Уже известны убирающиеся шасси самолетов с координированным движением в двух взаимно перпендикулярных плоскостях при помощи зубчатой пары, одно звено которой укреплено на подвижной части шасси, а другое - на центроплане. Недостатком шасси подобных конструкций является то, что их зубчатая пара несет на себе не только нагрузки, связанные с уборкой шасси, то и рабочие нагрузки и поэтому по расчету должна иметь значительные размеры.
Предлагаемое убирающееся шасси самолета свободно от указанного недостатка и имеет ту особенность, что для освобождения его кинематической пары сцепления от нагрузок, не связанных с уборкой шасси, применен замок, автоматически выключающий кинематическую пару при опускании стойки шасси в рабочее положение.
На чертеже фиг. 1 изображает вид сбоку примерной формы выполнения шасси; фиг. 2 -разрез шасси по А-А на фиг. 1; фиг. 3 - продольный разрез детали шасси по фиг. 1-2.
Шасси состоит из амортизационной стойки 1, монтированной в траверсе 3, шарнирно прикрепленной осью 15 к ушам 2 центроплана. В нижней части стойка 1 снабжена пневматикой 4, в средней - задним подкосом 5, шарнирно соединенным с траверсой 6, поворачивающейся на стойке 1 относительно ее оси В-В.
Задний подкос 5 выполнен ломающимся с шарниром в средней части, соединенным для складывания подкоса со штоком поршневого сервомотора. На конце стойки 1 насажен замок 10, выполненный в виде переставной в осевом направлении втулки, снабженной внутренними и внешними шлицами. Внутренние шлицы втулки замка 10 служат для постоянного соединения ее со стойкой 1, имеющей наружные шлицы, а внешние шлицы втулки замка 10, имеющие небольшую длину, - для сцепления со шлицами траверсы 3.
Звено 8, свободно надетое на втулку замка 10, соединено с ней посредством пальца 11, расположенного в косом прорезе АС втулки.
Внешние шлицы втулки замка 10 при перемещении втулки на величину h выходят из зацепления со шлицами траверсы 3.
Внутренние шлицы втулки замка 10 всегда находятся в зацеплении со шлицами стойки 1. Втулки 12 и 13 траверсы 3 являются подшипниками для стойки 1. Гайка 16 и шайба 14 фиксируют положение стойки 1 в траверсе 3.
Нижний торец траверсы 3 снабжен зубом Е, ограничивающим повороты стойки 1 на нужный угол.
При убирании шасси шток гидравлического сервомотора 7 складывает задний подкос 5, который увлекает стойку 1. Стойка 1, уходя назад, заставляет звено 8 перекатываться по звену 9 зубчатой пары 8, 9.
При повороте звена 8 относительно оси В-В стойки 1 палец 11 звена 8 скользит по прорези А-С втулки замка 10, заставляя ее выдвигаться на величину h и тем самым выходить из зацепления со шлицами траверсы 3, не выходя из зацепления со шлицами стойки 1.
Пневматик 4, совершая движение относительно двух осей О-О и В-В, убирается внутрь крыла.
В первый момент убирания стойка поворачивается только относительно оси О-О, выключая замок, по выключении же его происходит поворот стойки относительно двух осей. Причем при общем повороте стойки 1 относительно оси О-О, равном 90°, первые 30° идут на выключение замка, т.е. на его поступательное движение.
При выпускании шасси процесс повторяется в обратном направлении. Стойка 1 сначала совершает движение относительно двух осей, а затем, дойдя до упора в зуб Е траверсы 3, поворачивается только относительно оси О-О, причем происходит включение замка, т.е. его шлицы входят в шлицы траверсы 3.
Таким образом зубчатая пара 8, 9 несет нагрузку при убирании, выпускании шасси и в убранном положении. При выпущенном положении шасси зубчатая пара 8, 9 освобождена от нагрузок, не связанных с убиранием шасси, т.е. от рабочих нагрузок при посадке, пробеге и разбеге, которые передаются замком 10 на траверсу 3 и на уши 2 центроплана.
Стойка 1 и пневматик 4 могут быть снабжены щитком, который плотно прикрывает вырезы в центроплане.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА | 2019 |
|
RU2727896C1 |
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2403177C1 |
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИРЕНСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ СТОЯНКЕ И ПОДКОС-ПОДЪЕМНИК (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2628002C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2023628C1 |
Пирамидальная стойка убирающегося шасси летательного аппарата | 1976 |
|
SU593400A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
ОПОРА ШАССИ САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2307046C2 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПЕРЕДНИХ СТВОРОК НИШИ ШАССИ САМОЛЕТА | 2010 |
|
RU2427502C1 |
ЛЫЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
RU1793641C |
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2336200C2 |
1. Убирающееся шасси самолета с координированным движением во взаимно-перпендикулярных плоскостях при помощи зубчатого сцепления, в котором одно звено укреплено на подвижной части шасси, а другое - на центроплане, отличающееся тем, что для возможности освобождения указанной кинематической пары сцепления от нагрузок, не связанных с убиранием шасси, применен замок 10, автоматически выключающий пару при опускании стойки шасси в рабочее положение.
2. Форма выполнения шасси по п. 1, отличающаяся тем, что замок 10 выполнен в виде переставной в осевом направлении втулки, снабженной внутренними и внешними шлицами, из которых внутренние служат для постоянного соединения втулки со стойкой 1, а внешние - для включений свободно надетого звена 8 зубчатой пары 8, 9 в соединение с траверсой 3 центроплана на время поворота стойки, обусловленное косым прорезом АС втулки, в котором расположен палец 11 звена 8.
Авторы
Даты
1945-05-31—Публикация
1938-04-19—Подача