Изобретение относится к автомобилестроению и касается конструирования безопасных рулевых колонок автомобилей.
Известен узел крепления рулевой колон-, ки транспортного средства, содерл ащий эиергопоглощаюшее устройство {).
Однако он мало пригоден при вертикальном и близком к вертикальному расположениях рулевой колонки.
Известен узел крепления рулевой колонки транспортного средства, содержащий складывающуюся распорку, шарнирно соединенную со стенкой кабины и рулевой колонкой и состоящую из двух подвижных элементов, соединенных между собой через предохранительную муфту {2J.
Недостатком узла является то, что сопротивление перемещению рулевой колонки вперед при ударе водителя о рулевое колесо в случае аварии будет равным расчетной величине только в начале срабатывания предохранительной муфты. Затем из-за большой скорости перемещения рулевой колонки сопротивление ее перемещению резко падает. Кроме того, усилие, необходимое для перемещения рулевой колонки, уменьшается из-за увеличения плеча приложения силы
при складывании распорки. Таким образом поглощение энергии s результате работы муфты будет незначительным, и в конце хода колонки, при упоре ее в элементы кабины, будет резко возрастать нагрузка, что приведет к травме или гибели водителя.
Целью изобретения является повышение травмобезопасности водителя.
Эта цель достигается тем, что концы подвижных элементов распорки закреплены на стенках кабины, а рулевая колонка -установлена между подвижными элементами, при этом последние расположены в плоскости, перпендикулярное оси рулевой колойки.
На фиг. i показан узел крепления рулевой колонки, вид сверху; на фиг. 2 - рулевая колонка н место крепления распорки к рулевой колонке, вид сбоку; на фиг. 3 - энергопоглощающее фрикционное устройство, разрез А-А фиг. 1.
Узел крепления рулевой колонки состоит нз двух горизонтально расположенных подвижных элементов i и 2, соединенных между собой шарниром с зубчатой муфтой 3 и с боковыми стенками кабины - шарнирами 4 н 5. Элемент 2 щарнирно соединен с рулевой колонкой 6. Элемент 1 распорки выполнен раздвижным, и в нем расположено энергопоглощаюшее устройство. Элемент 1 с фрикционным энергопоглощающим устройством состоит из пластины 7, вилки 8, фрикционных накладок 9, стягивающих болтов 10, тарельчатых пружин 11, ограничительных втулок 12. Фрикционное энергопоглощающее устройство работает следующим образом. В случае аварии возникающее при ударе водителя о pyvieBoe колесо усилие при достижении расчетной величины перемещает рулевую колонку б вперед. При этом угол между элементами I и 2 распорки уменьшается по мере хода колонки, и распорка оказывает плавно возрастающее сопротивление перемещению колонки. Это объясняется тем, что по мере уменьшения угла между элементами распорки составляющие силы, направленные вдоль этих элементов распорки и уравновешивающие усилие на рулевой колонке, будут плавно уменьшаться. Пластина 7 энергопоглощающего устройства зажимается между фрикционными накладками 9 и вилкой 8 с усилием, величина которого определяется жесткостью тарельчатых пружин 11 и длиной ограничительных втулок 12, т. е. жесткость и величина деформации тарельчатых пружин I выбираются таким образом, чтобы величина силы трения, препятствующеГ удлинению элемента 1 при отклонении рулевой колонки, обеспечивала расчетное усилие соп ротивления перемещеfaz ( нию колонки при ударе водителя о рулевое колесо. Для восстановления первоначального положения рулевой колонки отворачивают стягивающие болты 10 и разгружают тарельчатые пружины 11, затем возвращают рулевую колонку, распорку и зубчатую муфту в исходное положение, устанавливают под гайки и болты 10 тарельчатые пружины и заворачивают стяжные болты до требуемого усилия. Формула изобретения Узел крепления рулевой колонки транспортного средства, содержащий складывающуюся распорку, шарнирно соединенную со стенкой кабины и рулевой колонкой и состоящую из двух подвижных элементов, соединенных между собой через предохранительную муфту, отличающийся тем, что, с целью повышения травмобезопасности водителя, концы подвижных элементов распорки закреплены на стенках кабины, а рулевая колонка установлена между подвц кными элементами, при этом последние расположены в плоскости, перпендикулярной оси рулевой колонки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: - 1. Патент США № 3827710, кл. 74-492, 1976. 2. Авторское свидетельство СССР № 482341, кл. В 62 D 1/18, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел крепления рулевой колонки транспортного средства | 1990 |
|
SU1731670A1 |
Узел крепления рулевой колонки транспортного средства | 1973 |
|
SU482341A1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1992 |
|
RU2025367C1 |
ТРАВМОБЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2650309C1 |
Травмобезопасное рулевое управление транспортного средства | 1982 |
|
SU1079522A1 |
Узел крепления травмобезопасной рулевой колонки транспортного средства | 1984 |
|
SU1303476A1 |
Энергопоглощающая рулевая колонка транспортного средства | 1976 |
|
SU574352A1 |
РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2006393C1 |
БЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1971 |
|
SU289703A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1979 |
|
SU925725A1 |
Авторы
Даты
1979-01-05—Публикация
1976-11-04—Подача