Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для перемещения судов из бьефа в бьеф через плотины гидроузлов.
Цель изобретения - снижение зат- рат на строительство шлюза за счет сокращений длины судовозной камеры.
На фиг. 1 изображен предлагаемый шлюз, план; на фиг. 2 - нижняя голова, план; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2 на фиг. 4 - верхняя голова, план; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 4 (пунктиром показаны контуры элементов ве рхней головы шлюза при существующих системах наполнения); на фиг. 6 - нижняя голова шлюза, вариант; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 6.
Судоходный, щлюз расположен в верх- 2о судно устана:вливается также непоем бьефе, подпертом земляной плотиной 1. Шлюз состоит из камеры 2, оганиченной продольными стенками 3, верхней головой 4 и нижней головой 5. В верхней голове 4 установлены основные ворота 6 и вьтолнены пазы 7 под аварийно-ремонтные ворота 8. В нижней голове 5 установлены основные ворота 9 и выполнены пазы 10 под ремонтные ворота. К верхней голове 4 примыкают палы 11, а к нижней голове 5 - палы 12.
К устоям нижней головы 5 примыкают две стенки 13 с водоприемниками 14, От водоприемников 14 в стен- ках 13, устоях и днище головы 5 проложены галереи 15 (показаны пунктиро только в правом участке), которые заканчиваются водовыпусками 16. Водо- выпуски 16 расположены под порогом .17 ворот 9, причем площадь выпусков постепенно увеличивается от оси шлю- за к шкафной части 18 устоев ворот 9.
В нижней голове 5 проложены обходные галереи 19 (показаны пунктиром только в правом устое) системы опорожнения камеры. Галереи 19 имеют водоприемники 20, расположенные в шкафной части 18, и водовыцуски 21, расположенные в днище головы 5 между порогом 17 ворот 9 и пазами 10 ремонтных ворот.
Галереи 15 наполнения и галереи 19 опорожнения мосут быть частично совмещены (фиг. 6 и 7), при этом во- довьтуски 16 выполняют роль водоза борных отверстий галерей 19 опорожнения. В качестве затвора 22 в галереях наполнения целесообразно применить цилиндрический затвор, вертикально перемещаемый подъемником 23 (фиг. 7) .
Галереи 15 наполнения оборудованы сороудерживающими решетками 24, в пазах которых могут устанавливаться ремонтные затворы, и рабочими затворами 22. Галереи опорожнения обо- РУДОваны рабочими затворами 25.
Судоходный шлюз работает следующим образом.
При пропуске судов из нижнего бьефа в верхний бьеф происходит напол- нение камеры 2. При этом судно носом устанавливается перед воротами 6 верхней головы 4. При пропуске судна из верхнего бьефа в нижний происходит опорожнение камеры 2, при этом
5
средственно за воротами 6 головы 4. Такая установка судна обеспечивает ему благоприятные условия отстоя при .наполнении и опорожнении камеры,
5 так как бурный гидравлический режим потоков при наполнении и опорожнении сосредотачивается в районе шкафной части нижних ворот.
В известных конструкциях шлюзов
0 бурные гидравлические режимы создаются у верхней головы. Указанное вызывает необходимость выполнения у этой головы комплекса гасительных устройств (фиг.5, пунктир) и предусматривать специальный успокоитель- ньш участок (1у), где исключается установка судна. Это приводит к тому, что в известных шлюзах суммарная длина камеры, включающая полезную ее длину (1пк) длину успокоительного участка (1у) и участки,, где расположены гасительные устройства (1р), должна быть значительно больше, чем- длина камеры предлагаемой конструк5 ции, включающая только полезную длину камеры (1 п) .
В камеры предлагаемой .конструкции отсутствует аэрация потока, характерная для камеры известной конструкции,
0 существенно ухудшающая условия стоянки судов в камере.
Улучшает работу системы наполнения в предлагаемом шлюзе размещение водовыпусков 16 непосредственно под
5 порогом ворот 9. Такое размещение позволяет разместить успокоительный участок полностью в пределах шкафной части нижней готовы 5. Кроме того, переменная площадь водовыпусков
0
3
16 с увеличением от оси камеры к устою шкафной части 18 приводит к усилению потока у вертикальных стен и вереяльных столбов ворот 9. Это приводит к очистке шкафной части от плавающего мусора, а в период продленной навигации и от плавающего льда, и интенсифицирует гашение энергии за счет встречного направления течения потоков.
13
Формула изобретения
1. Судоходный шлюз, включающий су- 75 довозную камеру, расположенную в верхнем бьефе гидроузла, верхнюю и нижнюю голову с устоями, днищем и воротами, а также галереи наполнения с водоприемниками в бьефе и выпусками 20
2 2 13 20
В
33195Л
в днище камеры и галереи опорожнения, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на строительство шлюза за счет сокращений длины судовозной камеры, галереи наполнения камеры расположены в нижней голове шлюза, а в районе устоя нижней головы выполнены вертикальные стенки, обращенные в сторону верхнего бьефа, в которых выполнены водоприемники галерей наполнения.
10
2. Шлюз по п. 1, отличающийся тем, что выпуски расположены в пороге рабочих ворот нижней головы шлюза, при этом площадь поперечного сечения выпусков постепенно увеличена от оси камеры шлюза к его стенкам,
25 18 22
/7 2S W J5
Фиг. 2
Фаг.д
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВОДНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК | 1970 |
|
SU268278A1 |
Судоходный шлюз | 1985 |
|
SU1285110A1 |
Судоходный шлюз | 1979 |
|
SU894054A1 |
Устройство для перемещения судов | 1979 |
|
SU907153A1 |
Судоходный шлюз | 1988 |
|
SU1641941A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ | 2006 |
|
RU2335599C2 |
Судоходный шлюз | 1984 |
|
SU1242584A1 |
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1994 |
|
RU2084586C1 |
Гидротехническое сооружение | 1983 |
|
SU1117382A1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАМЕРЫ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА | 2021 |
|
RU2776834C1 |
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для перемещения судов из бье,фа в бьеф. Цель изобретения позволяет снизить затраты на строительство шлюза за счет сокращений длины судовой камеры. Судоходный шлюз рас- положен в верхнем бьефе, подпертом земляной плотиной 1. Шлюз состоит из камеры 2, ограниченной продольными стенками 3, верхней головкой 4 и нижней головкой 5. В верхней голове 4 установлены основные ворота 6 и выполнены пазы 7 под ворота. В нижней голове 5 установлены основные ворота 9 и выполнены пазы 10 под ремонтные ворота. К верхней голове 4 примыкают палы 11, а к нижней .голове 5 - палы 12. К устоям нижней головы 5 примыкают две стенки 13 с водоприемниками 1 з.п. ф-лы, 7 ил. tt сл
в
I II
I I
АХ
7
л
1ТТ
1ПТТ
/
ФигЛ
Створ нпчала Планы камеры предлагаемой mxcmpyiiltau
Ij. ly, On&v /«rvoyio камеры
r- В сцщестЙумщих шлюзси Ъ
фиг. 6
//
Составитель Г.Луценко Редактор С.Пекарь Техред М.Ходанич Корректор В.Бутяга
Заказ 3775/26 Тираж 606Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35,- Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Михайлов А .В | |||
Судоходные шлюзы,- М.: Транспорт, 1966, с | |||
Способ подпочвенного орошения с применением труб | 1921 |
|
SU139A1 |
,(54) СУДОХОДНЬЙ ШЛЮЗ |
Авторы
Даты
1987-08-23—Публикация
1986-04-23—Подача