящее изобретение относится к техническим средствам обучения, может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетовдля подтхзтовки специалисл-ов по эксплуатации оборудования (средств связи, радиолокационной техники, автотракторной техники и т.п.). Кроме того, предлагаемое устройство может быть использовано для проверки профессиональных навыков и контроля установленных нормативов по выполнению профилактических (регламентных) работ.

Известны аналогичные тренажеры |зЗ предназначенные для обучения и проверки уровня профессиональной подготовки, состоящие из генератора случайньтх событий, блока моделирования ожидания, блока моделирования обслуживании, генератора случайных величин, блока ввода ответов учащихся, блока памяти решений, блока вычисления оценки, блока отображения информации, причем вход блока моделирования ожиданий подключен к выхо-

ду генератора случайных событий, один вход блока моделирования обслуживания подключен к вьтходу генератора случайных величин, а другой вход - к выходу блока моделироватгая ожиданий; блок памяти решений соединен параллельно с блоками моделирования ожидания и обслуживания, выходы которых подключены к соответствующим входам блока вычисления оценки.

Этот тренажер нельзя использовать для обучения процессу выполнения различных операций, п(х:ледовательность которых строго регламентирована, а содержение может изменяться по заданию обучающего. Кроме того, он не может обеспечить обучение по нескольким программам.

Наиболее близок к предлагаемому тренажер содержащий блок ввода ответов, узел сравнения, блок памяти, тактовый генератор, распределитель, коммутатор, табло предъявления и табло оценки. При этом блок ввода ответов соединен с узлом сравнения, подключенным к блоку памяти, бпок памяти соединен с тактоBbij генератором, подключенным к распрзедепитепю, второй выход которого подключен к блоку памяти, второй выход тактового генератора подключен к первому входу коммутатора, -ко второму входу которого подключен узел сравнения,- а выходы коммутатора соединены со входами табло предъявления и табло опенок.

Указанный тренажер работает следующим образом. Информация, подлежащая усвоению обучаемым, представляется в форме вопросов на табло предъявления. Из общего числа имеющихся ответов обу- . .чаемый выби13ает правильные и вводит их с помощью блока ввода ответов в узел сравнения. Время, отводимое обучаемому на обдумывание вопроса и выбор ответа, определяется тактовым генератором. В узле сравнения ответы обучаемого анализируются путем сравнения с правильными ответами, хранящимися в блоке памяти. По результатам сравнения на табло оценок выдается оценка обучаемому.

Недостатки прототипа:

- работа только по жесткой программе определяемой распределителем;

-невозможность использования для обучения процессу выполнения различных операций, следующих в регламентированно последовательности друг за другом и изменяющих свое содержание по заданию обу, чающего;

-невозможность оперативного изменения сложности задания в соответствии

с квалификацией обучаемого.

Цель изобретения - повыщение точности тренажа путем повыщения точности воспроизведения реальных условий гГ юведения регламентных работ и обеспетения усложения задания по мере повышения профессиональных навыков обучаемого. Поставленная цель достигается тем, что в устройство 2 , содержащее блок ввода ответов, соединенный с датчиком , временных интервалов, и с одним входом блока сравнения, к другим входам которого, подключен блок памяти, а к выходу бпок оценки, соединенный с табло оценок и с датчиком временных интервалов, подключеннын к блоку памяти и к блоку заnatoifl программы обучения, который ccvединен с блоком памяти, подключенным к табло предъявления информации, введены блок -моделирования признаков неисправностей систем, блок ввода неисправностей систем и блок ввода программ и масштаба времени, подключенный к дат. чику временных интервалов и к блоку задания программы обучения, соединенному

с блоком моделирования признаков неисправностей систем, который подключен к табло предъявления информации, датчику временных интервалов и блоку ввода неисправностей систем, соединенному с третьим входом блока сравнения.

Тренажер оператора систем управления схематически изображен на чертеже.

