Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU640874A1

автоматичностью работы и высокими преобразующими свойствами. Целью изобретения является повышение КПД гидромеханической трансмиссии за счет последовательного уменьшения диапазона работы гидротрансформатора с увеличением номера передачи в коробке передач до полного исключения этого диапазона на режиме высшей передачи, Указанная- цель достигается тем, что третье.звено планетарного механиз ма соединено с выходным валом коробки передач. На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемой гидромеханической трансмиссии; на фиг.. 2 - графики тяговой характеристики и КПД при работе гидромеханической трансмиссии Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия содержит комплексный гидротрансформатор, насосное .колесо 1 которого связано с ее ведущим валом 2, который, в свою очередь, связывается с валом двигателя транспортного средства. Турбинное колесо 3 гидротрансформатора связано с ведущим валом 4 ступенчатой коробки передач 5, корпус которой неподвижен. Выходной вал 6 коробки передач связывается ки нематически с движителем транспортно средства. Трансмиссия содержит плане тарный механизм, одно звено 7 которо го (в данном случае эпициклическое зубчатое колесо) связано с турбинным колесом гидротрансформатора и с веду щим валом коробки передач, другое звено 8 планетарного механизма ( в данном случае солнечное зубчатое колесо) через элемент управления 9, выполненный в рассматриваемом вариан те в виде управляемой фрикционной муфты, связано с насосным колесом гидротрансформатора и ведущим валом трансмиссии; третье звено 10 планетарного механизма (в данном случае водило) связано с выходным валом коробки передач. Указанные звенья план тарного механизма взаимодействуют мелоду собой через блок сателлитов 11 оси вращения которых закреплены на водиле. Для пояснения работы трансмиссии на фиг. 2 даны результирующие характ ристики тягового момента и КПД, кото рые для упрощения пояснений условно приведены (путем обычного пересчета) с выходного вала 6 {фиг.1) к ведущему валу 4 коробки передач, обозначен ные соответственно на фиг. 2 через М и Пд в зависимости от оборотов п. этого вала. Характеристики даны применительно к коробке, имеющей четыре передачи переднего хода и при работе двигателя по внешней, характеристике. При максимальных скоростях движения транспортного средства на четвер той передаче в коробке передач 5, представляющей собой прямую передачу с передаточным числом, равным единице, турбинное колесо 3, ведущий 4 и выходной вал 6 коробки передач вращаются с одинаковой скоростью. Следовательно, с одинаковой скоростью вращаются звенья 7 и 10 планетарного механизма, который в этом случае является заблокированным. При этом одновременно с включением четвертой передачи в коробке передач система управления обеспечивает включенное состояние фрикционной муфты 9. Это бпокирует звено 8 и планетарный механизм в делом с ведущим валом 2 трансмиссии, а также с насосным колесом 1 гидротрансформатора. В итоге турбинное колесо 3 через указанные элементы становится как бы заблокированным с насосным колесом 1, вращаясь с ним с одинаковой скоростью. Таким образом, данный режим работы трансмиссии обеспечивает вращение всех ее элементов от ведущего вала 2 с одинаковой скоростью, что обращает ее в обычную прямую механическую передачу. Тяговая характеристика при этом изображена кривой ОЪ на фиг. 2, а КПД - соответствующим отрезком а..)b.f, ордината которого близка к единице. По мере уменьшения номера передачи в коробке передач 5 выходной вал 6 вращается все медленней при заданных оборотах турбинного колёса 3 и ведущего вала 4 коробки передач. Следовательно, звенья 7 и 10 планетарного механизма все более рассогласуются по оборотам. При этом внутреннее передаточное число планетарного механизма подобрано так, что в зоне максимальных оборотов турбинного колеса 3 и вала 4 обороты звена 8 всегда превышают обороты вала 2 и насосного колеса 1. По мере снижения оборотов турбинного колеса 3 и вала 4 под влиянием внешней нагрузки со стороны вала б звено 8 также снижает свои обороты, но более интенсивно, чем снижаются обороты вала 2 и насосного колёса 1 гидротрансформатора, если последний наделен прозрачной нагрузочной характеристикой. При непрозрачной характеристике гидротрансфорf/iaTopa обороты вала 2 и насосного колеса 1 остаются неизменными. При указанном снижении оборотов турбинного колеса 3 и вала 4 наступает момент, когда соответствующие обороты звена 8становятся равными оборотам вала 2 и насосного колеса 1 и далее стремятся уменьшиться. Однако в момент полной синхронизации система управления обеспечивает включение муфты 9без буксования ее фрикционных элементов и шунтирование, то есть обеспечение кинематической связи между турбиннььм 3 и насосньии 1 колесами гидротрансформатора через планетарный механизм и муфту 9. Учитывая, что с понижением номера передачи в коробке передач 5 звенья 7 и 10 все более рассогласуются по оборотам, мо мент наступления синхронизации между звеном 8 и валом 2 наступает все более и более позже или при более низких оборотах турбинного колеса, или более низких значениях передаточного числа гидротрансформатора, под которым понимается переменное отношение оборотов его турбинного колеса к обо ротам колеса насосного. Исходя из сказанного, при высоких оборотах турбинного колеса 3 и вала когда муфта 9 находится в выключенно состоянии, планетарный механизм вращается свободно, не влияя на работу трансмиссии, что соответствует режим работы обычного гидротрансформатора в последовательном потоке мощности, который от вала 2 передается к насос ному колесу 1, далее гидравлическим путем - к турбинному колесу 3 и валу 4, от которого через коробку передач 5 передается к валу б и далее к движителю транспортного средства. Таким образом диапазон работы гидротрансформатора при описанном способе рабо ты последовательно расширяется с понижением номера передачи в коробке передач и иллюстрируется характеристиками cde для третьей передачи (фиг.2)с6е для второй передачи и cdeigдля первой передачи. Соответствующие этим характеристикам значения КПД изображены кривыми с ci| е , c,d, е, f, и c,d,e, 1., ,. Дальнейшее повышение внешней нагрузки на валу. 6, сопровождаемое снижением оборотов этого вала, а также вала 4 и турбинного колеса 3, приводит к пропорциональному снижению оборотов вала 2 и насосного колеса 1, так как после включения муфты 9 насосное и турбинное колеса гидротрансформатора кинематически связаны между собой. Очевидно, что передаточное число этой связи изменяется с изменением номера передачи в коробке передач и колеса гидротрансформатора шунтируются друг с другом при более низких значениях его передаточного числа по мере понижения номера передачи в коробке передач. При шунтировании колес гидротрансформатора его передаточное число, установившееся к моменту начала шунтирования, то есть включения муфты 9, сохраняется далее неизменным, коэффициенты момента и трансформации, а также КПД гидротранс форматора фиксируются на достигнутом значении, оставаясь далее постоянными, как бы не увеличивалась нагрузка и не уменьшались обороты насосного и турбинного колес. При этом мощность от вала 2 начинает передаваться двумя потоками. Первый поток (гидравлический) от вала 2 передается к насосному колесу 1 и далее через рабочую жидкость - к турбинному колесу 3, откуда она поступает к валу 4 и через коробку передач 5 - к выходному валу б. Второй поток (механический) от вала 2 через замкнутую йуфту 9 передается к звену 8 планетарного механизма, от которого через блок сателлитов 11 передается к звену 7 и далее к валу 4, от которого через коробку передач 5 передается к выходному валу б. Данные процессы с возрастанием внешней нагрузки сопровождаются интенсивным уменьшением гидравлического потока мощности по кубической зависимости и возрастанием механического потока, пропорционального разности между мощностью двигателя, развиваемой им на валу 2, и мощностью гидравлического потока. Отсюда при неизменности КПД гидротрансформатора в этом процессе величина общего КПД трансмиссии за счет возрастания механического потока мощности возрастает в противоположность убыванию КПД, если бы гидротрансформатор оставался в режиме последовательного потока мощности. Это возрастание КПД на третьей, -второй и первой передачах в рабочем диапазоне двигателя отображено на фиг.2 соответственно характеристиками tt , т. Соответствующие им и g- ... тяговые характеристики отображены кривыми eti, f е и gm , которые, как видно, несколько ниже тяговой характеристики при работе идротрансформатора в последовательном потоке,однако сопровождаемые, как показано, более высокими значениями КПД. Наибольший эффект по тягово-экономическим характеристикам трансмиссии обеспечивается при работе двигателя на частичных нагрузках. Следует указать, что при работе трансмиссии на первой передаче режим включения муфты 9 может отсутствовать, что переводит гидротрансформатор на работу в последовательный поток мощности с максимальным тяговым усилием. В режиме заднего хода муфта 9, как и в случае с первой передачей, может быть отключена. Отключение муфты 9 обязательно в режиме трогания транспортного средства. При возрастании внешней нагрузки описанные выше процессы происходят в обратном порядке; на соответствующих режимах (с точки g , f и С ) гидротрансформатор выводится из режима шунтирования путем выключения муфты 9 и переходит в режим последовательного потока мощности с уменьшением его диапазона с повышением номера передачи в коробке передач с переходом трансмиссии на высшей (четвертой) передаче в режигМ передачи механической, обеспечиваемый включением уфты 9.

