Судоходный шлюз Советский патент 1987 года по МПК E02C1/00 

Описание патента на изобретение SU1331954A1

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для перемещения судов из бьефа в бьеф через плотины гидроузлов.

Цель изобретения - снижение зат- рат на строительство шлюза за счет сокращений длины судовозной камеры.

На фиг. 1 изображен предлагаемый шлюз, план; на фиг. 2 - нижняя голова, план; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2 на фиг. 4 - верхняя голова, план; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 4 (пунктиром показаны контуры элементов ве рхней головы шлюза при существующих системах наполнения); на фиг. 6 - нижняя голова шлюза, вариант; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 6.

Судоходный, щлюз расположен в верх- 2о судно устана:вливается также непоем бьефе, подпертом земляной плотиной 1. Шлюз состоит из камеры 2, оганиченной продольными стенками 3, верхней головой 4 и нижней головой 5. В верхней голове 4 установлены основные ворота 6 и вьтолнены пазы 7 под аварийно-ремонтные ворота 8. В нижней голове 5 установлены основные ворота 9 и выполнены пазы 10 под ремонтные ворота. К верхней голове 4 примыкают палы 11, а к нижней голове 5 - палы 12.

К устоям нижней головы 5 примыкают две стенки 13 с водоприемниками 14, От водоприемников 14 в стен- ках 13, устоях и днище головы 5 проложены галереи 15 (показаны пунктиро только в правом участке), которые заканчиваются водовыпусками 16. Водо- выпуски 16 расположены под порогом .17 ворот 9, причем площадь выпусков постепенно увеличивается от оси шлю- за к шкафной части 18 устоев ворот 9.

В нижней голове 5 проложены обходные галереи 19 (показаны пунктиром только в правом устое) системы опорожнения камеры. Галереи 19 имеют водоприемники 20, расположенные в шкафной части 18, и водовыцуски 21, расположенные в днище головы 5 между порогом 17 ворот 9 и пазами 10 ремонтных ворот.

Галереи 15 наполнения и галереи 19 опорожнения мосут быть частично совмещены (фиг. 6 и 7), при этом во- довьтуски 16 выполняют роль водоза борных отверстий галерей 19 опорожнения. В качестве затвора 22 в галереях наполнения целесообразно применить цилиндрический затвор, вертикально перемещаемый подъемником 23 (фиг. 7) .

Галереи 15 наполнения оборудованы сороудерживающими решетками 24, в пазах которых могут устанавливаться ремонтные затворы, и рабочими затворами 22. Галереи опорожнения обо- РУДОваны рабочими затворами 25.

Судоходный шлюз работает следующим образом.

При пропуске судов из нижнего бьефа в верхний бьеф происходит напол- нение камеры 2. При этом судно носом устанавливается перед воротами 6 верхней головы 4. При пропуске судна из верхнего бьефа в нижний происходит опорожнение камеры 2, при этом

5

средственно за воротами 6 головы 4. Такая установка судна обеспечивает ему благоприятные условия отстоя при .наполнении и опорожнении камеры,

5 так как бурный гидравлический режим потоков при наполнении и опорожнении сосредотачивается в районе шкафной части нижних ворот.

В известных конструкциях шлюзов

0 бурные гидравлические режимы создаются у верхней головы. Указанное вызывает необходимость выполнения у этой головы комплекса гасительных устройств (фиг.5, пунктир) и предусматривать специальный успокоитель- ньш участок (1у), где исключается установка судна. Это приводит к тому, что в известных шлюзах суммарная длина камеры, включающая полезную ее длину (1пк) длину успокоительного участка (1у) и участки,, где расположены гасительные устройства (1р), должна быть значительно больше, чем- длина камеры предлагаемой конструк5 ции, включающая только полезную длину камеры (1 п) .

В камеры предлагаемой .конструкции отсутствует аэрация потока, характерная для камеры известной конструкции,

0 существенно ухудшающая условия стоянки судов в камере.

Улучшает работу системы наполнения в предлагаемом шлюзе размещение водовыпусков 16 непосредственно под

5 порогом ворот 9. Такое размещение позволяет разместить успокоительный участок полностью в пределах шкафной части нижней готовы 5. Кроме того, переменная площадь водовыпусков

0

3

16 с увеличением от оси камеры к устою шкафной части 18 приводит к усилению потока у вертикальных стен и вереяльных столбов ворот 9. Это приводит к очистке шкафной части от плавающего мусора, а в период продленной навигации и от плавающего льда, и интенсифицирует гашение энергии за счет встречного направления течения потоков.

