Способ контроля короткозамкнутых витков многофазной обмотки статора Советский патент 1978 года по МПК G01R31/06 

Описание патента на изобретение SU637685A1

Изобретение относится к области эпек- тромашиносгроения, а именно к производству н контролю трехфазных асинхронных двигателей. Известен способ обнаружения короткозамкнутых витков и многофазной обмотке путем )ашения поверяемой обмотки в переменном электромагнитном поле индуктора и снятия с приемного электромагнита контролируемого сигнала, по величине которого судят о наличии дефекта . Од- гфи таком способе необходима полная разборка двигателя. Известен также способ контроля корот- козамкнутык витков многофазной обмотки статора асинхронного двигателя путем под ключения поверяемой обмотки к источнику питания, формирования контролируемого сигнала и измерения его амплит 71Ы, по сопоставлению которой с сигналом уетав ки судят о наличии дефекта 2. Недостатком этого способа является низкая точ ность определения наличия и местонахождения дефекта в условияХ| близких к экс плуатационным. Цель изобретения - повышение достоверности контроля в условиях, близких к эксплуатационным. Это достигается тем, что по предлагаемому способу производят запуск двигателя на холостом ходу, измеряют вибрацию его корпуса двумя ортогонально установленными датчиками, фильтруют, из сигналов вибродатчиков составляющие с двойной частотой напряжения питания, а контролируемый сигнал формир5лют пропорциональным сумме указанных составляющих, измеряют его фазу относительно сигнала одного из вибродатчиков и по ее величине судят о местонахождении дефекта, Известно, что короткозамкнутые витки статорной обмотки вызывают вторичные магнитные потоки и нарушают симметрию вращающегося кругового магнитного поля двигателя. Нарушение симметрии магнитного поля приводит к возникновению неуравновешенных односторонних электромагнитных сил, пульсирующих по величине с двойной частотой питающей сети - Sfp то вызывает вибрацию корпуса двигателя па той же час тоте. Это явление обеспечивает возможность определения наличия ко 1откозамкну- тых витков обмотки путем измерения вибрации корпуса двигателя на частоте 2f j При этом между величиной виброскорости Vg на этой частоте и количеством закороченных, витков существует линейная связь ,. Где К - постоянный для данного типа двигателей коэффициент, определяемый эк- сперкментально. С другой стороны, поскольку направление вибрации, вызванной неуравнх вешенной магнитной силой, совпадает с направлением этой силы, то измерение вибрации на двойной частоте питающей сети системой из двух ортогональных вибродатчиков, закрепленных на двигателе, позволяет определить не только количество закороченных витков, но и их местоположение. И так, дляданного тина машин единожды экспериментально оп реде;щется величина коэффициента К g (iiaпример, путем искусственного закорачивания витков статорной обмотки и измерения вызванной ими величины.виброскорос- ти на частоте 2 f , работающего на холостом ходу двигателя). -Далее на контролируемых, двигателях, уже замеряя толь ко величины виброскорости на частоте 2fp в ортогональных направлениях Vg и Vg при помощи двух вибродатчиков на корпусе машины, определяется количество закороченных витков по величине ре- зультирую1дего вектора вибрации KJr KjК и их местополож.ение по направлению ре™ зультируюшего вектора вибрации г-« э Выявление короткозамкнутых витков данным способом удобно производить путе построения эллипсов вибрации по сигналам ортогональных вибродатчиков на частоте 2f „ , например, на экране электронного осциллографа. В этом случае величина бол шой оси эллипса . и угол его наклона Чк характеризуют, соответственно, количество закороченных витков и их мес тоположение. Поскольку ГОСТ 16921-71 требует и мерения уровня вибрации всех выпускаемы электродвигателей (заводы-изготовители должны быть обеспечены виброизмеритель ;a 5/1 ой аппаратурой), то выявление короткос-« м нутых витков статорной обмотки собраного асинхрО)1ного двигателя по предлагамому способу не требует существенного ополнительного аппа{«1турного оснащения редприятия. Иа чертеже приведена блок-схема, по- с}шющая предлагаемый способ. Вибросигналы датчиков 1 с испытуемо- о двигателя, работающего на холостом оду, подаются на частотно-избирательные силители 2, выделяющие сигналы на частоте 2 f 1 . Далее эти сигналы подаются а входы X и у электронного осциллографа 3, на экране которого регистрируетя эллипс вибрации, по указанным параметам которого определяется местоположение и количество закоооченных витков. Использование в качестве контрольного сигнала вибродатчиков позволяет в эксплуатационных условиях определить наличие и местонахождение дефекта. Формула изобретения Способ контроля короткозамкнутых витков многофазной обмотки статора асинхронного двигателя путем подключения поверяемой обмотки к источнику питания, формирования контролируемого сигнала и измерения его амплитуды, по сопоставлению которой с сигналом уставки судят о наличии дефекта, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля в условиях, близких к эксплуагационнЕ5 М, производят запуск двигателя на холостом ходу, измеряют вибрацию его корпуса двумя ортогонально установленными датчиками, фильтруют из сигналов виб- родатчиков составляющие с двойной частотой напряжения питания, а контролируемый сигнал формируют пропорциональным сумме указанных составляющих, измеряют его фазу относит€шьно сигнала одного из виб- родатчиков и по ее величине судят о местонахождении дефекта. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Авторское свидетельство СССР 309794, кл. Q 01 К 31/06, 1971. 2. Заявка Франции № 2268383, кл. Н 02 К 11/00, Q 01 R 31/02, 1975. .