Похожие патенты SU640874A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая передача тран-СпОРТНОгО СРЕдСТВА 1975
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Самарин Евгений Григорьевич
SU795995A2
Гидромеханическая передача транспортного средства 1976
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Изотов Виктор Захарович
SU787197A2
Гидромеханическая передача транспортного средства 1974
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Богданов Станислав Николаевич
SU667424A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Самарин Евгений Григорьевич
  • Зайцев Валерий Алексеевич
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Суслов Александр Александрович
SU598783A1
Силовая установка транспортногоСРЕдСТВА 1975
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Ширшов Юрий Иванович
  • Богданов Станислав Николаевич
  • Изотов Виктор Захарович
SU815323A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1981
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
SU1047738A1
Способ управления гидромеханической передачей транспортного средства 1980
  • Суслов Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
SU1044481A1
Механизм поворота гусеничной машины 1977
  • Суслов Александр Александрович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Сычев Сергей Федорович
SU738928A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Сычев Сергей Федорович
  • Воронков Константин Николаевич
  • Изотов Виктор Захарович
  • Суслов Александр Александрович
SU598781A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Воронков Константин Николаевич
  • Сычев Сергей Федорович
  • Изотов Виктор Захарович
  • Суслов Александр Александрович
SU610689A1

Иллюстрации к изобретению SU 640 874 A1

Реферат патента 1979 года Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Формула изобретения SU 640 874 A1

SU 640 874 A1

Авторы

Суслов Александр Александрович

Изотов Виктор Захарович

Сычев Сергей Федорович

Антонов Владимир Михайлович

Даты

1979-01-05Публикация

1976-09-06Подача