Схема тренажера содержит блок моделирования признаков неисправностей систем 1, блок ввода неисправностей систем 2, блок задания программы обучени 3, блок ввода программы и масштаба времени 4, датчик временных интервалов 5, блок памяти 6, блок ввода ответов 7, блок сравнения 8, блок оценки 9, табло предъявления информации 10 и табло оценок 11.

Тренажер предназначен для обучения процессу выполнения регламентных (npckфилактических) работ, составляющих основу планово-предупредительноц системы технического обслуживания оборудования (например, средств связи). В соответствии с этой системой на оборудовали могут проводиться следующие регламентные работы (регламенты);

-ежедневные (регламент № 1);

.- .1 еженедельныеХР® эмент N 2)

-ежемесячные (регламент № 3);

-ежеквартальные (регламент );

-полугодовые (регламент № 5);

-годовые (регламент № 6). Каждый из регламентов представляет

собой совокупность операций, выполняемых в строгой (регламентированной) по- следовательности. Для проведения каждой операции в зависимости от профессиональной квалификации отводится определенное время, при этом для специалистое более высоких квалификационных групп устанавшваются более жесткие нормы времени. При выполнении каждой из операций используются определенные измерительные приборы, инструмент, материалы, производятся измерения определенных технических характеристик (параметров) обслуживаемых средств.

