Устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей Советский патент 1979 года по МПК H02J7/36 

Описание патента на изобретение SU655026A2

1

Изобретение относится к области эксплуатации аккумуляторных батарей.

Известно устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей по основному авт. св. № 372601, содержащее источник зарядного тока, нагрузку, выключатель с контактными группами, резисторы и коммутирующие иолупроводниковые элементы. В качестве полупроводниковых элементов, соединяющих в последовательную цепь группы аккумуляторных батарей, использованы стабилитроны (или вентили и протиБоэлементы). Кроме цепей нагрузки и последовательно соединенных аккумуляторов имеются параллельные цепи, состоящие из последовательно соединенных батарей и соответственно резисторов, вентилей, контакта выключателя, и балластная цепь, состоящая из двух резисторов, вентиля и контакта выключателя.

Известное устройство не позволяет полностью использовать энергию аккумуляторных батарей при их работе в качестве резервного источника питания в случае аварии генератора. Время резервного питания от аккумуляторов значительно сокращается за счет потери напряжения на полупроводниковых элементах, соединяющих группы аккумуляторных батарей в последовательную цепь. Наличие балластной цепи, образуемои резисторами и вентилями, снижает КПД устройства, так как протекающий по этой цепи ток затрачивается на нагрев резисторов. Кроме того, в известной схеме используются в качестве полупроводниковых элементов стабилитроны или вентили и противоэлементы, что }сложняет изготовление устройства и его конструкцию.

Целью изобретения является повышение эффективности использования аккумуляторов, увеличение времени резервирования питания нагрузки, повышение надежности работы и снижение потерь мощност источника зарядного тока.

С этой целью устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей снабжено двумя дополнительными группами аккумуляторов и двумя реле, одно из которых включено на напряжение всех групп аккумуляторов, а другое - на напряжение источника зарядного тока, причем дополнительные группы аккумуляторов соединены последовательно через размыкающие контакты первого реле и подключены параллельно коммутирующему полупроводниковому элементу, включенному последовательно с основными группами аккумуля; торных батарей через раз.мыкающий контакт второго реле. На чертеже представлена ехема устройства. Устройство содержит нагрузку 1, источник зарядного тока 2, коммутирующий иолупроводниковый элемент (вентиль 3), спаренный выключатель с контактными груняами 4, 5, коммутирующий полупроводниковый элемент (вентиль б), основные группы аккумуляторных Оатарсй 7, 8, коммутирующий элемент (вентиль У}, резнсторы 10, 11,дополнительные группы аккумуляторов 12,13, реле 14 с размыкающим и замыкающим контактами 15 и ib и реле 17 с замыкающим и размыкающим контактами 18, 19. При одновременном подключении нагрузки 1 и источника зарядного тока 2 образуется шесть параллельных цепей. Первая цепь - питание нагрузки 1 от источника 2: «+ источника зарядного тока 2, вентиль 3, нагрузка 1, контакты 4 спаренного выключателя, вентиль б, контакты 5 выключателя и «минус источника зарядного тока 2. Вторая цепь - питание нагрузки 1 от основных аккумуляторных групп 7 и 8: «+ аккумуляторной грунпы 7, нагрузка 1, контакт 4 выключателя, аккумуляторная группа 8, вентиль 9, нормально замкнутые контакты 19 (реле 17), «минус аккумуляторной грунпы 7. По этой цени питается нагрузка в случае аварии источника зарядного тока или снижения его нанряжения ниже критического. В этом случае реле 17 отнускает якорь и контакты 19 размыкаются. Третья цепь - питание нагрузки 1 от всех аккумуляторов основных 7, 8 и донолнительных 12, 13. «Плюс аккумуляторной батареи 7, нагрузка 1, контакт 4 выключателя, аккумуляторы 8 н 13, нормально замкнутые контакты 15 (реле 14), аккумуляторы 12 и «минус аккумуляторной батареи 7. Четвертая цепь - заряд основных 7 и дополнительных 12 групп аккумуляторных батарей: «плюс источпика 2, вентиль 3, аккумуляторные батареи 7 и 12, резистор 10, контактная группа 5 выключателя, «мипус источника 2. Пятая цепь - заряд основных 8 и дополнительных 13 аккумуляторных батарей: «плюс источника 2, резистор 11, аккумуляторные батареи 13 и 8, вентиль 6, контактная грунпа 5, «минус источника 2. Цепи четвертая и пятая включены параллельно и служат для заряда всех аккумуляторных групп от псточника зарядного тока 2. Шестая цепь - балластная; «нлюс источника 2, резистор 11, дополнительные аккумуляторы 13, вентиль 9, нормально замкнутые контакты 19 (реле 17), донолнительные аккумуляторы 12, резистор 10, контакт 5 выключателя, «мипус источпика 2. Элементы балластной цепи: вентиль 9 и нормально замкнутые контакты 19 используются при работе устройства только в режиме при питании нагрузки от основных аккумуляторов, в других режимах работы балластная цень контактами 19 разомкнута. Реле 14 включено на напряжение аккумуляторов, а реле 17 па нанряжепие источпика зарядного тока. Реле отрегулированы так, что напряжение выключения реле 14 ниже, чем у реле 17. Контакты 15 (реле 14) и 19 (реле 17) обеспечивают последовательпое соединение соответственно обеих групп и только осповных аккумуляторных батарей. Кроме того, контакты 19 выключают балластную цепь. Коптакты 16 (реле 14) и 18 (реле 17) обеспечивают селективность переключения ценей аккумуляторов. При испюользоваппи устройства возможны три режима работы. Первый режим. Включен и работает источник зарядного тока. В этом случае реле 17 срабатывает, замыкает контакты 18 в цепи питания реле 14 и размыкает контакты 19 в балластной цени. Реле 14 включается, блокируется своим контактом 16 и размыкает нормально замкнутые контакты 15, обеснечивая тем самым включение обеих грунн аккумуляторных батарей па зарядку (четвертая и пятая цепи). В этом режиме от источника зарядного тока при нормальной его работе одновременно питается нагрузка и заряжаются все аккумуляторы. Второй режим. Напряжение источника зарядного тока упало ниже критического и не обеспечивает нормального питания нагрузки. В этом случае сила тока в цепи реле 17 упадет ниже порогового уровня и отнустит якорь, контакты 18 разомкнутся, а контакты 19 замкнутся и образуют цепь из последовательно включенных основных аккумуляторных групп 7 и 8, от которых в этом режиме получит питание нагрузка 1. Реле 14 будет удерживать свой якорь в притянутом положении, так как контакты 16 остаются замкнутыми, а контакты 15 разомкнутыми. При снижении напряжения на основных аккумуляторных группах 7, 8 допустимого предела реле 14 отпустит якорь, контакты 16 разомкнутся, а контакты 15 замкнутся, в результате чего к основным аккумуляторам будут подключены дополнительные 12, 13. Таким образом питание нагрузки не будет нарущено. Подключение последовательно к основным дополнительных аккумуляторов позволяет снять с основных практически полную емкость, допустимую для определенного режима разряда. Это позволяет повысить степень использования емкости аккумуляторов, а следовательно, и увеличить продолжительность питания нагрузки в аварийном режиме. Хотя при подключепии дополнительных аккумуляторов к основным напряжение в цепи нагрузки поднимется, реле 14 пе сработает, так как контакты 16 блокировочные и 18 (реле 17) рабочие будут разомкнуты.

