В известных штанген-циркулях с микрометрической установкой применяется вторая подвижная каретка, которая закрепляется нажимным винтом до микрометренной установки подвижной каретки нониуса. При этом подвижная каретка нониуса сама может быть, в свою очередь, закреплена нажимным винтом лишь после микрометрической установки, вследствие чего установление размера, т.-е. отсчет, соответствующий размеру, для подвижной каретки изменяется.
Предлагаемое изобретение имеет целью устранить этот недостаток. Для этого, микрометренный винт (при отсутствии второй подвижной каретки) помещается в самой подвижной каретке нониуса. При автоматическом затормаживании на масштабе штанген-циркуля (независимо от подвижной каретки нониуса) имеется возможность довести микрометренную установку подвижной каретки посредством своей (т.-е. микрометренного винта) гайки.
На фиг. 1 чертежа изображен общий вид предлагаемого штанген-циркуля, на фиг. 2 - продольный разрез по подвижной каретке нониуса с показанным микрометренным устройством, без гайки; на фиг. 3 - разрез по А-В фиг. 1; на фиг. 4 - винтовая гайка.
Штанген-циркуль состоит из масштаба а с неподвижно с ним скрепленным измерительным носиком b; каретка с нониуса может передвигаться по масштабу a, при чем каретка прижимается нажимной пружиной d. В боку подвижной каретки нониуса (фиг. 2) имеется углубление е, внутри которого свободно расположена, с боковым зазором, тормозная щека (в виде уголка). Колено f этой тормозной щеки заходит, при передвинутой на масштабе подвижной каретке с, в продольный паз h, (пунктир на фиг. 1). К этому колену g тормозной щеки шарнирно прикреплен микрометренный винт i, устроенный в виде рычага с тормозной частью j, имеющей волнистый обрез в части, соприкасающейся с ребром линейки а. Установочная гайка k микрометренного винта заходит в прорезь подвижной каретки нониуса, при чем возможный мертвый ход винта устраняется пружинящей шайбой m.
Во избежание мертвого хода и для того, чтобы сообщить гайке постоянный плавный ход в направляющей прорези, гайка снабжена выточкой, в которую входят спиральная пружина s и шайба m. Вследствие нажимания пружины s на гайку и шайбу устраняется возможность мертвого хода между гайкой и частью винта i и получается плавный ход гайки в направляющей прорези подвижной каретки.
Установочный винт i, при помощи помещенной в отверстии подвижной каретки нониуса спиральной пружины p, все время отжимается наружу так, что его тормозная часть j плотно прижимается к продольной кромке масштаба а; в результате, колено f тормозной щеки, входящее в продольный паз h масштаба, также зажимается плотно. Таким образом, подвижная каретка нониуса автоматически устанавливается в любом положении. Тормозная щека f и тормозная часть j микрометренного винта i допускают продольное перемещение подвижной каретки нониуса на величину бокового зазора углубления е. Это перемещение может быть произведено вращением гайки k, при чем в это время происходит микрометренная установка при помощи нониуса. Посредством нажима на выступающую наружу гайку k поворачивается винт, действующий в качестве тормозного рычага, при чем, таким образом, аннулируется торможение, производимое тормозной частью j и коленом f, так что подвижная каретка нониуса может быть передвинута.
В видоизменении предлагаемого штанген-циркуля тормозная щека f, g не направляется продольным масштабом а; она соединена с нажимною пружиной d подвижной каретки.
Штанген-циркуль снабжен еще глубиномером направляющий паз которого служит, между прочим, для направления тормозной щеки f, g.
1. Штанген-циркуль с микрометрической установкой, при которой микрометренный винт расположен в самой каретке нониуса, отличающийся тем, что микрометренный винт i устроен в виде тормозного рычага с тормозной частью j, каковой тормозной рычаг связан подвижной кареткой нониуса только при посредстве установочной гайки k и шарнирно скреплен с тормозной щекой f, g, которая укреплена с боковым зазором в подвижной каретке и направляется продольным пазом h.
2. Видоизменение означенного в п. 1 штанген-циркуля, в котором подвижная каретка имеет нажимную пружину, отличающееся тем, что тормозная щека f, g соединена с нажимною пружиной d.
Даты
1928-09-29—Публикация
1926-09-13—Подача