Процесс проведения регламентных работ моделируется в предлагаемом тренажере с помощью блока ввода неисправностей систем 2, блока моделирования признаков неисправностей систем 1, блока ввода программы и масштаба времени 4, блока задания программы обутения 3, датчика временных интервалов 5, блока памяти 6 и табло предъявления информации 1О. 57 Блок ввода неисправностей систем 2 представляет собой наборное устройство например клавишное, в котором каждому органу управления (клаилпе) соответствуют определенная неисправность и номе неисправного блока. На наборном поле блока 2 размещаются названия типовых неисправностей, которые могут быть обнаружены в процессе проведения регламент ных работ. Блок моделирования признаков неисправностей систем 1 представл51ет собой решающее устройство, которое каждой ти повой Тнеисправности и номеру неисправн го блЬка ставит в однозначтгое соответст вие совокупность признаков неисправностей:-отклонегше от норм определенных параметров; нарушение температурного режима бл ков проверяемого оборудования; -состояние сигнализации; -целостность предохранителей; -величины токов и напряжений в определенных точках схемы. Кроме того , блок моделирования при наков неисправностей систем 1 определя время, предоставляемое обучаемому на установление неисправности, корректируе работу блока 3. Блок ввода программы и масштаба времени 4 является наборным устройством, устанавливающим номер программы {номер регламента), по которой будет работать блок 3, и масштаб времени, обеспечиваемый датчиком временных интервалов 5. Блок задания программы обучения 3 по выбранному номеру регламента определяет порядок выдачи информации блоко памяти .6 и время, отводимое датчиком временных интервалов 5 на выполнение каждой операции. В блоке памяти 6 хранится информация по содержаггию всех операций репламента:-наименование операций, -перечень технических параметров, , подлежащих контролю при данной операции;-состав измерительных приборов; -перечень инструмента; -перечень материалов. В порядке , определяемом блоком 3, блок памяти 6 выдает на табло 10 наименование операции, а на блок сравнения 8 - перечень технических параметров, со став измерительных приборов, перечень 4 инструмента, перечень Необходимых материалов, / оменты выдачи указанной информации определяются датчиком временных интервалов 5. Блок сравнения 8 предназначен для сравнения информации, поступающей от блока памяти- 6 и блока 2, с информацией, поступающей из блока ввода ответов 7. Блок ввода ответов 7 представляет собой наборное устройство, в котором в монотонном порядке расположены ответы по перечню технических параметров, составу измерительных приборов, перечню инструмента и материалов в полном объеме всех регламентов (например, шести для средств связи), для обучения которым используется тренажер. Кроме того, в том же монотонном порядке в блоке 7 расположены ответы по определению неисправностей (наименование неисправности и номер неисправного блока). Блок оценки 9 определяет частные (выполнение каждой операции регламента и отыскание неисправности) и обобщенную (выполнение всего регламента) оценки в соответствии с заданными весовыми коэфифициентами. Табло 11 выдает обучаемому частные и обобщенную оценки. Работает устройство следующим образом. Преподаватель устанавливает органы управления блока ввода программы и масштаба времени 4 в положения, соответствующие требуемому номеру регламента и ма сштабу времени. При этом информация о номере регламента поступает в блок 3, а о масштабе времени - в датчик временных интервалов 5. Блок 3, в соответствии с номером регламента, определяет очередность операций, а датчик 5, управляемый блоком 3, - моменты выдачи информации по операциям блоком памти 6. Блок памяти 6 выдает информацию: - на табло 10 - наименование операции регламента; . - на блок сравнения 8 - перечень технических параметров, подлежащих измерению; состав измерительных приборов, необходимых для выполнения операции; перечень инструмента и перечень материалов. Обучаемый, получив на табло 10 наименование операции,- выбирает из числа размещенных в блоке 7 ответов правильные (по его мнению) и вводит их в блок сравнения 8. При этом момент окончания ответа определяется самим обучаемым (например нажатием кнопки). Информация о времени окончания ответа поступает в датчик 5, где вепичина времени, затраченного обучаемым на выполнение операции, сравнивается с нормативной, и разница величин поступает в блок оценки 9. В блоке сравнения 8 информация, поступившая из блока 7, сравнивается с информадией по содержанию операции, поступившей из блока памяти 6. Результаты сравнения поступают в блок оценки 9, ко1торый вычисляет оценку по методу весовых коэффициентов с учетом следующих показателей: -правильность ответов} -время, затраченное обучаемым на выполнение операции. Результаты вычисления частной оценки за выполнение операции выдаются блоком оценки 9 на табло оценок 11 и хра нятся в блоке 9 до окончания выполнекия всего регламента/По окончании регламента блок 9 вычисляет обобщенную Ьценку за выполнение всех операций регламента. Моменты выдачи информации блоком памяти 6 Определяются датчиком временных интервалов 5, работающим следующим образом. Если величина времени, затраченного обучаемым, оказалась меньше нормы, командой на выдачу информации по очередной операции служит момент окончания предыдущей операции, выдаваемой блоком 7. Если обучаемый не справился с заданием в установленное время, ему предоставляется дополнительное вруемя. Размер дополнительного времени определяется преподавателем (например, 1,5 величины нормативного времени). Если по истечении дополнительного времени от блока 7 не поступило информации о выполнении за дания, датчик временных интервалов 5 вы дает команду на смену операции, а задание по предыдущей операции считается невыполненным. усложнения задания преподаватель устанавливает органы управления блока ввода неисправностей систем 2 в соответ ствующие положения. Информация о неисп равйости поступает на вход блока 1, а о неисправности и номере неисправного блока - на вход блока сравнения 8. Блок I из числа всех записанных в его память пр1знаков .-еисправностей выбирает соответствующие введенной информации, привязывает неисправность к определенной J операции регламента, в процессе выполне ния которой должна быть обнаружена эта неисправность, и устанавпивает время ее устранения. Совокупность признаков неисправностей поступает из блока I на табло предъявления 10. Обучаемый, анализируя эту совокупность признаков типовой неисправности, должен определить саму неисправность и номер неисправного блока путем выбора правильного (по мнению обучаемого) ответа из числа всех возможных ответов и номеров блоков оборудования, расположенных в монотонном порядке в блоке ввода ответов 7. Ответы обучаемого сравниваются в блоке сравнения 8 с информацией, поступившей из блока 2, а результаты сравнения поступают в j блок оценки 9. {нфор)мация о привязке введенной неисправности к определенной операции регламента и требуемом времени устранения поступает в блок задания программы обучения 3, который корректирует работу датчика 5, вводя поправку на время выполнения операции с учетом времени устранения неисправности. Момент окончания определяется обучаемым (например, нажатием кнопки). Сигнал об этом поступает из блока 7 в датчик 5 и на вход блока 1. Под воздействием указанного сигнала происходит смена признаков неисправностей и наименования операции регламента на табло 10. Оценка правильности определения неисправности с учетом времени, затраченного обучаемым на ее устранение, происходит аналогично оценке правильности выполнения операций регламента. Данное устройство может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготовки специалистов по техническому обслуживанию оборудования (например, средств связи, радиолокационной техники и т.п.) и для контроля уровня профессиональной подготовки технического персонала. Предлагаемое устройство позволяет сократить время подготовки специалистов и сроки освоения новой техники за счет повышения точности тренировки. Формула изобретения Тренажер оператора систем управления, содержащий блок ввода ответов, соединенный с датчиком временных интервалов и с одним входом блока сравнения, к другим входам которого подключен блок памяти, а к выходу - блок оценки, соединенный с табло оценок.и с датчиком временных ин973тервапов, подключенным к блоку памяти и к блоку задания программы обучения, который соединен с блоком памяти, подключенным к табло предъявления информашга, от.личающийся тем, что, с цепью повышения точности тренажа, он содержит блок моделирования признаков неисправностей систем, блок ввода неисправностей систем и блок ввода программы и масштаба времени, подключенный к временных интервалов и к блоку задания программы обучения, соединенному с блоком моделирования признаков неисп410равностей систем который подключен к табло предъявления информации, датчику временных интервалов и блоку ввода неисправностей систем, соединенному с третьим входом блока сравнения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР NO 489140, кл. Q О9 В 9/ОО, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР № 456294, ют. G09 В 7/00, 1975 (прототип).

