Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам, и может быть использовано в различных машинах, требующих быстрого включения и отключения, например в кузнечнопрессовых м.зшинах. Известны муфты-тормоза, содержащие опорный, фрикционный и нах имной диски муфты и тормоза, имеющие возможность перемещаться по шпицам в осевом на.правлении ij . Известна также конструкция муфтытормоза, содержащя опорный, фрикцион ный и нажимной диски тормоза, поршень с удлиненной ступицей, цилиндр, а также опорный и фрикционные диски муфты, причем нажимной диск тормоза выполнен в виде второй торцовой стенки цилиндра, имеющей центральное отверстие и взаимодействующей с порннем при предельном износе фрикционных дисков муфты, а опорный диск тормоза соединен с помощью резьбы с кольцевым выступом на поршне 2 , Эта муфта-тормоз является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Однако она имеет сравнительно небольшой срок службы фрикционных элементов при работе с числом оборотов свыше 400 об/мин. Фрикционные элементы имеют сравнительно небольшую площад трения, а ведомые части муфты и промежуточные ведомые диски не охлаждаются, что приводит к перегреву фрикционных элементов и к быстрому их износу. При регулировке зазора между фрикционными элемента ™ необхо-димо демонтировать в целом узел муфтытормоза. Цель изобретения - уменьшение габаритов узла муфты-тормоза, увеличение площади трения, срока службы фрикционных элементов и удобства f обслуживания. Указанная цель достигается благодаря тому г что пневмоцилиндр посредством нажимного диска тормоза соединен шлицевым соединением с ведомыми частями муфты,в ведомых-частях муфты и в Iпромежуточных ведомых дисках выполнены продувные окна, а крайние опорные диски снабжены регулировочными винтами, которые взаимодействуют с фиксирующими шпонками. На чертеже изображена пре д-пагаемая муфта-тормоз в разрезе. Муфта-тормоз содержит пновмоФрикционную муфту, состоящую ит поршня 1,
составного пневмоцилиндра, включающего цилиндр 2 и отъемный нажимной диск 3 тормоза, ведущих дисков 4 с фрикционными элементами, промежуточного ведомого диска 5, крайнего ОПОРНОГО .диска б,ступицы 7 и шпонки 8 с винтом 9. Промежуточный ведомый диск 5 взакмодействует с зубьями ступицы 7, а ступица устанавливается на валу привода машины. Отъемный нажимной диск 3 тормоза с помощью шлицевого соединения взаимодействует с зубчатым венцом 10, к которому прикреп.пен поршень 1. Фрикционный тормоз состоит из крайнего опорного диска 11, ведущих тормозных дисков 12 с фрикционными элементами, промежуточного ведомого диска 13, взаимодействующего с зубчаTbJM венцом 10 тормозных пружин 14 HI, шпонки 15 с винтом 16,
Для снижения температуры нагрева муфты-тормоза ступицы 7 в зубчатом венце 10 и в промежуточных ведомых дискам 5 и 13 выполнены продувные окна 17, через которые при работе муфты-тормоза проходит воздух, охлаждая фрикционные элементы и узел в целом.
Работа муфты-тормоза осуществляется следующим образом.
При отсутствии воздуха в цилиндре
2муфта-тормоз находится во включенном положении, Ведуцще тормозные диски 12 зажимаются пружинами 14 между опорным диском 11 и отъемным нажимн з1м диском 3 тормоза. Тормозной элемент через опорный диск 11, отъемный диск
3и ведомый диск 13 передается зубчатому венцу 10 и затем - на вал привода машины. Муфта в данный момент включена.
При подаче сжатого воздуха из сети через поздухоподводявдую головку 18 в цилиндр 2 муфты по каналам 19 пневмоцилиндр, перемещаясь в осевом направлении, преодолевая усилие тормозных пружин 12, отводит диск 3; происходит выключение тормоза.
При дальнейшем движении цилиндр 2 прижимает ведущие диски муфты 4 к опорному диску б,происходит включение муфты. Крутящий момент через опорный диск 6, ведомый диск 5, отъемный нажимной диск 3, являющийся теперь ведомым диском муфты, зубчатый венец 10 и ступицу 7 передается ведомому валу привода машины.
При сбросе воздуха из пневмоцилинд ра усилием тормозных пружин 14 цилинд
2перемещается в обратном направлении освобождая ведущие диски муфты 4, происходит выключение муфты, и диск
3прижимает ведущие тормозные диски
12 к опорному диску 11 - происходит торможение вала привода машины.
Регулировка зазора между фрикционНЕЛми элементами муфты и тормоза осуществляется за счет осевого перемещения опорных дисков 6 и 11, которые
посредством резьбы соединяются со ciiпицей 7 и зубчатым венцом 10. Опорны диски фиксируются в заданном положении при помощи шпонок 8 и 15, которы размещены в пазах опорных дисков и входят в соответствующие пазы, имеющиеся на ступице 7 и зубчатом венце 10. Для поворота, например, опорного диска 6 муфты необходимо с помощью винта 9 вывести шпонку 8 из паза ступицы 7, а затем, поворачивая опорный диск 6, переместить его на заданное положение, при этом нужно совместить шпонку 8 с одним из пазов ступицы 7. Обычно на ступице 7 выполнено четыре паза. Фиксация опорного диска б в заданном положении осуществляется шпонкой 8, для чего шпонка при помощи винта 9 заводится в паз ступицы 7, тфе. зазор меж.цу фрикционными дисками регулируется без демонтажа шпонок и муфты-тормоза в целом.
Предлагаемая муфта-тормоз по сравнению с известными имеет увеличенную площадь трения фрикционных элементов, пониженный их нагрев, что обеспечивает повьнаение срока службы муфтытормоза при работе с числом оборотов свыме 400 об/мин.
Формула изобретения
1 .Kyфтa-тop oз, содержащая пневмоцилиндр с поршнем, ступицу, ведомые ведутаие и опорные диски муфты, ведомьзе, ведущие и опорный диски тормоза а также тормозные пружины, отличающаяся тем, что, с целью :увеличения срока службы узла муфты тормоза, уменьшения его габаритов, пневм®иилиндр посредством нажимного диска тормоза соединен шлицевым соединегзием с ведомыми частями муфты, при этом в ведомых частях муфты и в прюмежуточных ведомых дисках выполнен продувные окна,
2. Муфта-тормоз по п.1, отличающаяся тем, что, с целью удобства обслуживания, крайние опорные диски снабжены регулировочными винтами, соединенными с фиксирующими шпонками.
Источники информации-, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР № 266485, кл. F16 Э 67/04, 1970.
2,Авторское свидетельство СССР № 327348, кл. F16 Б 67/04,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта-тормоз | 1980 |
|
SU870798A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1999 |
|
RU2152545C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2002 |
|
RU2248476C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2000 |
|
RU2189507C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2004 |
|
RU2291991C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2001 |
|
RU2224928C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2002 |
|
RU2235232C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2009 |
|
RU2415317C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2003 |
|
RU2248477C1 |
Муфта-тормоз | 1978 |
|
SU819441A1 |
Авторы
Даты
1978-11-05—Публикация
1976-07-08—Подача