13

Формула изобретения

1. Судоходный шлюз, включающий су- 75 довозную камеру, расположенную в верхнем бьефе гидроузла, верхнюю и нижнюю голову с устоями, днищем и воротами, а также галереи наполнения с водоприемниками в бьефе и выпусками 20

2 2 13 20

В

33195Л

в днище камеры и галереи опорожнения, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на строительство шлюза за счет сокращений длины судовозной камеры, галереи наполнения камеры расположены в нижней голове шлюза, а в районе устоя нижней головы выполнены вертикальные стенки, обращенные в сторону верхнего бьефа, в которых выполнены водоприемники галерей наполнения.

10

2. Шлюз по п. 1, отличающийся тем, что выпуски расположены в пороге рабочих ворот нижней головы шлюза, при этом площадь поперечного сечения выпусков постепенно увеличена от оси камеры шлюза к его стенкам,

25 18 22

/7 2S W J5

Фиг. 2

Фаг.д

Похожие патенты SU1331954A1

название год авторы номер документа
ПОДВОДНЫЙ СУДОПОДЪЕМНИК 1970
SU268278A1
Судоходный шлюз 1985
  • Колосов Михаил Александрович
  • Баланин Василий Васильевич
SU1285110A1
Судоходный шлюз 1979
  • Колосов Михаил Александрович
  • Похабов Владимир Иванович
SU894054A1
Устройство для перемещения судов 1979
  • Пинхасик Александр Маркович
SU907153A1
Судоходный шлюз 1988
  • Сон Юрий Владимирович
SU1641941A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2006
  • Колосов Михаил Александрович
RU2335599C2
Судоходный шлюз 1984
  • Баланин Василий Васильевич
  • Колосов Михаил Александрович
SU1242584A1
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ 1994
  • Ягин Василий Петрович
  • Похабов Владимир Иванович
RU2084586C1
Гидротехническое сооружение 1983
  • Петухов Борис Проклович
  • Онипченко Гертруд Федорович
  • Пентко Надежда Петровна
SU1117382A1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАМЕРЫ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2021
  • Гарибин Павел Андреевич
  • Ольховик Евгений Олегович
  • Буцанец Артем Александрович
RU2776834C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 331 954 A1

Реферат патента 1987 года Судоходный шлюз

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для перемещения судов из бье,фа в бьеф. Цель изобретения позволяет снизить затраты на строительство шлюза за счет сокращений длины судовой камеры. Судоходный шлюз рас- положен в верхнем бьефе, подпертом земляной плотиной 1. Шлюз состоит из камеры 2, ограниченной продольными стенками 3, верхней головкой 4 и нижней головкой 5. В верхней голове 4 установлены основные ворота 6 и выполнены пазы 7 под ворота. В нижней голове 5 установлены основные ворота 9 и выполнены пазы 10 под ремонтные ворота. К верхней голове 4 примыкают палы 11, а к нижней .голове 5 - палы 12. К устоям нижней головы 5 примыкают две стенки 13 с водоприемниками 1 з.п. ф-лы, 7 ил. tt сл

Формула изобретения SU 1 331 954 A1

в

I II

I I

АХ

7

л

1ТТ

1ПТТ

/

ФигЛ

Створ нпчала Планы камеры предлагаемой mxcmpyiiltau

Ij. ly, On&v /«rvoyio камеры

r- В сцщестЙумщих шлюзси Ъ

фиг. 6

//

Составитель Г.Луценко Редактор С.Пекарь Техред М.Ходанич Корректор В.Бутяга

Заказ 3775/26 Тираж 606Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35,- Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1331954A1

Михайлов А .В
Судоходные шлюзы,- М.: Транспорт, 1966, с
Способ подпочвенного орошения с применением труб 1921
  • Корнев В.Г.
SU139A1
,(54) СУДОХОДНЬЙ ШЛЮЗ

SU 1 331 954 A1

Авторы

Баланин Василий Васильевич

Колосов Михаил Александрович

Даты

1987-08-23Публикация

1986-04-23Подача