1
Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к статорам крупных электрических машин.
Известен статор электрической машины, содержаш,ий обмотку, закрепленную в пазах магнитопровода, имеюш,его в каждом зубце по одной открытой со стороны расточки прорези, в которую вставлен распорный изоляционный элемент 1. В этой конструкции статора обмотка закреплена в пазах магнитопровода при помощи клина, который закрывает нижнюю часть паза с обмоткой и изолирует ее от верхней части паза, представляюшей собой канал для охлаждения, который, в свою очередь, закрывается со стороны расточки клином. Распорные изоляционные элементы, вставленные в прорези, обеспечивают одновременное надежное закрепление двух клиньев в одном пазу. Недостатком такой конструкции является наличие клина, закрываюш,его часть паза с обмоткой, снижающего степень заполнения паза активным материалом.
Известен также статор электрической машины, содержащий обмотку, закрепленную в пазах магнитопровода, имеющего в каждом зубце по одной открытой со стороны расточки прорези, в которую вставлен распорный изоляционный элемент 2. Это
устройство является наиболее близким к изобретению. В этом ус ройстве обмотка закреплена в пазах при помощи клиньев, пазы выполняются открытыми, а надежное
крепление клиньев, закрывающих обмотку, обеспечивается распорными изоляционными элементами, которые вставляются в прорези на всю их глубину, причем глубина прорези несколько больше, чем толщина клина, закрывающего обмотку.
Недостатком такого устройства является увеличение габаритов статора из-за низкого заполнения паза активным материалом, обусловленного наличием клиньев в пазах.
Целью изобретения является уменьшение габаритов путем увеличения заполнения паза активным материалом. Указанная цель достигается тем, что в каждом зубце имеется вторая прорезь и прорези выполнены на всю длину зубца, причем зубцы снабжены заплечиками, а распорный элемент имеет форму клина.
На фиг. 1 показан магнитопровод статора с обмоткой и распорными элементами; па фиг. 2 - паз статора с обмоткой.
Статор электрической машины содержит обмотку 1, закрепленную в пазах 2 магнитопровода 3, имеющего в каладом зубце 4 по две прорези 5, открытые со стороны расточки 6. в прорези вставлены распорные изоляционные элементы 7.
Прорези выполнены с двух сторон каждого паза на всю длину зубца и в непосредственпой близости от стенок наза так, чтобы между боковой стенкой 8 наза и прорезью была образована упругая полоска 9. Ширина этой полоски практически должна быть не более 10 мм. Зубцы снабжены занлечиками 10. Пазы выполнены расширяющимися в сторону расточки таким образом, что ширина наза в месте заплечиков равна ширине дна паза. Поэтому обмотка свободно укладывается в пазы. После закладки обмотки в пазы в прорези вставляются распорные изоляционные элементы, которые благодаря клинообразной форме создают моменты, действующие на упругие полоски и разворачивающие их относительно своих оснований 11 в сторону паза. Заплечики таким образом сближаются и надежно закрепляют обмотку в пазу. После этого распорные изоляционные элементы фиксируются в прорезях для исключения их перемещения в сторону расточки любым известным способом, нанример при номощи формообразующего материала, заполняющего ущирения 12 и отвердевающего при термообработке. Между обмоткой и стенками паза также может быть размещен формообразующий материал, повышающий надежность закрепления обмотки в пазу. Расположение обмотки ближе к расточке статора позволяет несколько снизить переходное индуктивное сопротивление электрической машины.
Описанная конструкция статора электрической машины позволяет исключить необходимость клиньев в пазах, увеличить заполнение паза активным материалом и
тем самым уменьшить габариты статора.
Формула изобретения
Статор электрической машины, содержащий обмотку, закрепленную в пазах магнитопровода, имеющего в каждом зубце по одной открытой со стороны расточки прорези, в которую вставлен распорный изоляционный элемент, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов путем увеличения заполнения паза активным материалом, в каждом зубце имеется вторая прорезь, и прорези выполнены на всю длину зубца, причем зубцы снабжены заплечиками, а распорный элемент имеет форму клина.
Источники информации, принятые во внимание при экснертизе 1. Патент Германии № 475731, кл. 21d54, 1929.
2. Патент Германии № 191207, кл. 21 d54, 1907.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Магнитопровод электрической машины | 1980 |
|
SU955366A1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1676005A1 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1987 |
|
SU1457080A1 |
Устройство для крепления обмотки в пазахСТАТОРА элЕКТРичЕСКОй МАшиНы | 1979 |
|
SU828320A2 |
Устройство для крепления стержней обмотки статора в пазу | 1973 |
|
SU484603A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2284625C2 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1282261A1 |
Сататор электрической маш ны | 1975 |
|
SU561253A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1981 |
|
SU1137554A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2079952C1 |
11
rZ
S
Авторы
Даты
1978-10-30—Публикация
1976-08-03—Подача