Старт-стопная муфта Советский патент 1979 года по МПК F16D11/04 

Описание патента на изобретение SU648760A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в станках, машинах и приборах для задания рабочим органам дискретных перемещений.

Известна старт-стопная муфта, содержащая установленные на ведомом валу ведущую и ведомую полумуфты с торцовыми зубьями и шарико-клиновой механизм предварительного расцепления, поводок которого при наезде на упор выводит зубья полумуфт из зацепления. Для полного вывода зубьев из зацепления и фиксации вала служит механизм полного расцепления, выполненный в виде сидящего на валу диска, в вырез которого западает ролик подпружиненного рычага, управляемого электромагнитом 1.

Недостатком известного устройства является низкая долговечность и сложность конструкции.

Поскольку старт-стопные муфты работают в напряженном динамическом режиме, даже незначительный износ выреза диска и изменение усилия пружины рычага приводят к неполному выводу зубьев из зацепления В результате создаются условия для интенсивного износа зубьев, а наличие диска;

ролика рычага, пружины и электромагнита усложняют конструкцию.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности муфты.

Поставленная цель достигается тем, что механизм полного расцепления выполнен в виде прямоходового электромагнита, установленного соосно полумуфтам на ведомом валу, при этом его кольцевой якорь жестко связан с ведомой полумуфтой.

Кроме того, на обращенных друг к другу торцах ведомой полумуфты и электромагнита выполнены мелкомодульные зубья.

На фиг. 1 чертежа изображена стартстопная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В фиг. 1; на фиг. 5 - сечение Г-Г фиг. 1.

Муфта состоит из свободно установленной на ведомом валу 1 ведущей полумуфты 2, на торце которой выполнены зубья 3 (фиг. 2), а на цилиндрической поверхности нарезано зубчатое колесо 4. Ведомая полумуфта 5, выполненная в виде чашки с аналогичными зубьями 3 на торце, установлена на ведомом валу на шпонке 6 с возможностью скольжения. Пружина 7 1рмжи1мает ведомую полумуфту 5 к ведущей полумуфте 2. Кольцо 8 с поводком 9 установлено внутри ведомой полумуфты 5 свободно на валу 1. Поводок 9 через окно 10 нолумуфты 5 выступает над ее корпусом. Осевое пере.мещение кольца 8 ограничено с одной стороны ynoptibiM подшипником II, а с другой - шарико-клиновым ме.ханизмом предварительного расцепления, выполненного с двумя шариками 12, расположенными с зазором в V-образных радиальных назах 3, выпoлнeнfHJX на торцах кольца 8 и ведомой полумуфт з1 5. На корпусе 14 размешаются управляемый упор 15 и прямоходовой электромагнит 16. Кольцевой якорь 17 электромагнита 16 жестко связан с ведомой полумуфтой 5. На внутреннем торце электромагнита 16 жестко установлено кольцо 8, мелко.моду.|1ьные зубья 19 которого взаимодействуют с .аналогичными зубьями, расположенными па обращенном к электромагниту 16 торце ведо.мой полумуфты 5. На наружной поверхности электромагнита 16 установлен регулируемый упор 20 из немагнитного материала, например, латуни, выполненный в виде гайки. Старт-стопная муфта работает следующим образом. В сцепленном. положе ши ведущей 2 и ведомой 5 полумуфт крутяпгий .мо.мент передается от ведушей шестерни, находящейся в зацеплении с зубчаты.м колесом 4, через полумуфты 2,5 и шпонку 6 валу i, от которого получает движение исполнительный механизм, например, ходовой винт рабочего органа станка. В связи с тем, что рабочий орган дол жен перемеш.аться дискретно, т.е., с остановками, необходимо старт-стопную муфту расцеплять, приче.м моменты расцепления задаются систе.мой управления станка, воздействующей на управляе.мый упор 15. В необходимый момент упор 15 выдвигается, и на него наезжает поводок 9. Бращение кольца 8 прекращается, в то время как ведомая полумуфта 5 продолжает вращаться. Радиальные V-образные .пазы 13 на торце полумуфты 5 поворачиваются (смещаются) относительно пазов 13 кольца 8, как показано на фиг. 5 пунктиром. Так как осевое перемещение кольца 8 ограничено упорным подшипником -И, шарики 12 отжимают ведомую полумуфту 5, сжимая пружину 7 и выводя зубья полумуфт 2 и 5 из зацепления. Процесс расцепления продолжается до тех пор, пока ведомая полумуфта 5 передает крутящий момент, преобразуемый шарико-к.линовым . механизмом (щарики 12. V-образные пазы 3) в осевое усилие, которое, сжимая пружину 7, смещает ведомую полумуфту 5. В мо.мент, когда поводок 9 кольца 8 соприкасается с упором 15, включается катуи ка электромагнита 16. Электромагнит 16 создает осевое ус.илие, приложенное к кольцевому якорю 17, жестко связапному с ведомой полумуфтой 5. Это усилие обеспечивает полное расцепление полумуфт 2 и 5 и гарантированный зазор между ними. В расцепленном состоянии мелкомодульные зубья 19 полумуфты 5 входят в зацепление с зубьями 19 .кольца 18, чем обеспечивается угловая фиксация вала и точность позиционирования рабочего органа. Если дисковый якорь 7 при включении электромагнита 16 будет соприкасаться с его рабочим торцом, то возможно явление «залипания, состоящее в том, чтопосле выключения электромагнита 16 дисковый якорь 17 остается в притя 1уто.м положении. Для предотвращения этого явления обеспечивается зазор между якорем 17 и электромагнитом 16 тем, что торец регулируемого упора 20 из немагнитного iV5aтepиaлa выступает относительно торца электромагнита 16 на величину предусмотренного зазора. При износе рабочего торца упора -20 возможна регулировка его осевого по.ложения вращение.м упора 20. Формула изобретения 1.Старт-стопная муфта, содержащая установленные на ведо.мому валу ведущую и ведомую полумуфты с торцовыми зубьями, шарико-клиновой .механизм предварительного расцепления и механиз.м полного расцепления, отличающаяся тем, что,, с целью повышения надежности ее срабатывания и долговечности, механизм полного расцепления выполнен в виде прямоходового электромагнита, установленного соосно полумуфтам на ведомом валу, при этом его кольцевой якорь жестко связан с ведо.мой полу.муфтой. 2.Старт-стопная муфта по п. i, отличающаяся тем, что на обращенных друг к другу торцах ведомой полумуфтьг и электромагнита выполнены мелкомодульные зубья. Источники инфор.мации, принятые во внимание при экспертизе I. Спиридонов А. А. иФедоров-Б. В. «Металлорежущие станки с программным управлением, М., 1972, с. 145-147.