Похожие патенты SU637685A1

название год авторы номер документа
Прибор для диагностики витковой изоляции работающей асинхронной машины 1981
  • Борзяк Юрий Гордеевич
  • Гербер Леонид Манусович
  • Малыхин Евгений Иванович
  • Финкельштейн Владимир Борисович
SU1018059A1
Вентильный электропривод постоянного тока 1990
  • Грива Борис Иванович
  • Коврига Александр Иванович
  • Левин Николай Николаевич
  • Никулин Владимир Иванович
  • Якушков Александр Владимирович
SU1775808A1
Способ мониторинга вибрации щеточно-коллекторных узлов электродвигателей постоянного тока 2019
  • Филина Ольга Алексеевна
  • Цветков Алексей Николаевич
RU2730109C1
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ РОТОРА ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
RU2551447C1
Способ контроля витковой изоляции обмотки статора электрической машины переменного тока 1987
  • Кузнецов Николай Леонидович
  • Макидонский Сергей Александрович
SU1697021A1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2011
  • Соболь Александр Николаевич
RU2459331C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2020
  • Абидова Елена Александровна
  • Горбунов Игорь Геннадьевич
  • Никифоров Виктор Николаевич
  • Пугачёва Ольга Юрьевна
  • Соловьёв Виктор Иванович
RU2753156C1
Способ обнаружения дефектов подшипников турбокомпрессора 1990
  • Погребняк Андрей Валерьевич
  • Тартаковский Эдуард Давыдович
  • Игуменцев Евгений Александрович
  • Ивлюшин Виктор Евгеньевич
SU1784851A1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАМЫКАНИЯ МЕЖДУ ВИТКАМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ЗАМКНУТЫХ ВИТКОВ И ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ ФАЗ 2017
  • Тюгай Савелий Черхванович
  • Ясаков Геннадий Серафимович
  • Турышев Борис Иванович
RU2681266C2
ВИБРОДАТЧИК С ЭЛЕМЕНТОМ ЦИФРОВОЙ КАЛИБРОВКИ 2013
  • Давыдов Вячеслав Федорович
  • Батырев Юрий Павлович
  • Дунаевский Виктор Павлович
  • Кряжев Дмитрий Геннадьевич
  • Веселова Елена Юрьевна
RU2558636C2

Иллюстрации к изобретению SU 637 685 A1

Реферат патента 1978 года Способ контроля короткозамкнутых витков многофазной обмотки статора

Формула изобретения SU 637 685 A1

SU 637 685 A1

Авторы

Чагласян Бабкен Оганесович

Авакян Ваник Азатович

Мадатов Виген Рубенович

Даты

1978-12-15Публикация

1976-04-12Подача