В состав узлов гидросооружений на судоходных реках, возводимых с целью энергетического использования водотока, улучшения судоходных условий, ирригации и пр., обычно входит судоходный шлюз и водосбросное сооружение, расчитанное на пропуск максимальных поводковых расходов.
Водосброс в большинстве случаев является одним из основных сооружений гидроузла как по стоимости, так и по сложности его конструкции, а также в отношении трудностей сооружения в случае расположения его в русле реки. Поэтому совмещение функций судоходного шлюза и водосброса в одном сооружении, т.е. осуществление шлюза-водосброса, представляет интерес.
Использование судоходных шлюзов для пропуска паводковых вод вообще известно. Предложенное устройство отличается тем, что оно позволяет увеличить количество пропускаемых через шлюз паводковых вод до практической ненадобности отдельного водосброса и состоит в том, что камеры шлюза отделены друг от друга и от верхнего бьефа съемными стенками, не препятствующими пропуску над ними судов и убираемыми для пропуска паводковых вод.
На чертеже фиг. 1 представляет продольный разрез однокамерного судоходного шлюза согласно изобретению и фиг. 2 - план шлюза.
Верхняя голова шлюза выполнена в виде плоского сдвоенного затвора. Верхний плоский щит 1 при шлюзовании судов опускается вниз, причем верхняя кромка его устанавливается на отметке 2 короля, образованного съемной стенкой 3, отделяющей камеру от верхнего бьефа. Эта стенка образована в данном случае нижним щитом сдвоенного затвора. Нижний щит перекрывает отверстие ниже отметки короля и при шлюзовании судов остается на своем месте. При пропуске паводка через шлюз оба щита, в том числе и нижний щит (съемная стенка), поднимаются вверх выше горизонта 4 воды верхнего бьефа (показано пунктиром).
Отметка верха бетонного массива верхней головы шлюза в каждом отдельном случае должна быть определена соответствующими технико-экономическими расчетами.
В качестве ремонтного заграждения верхней головы шлюза может быть применено обычного типа шандорное заграждение.
Увеличение пропускной способности шлюза может быть достигнуто, как показано на чертеже, понижением отметки дна камеры шлюза и отметки порогов верхней и нижней голов ниже дна 5 реки. Переход к отметкам дна реки в этом случае осуществляется постепенным повышением дна подходных каналов с одновременным плавным расширением их. При этом окончательная форма сопряжения может быть достигнута исследованием шлюза на модели в гидравлической лаборатории.
В шлюзе с пониженным дном нижние ворота могут быть выполнены аналогично верхним также в виде сдвоенного или даже строенного плоского щита, как изображено на чертеже. Пунктиром показано нижнее положение щитов во время прохода судов и верхнее их положение при пропуске паводка.
В многокамерном шлюзе аналогичные щиты устанавливаются и между камерами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УЗЛА | 2021 |
|
RU2769468C1 |
Судоходный шлюз | 1978 |
|
SU1004521A1 |
Судоходный шлюз | 1933 |
|
SU35689A1 |
Судоходный шлюз | 1980 |
|
SU1044729A2 |
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ ВОДЫ В КАМЕРЕ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА И СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1992 |
|
RU2040639C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РУСЛА ПРОЕКТИРУЕМОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА "ЕВРАЗИЯ" ПРОТОЧНОЙ ПРЕСНОЙ ВОДОЙ | 2008 |
|
RU2471040C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОПАДАНИЯ ИЛОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ С ДНА ВОРОНЕЖСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА В ПРУД-ОХЛАДИТЕЛЬ НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ | 2008 |
|
RU2485245C2 |
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ СУДОХОДНОГО КАНАЛА, СОЕДИНЯЮЩЕГО ВОДНЫЕ БАССЕЙНЫ ДВУХ МОРЕЙ, И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2008 |
|
RU2368725C1 |
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 2014 |
|
RU2581670C1 |
КОМПЛЕКС ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ С ГИДРОАГРЕГАТАМИ В ГОЛОВАХ ШЛЮЗОВ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 2008 |
|
RU2368726C1 |
Судоходный камерный шлюз, отличающийся тем, что его камеры отделены друг от друга, а также от верхнего бьефа съемными стенками, допускающими пропуск над ними судов и убираемыми на время пропуска через шлюз паводковых вод, в целях увеличения его водопропускной способности.
Авторы
Даты
1945-07-31—Публикация
1941-03-28—Подача