9iii.i

П 20

йуг.5

Похожие патенты SU648760A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА 1994
  • Хайруллин И.Х.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Закиров И.Г.
RU2084719C1
Печатающий узел устройства для выборочного ударного печатания 1979
  • Дементьев Валерий Валентинович
SU885071A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЯЕМОГО ПРИВОДА 1966
  • Фельдблюм П.Л.
  • Пекин С.Ф.
  • Бирман Р.М.
SU224985A1
СТАРТ-СТОПНОЕ УСТРОЙСТВО 1970
SU261081A1
Безынерционная катушка с самоподсекателем 2016
  • Блинов Валерий Степанович
RU2624203C1
Динамическая муфта 1978
  • Сталь Федор Владимирович
  • Сталь Андрей Федорович
SU949239A1
УПРАВЛЯЕМАЯ МУФТА 1972
SU426083A1
Управляемая муфта 1985
  • Весико Генрих Михайлович
SU1286851A1
БИБЛИОТЕКА 1973
  • Л. В. Слепой Т. Н. Малеунова
  • Пдтентйоч Кая
SU372555A1
Зубчатая сцепная муфта 1975
  • Зайко Николай Ануфриевич
SU530127A1

Иллюстрации к изобретению SU 648 760 A1

Реферат патента 1979 года Старт-стопная муфта

Формула изобретения SU 648 760 A1

w

/35Г-г

faz.S

SU 648 760 A1

Авторы

Зильберлейб Феликс Наумович

Митков Иосиф Алексеевич

Самсонович Александр Моисеевич

Даты

1979-02-25Публикация

1976-12-07Подача