Похожие патенты SU732974A1

название год авторы номер документа
Тренажер оператора систем управ-лЕНия 1978
  • Курозин Валентин Константинович
  • Голубков Геннадий Дмитриевич
  • Ливитчук Петр Ефремович
  • Рязановский Владимир Серафимович
  • Ульянов Николай Романович
SU822231A2
Тренажер оператора автоматизированных систем управления 1982
  • Галактионов Валентин Тихонович
  • Герценштейн Витольд Семенович
  • Динкелис Владимир Рувимович
  • Киктенко Александр Евгеньевич
  • Мелентьев Владимир Юльевич
  • Мальцев Иван Сергеевич
SU1132302A1
Тренажер для обучения операторов систем управления 1973
  • Гаркин Владимир Иванович
  • Демидов Анатолий Андреевич
  • Завгородний Юрий Васильевич
  • Комиссаров Вячеслав Александрович
  • Непочатов Григорий Дмитриевич
SU449364A1
Тренажер радиотелеграфиста 1981
  • Малеванный Валентин Иванович
  • Ничиков Александр Викторович
SU1012321A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Тренажер радиотелеграфиста 1979
  • Малеваный Валентин Иванович
  • Винар Рома Гдалович
  • Крамарева Светлана Александровна
  • Король Александр Васильевич
SU824270A1
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1989
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Романов Анатолий Николаевич
  • Козлов Петр Николаевич
  • Тарасов Николай Михайлович
SU1658193A1
Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры 1984
  • Тоценко Виталий Георгиевич
  • Зелтиньш Владимир Фрицевич
  • Глушко Олег Викторович
  • Горбенко Владимир Иванович
SU1164766A1
Тренажер для поездного диспетчера 1990
  • Кузнецова Наталья Михайловна
SU1791257A1
Тренажер для обучения операторов подвижного состава 1985
  • Шевандин Михаил Алексеевич
  • Анненков Анатолий Митрофанович
  • Волков Андрей Владимирович
  • Крупеник Андрей Валентинович
SU1359792A1

Реферат патента 1980 года Тренажер оператора систем управления

Формула изобретения SU 732 974 A1

SU 732 974 A1

Авторы

Курозин Валентин Константинович

Рязановский Владимир Серафимович

Ливитчук Петр Ефремович

Захаров Виленин Васильевич

Даты

1980-05-05Публикация

1977-10-05Подача