Третий режим. Отключен или не работает источник зарядного тока. Питание нагрузки будет осуществляться от основных и дополнительных аккумуляторов через нормально замкнутый контакт 15 (реле 14), потому что в этом режиме оба реле не работают. Количество дополнительных аккумуляторов определяется из условий обеспечения времени резервирования питания и режима разряда аккумуляторов, обеспечивающих максимальное использование их емкости.

Таким образом, экономический эффект, получаемый от применения предлагаемого устройства, состоит в том, что повышается степень использования аккумуляторов, повышается коэффициент полезного действия их, а следовательно, и увеличивается время резервирования питания нагрузки. Кроме того, в предлагаемом устройстве не расходуется энергия на нагрев элементов балластной цепи (резисторов).

Как следует из описания, автоматическое переключение групп аккумуляторных батарей с параллельного соединения при заряде в последовательное при разряде происходит в случае уменьшения напряжения зарядного источника ниже определенной величины или полного его исчезновения. При этом сначала переключаются в последовательную цепь основные аккумуляторы групп аккумуляторных батарей, затем по достижении напряжения на нагрузке заданной величины на разряд последовательно к основным аккумуляторам подключаются дополнительные.

Количество дополнительных аккумуляторов определяется из условия предотвращения возникновения перенапряжения на нагрузке при аварийном разряде групп аккумуляторных батарей и рассчитывается по формуле

(NU + U, - U)

t/a

где N - общее количество аккумуляторов в

группах батарей; Ua - напряжение на аккумуляторе в

конце заряда; UB - напряжение на вентиле в прямом

направлении;

t/3 - максимально возможное напряжение источника зарядного тока.

Формула изобретения

Устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей по авт. св.

№ 372601, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности использования аккумуляторов, увеличения времени резервирования питания нагрузки, повышения надежности работы и снижения потерь

мощности источника зарядного тока, оно снабжено двумя дополнительными группами аккумуляторов и двумя реле, одно из которых включено на напряжение всех групп аккумуляторов, а другое на напряжение источника зарядного тока, причем дополнительные группы аккумуляторов соединены последовательно через размыкающие контакты первого реле и подключены параллельно коммутирующему полупроводниковому элементу, включенному последовательно с основными группами аккумуляторных батарей через размыкающий контакт второго реле.

Похожие патенты SU655026A2

название год авторы номер документа
Устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей 1976
  • Хашев Юрий Михайлович
  • Кошелев Лавр Михайлович
  • Сердюк Петр Григорьевич
  • Иванченко Андрей Федосеевич
SU629593A1
Устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей 1980
  • Калинкин Геннадий Александрович
  • Кошелев Лавр Михайлович
  • Сердюк Петр Григорьевич
  • Хашев Юрий Михайлович
SU871276A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА ГРУПП АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 1973
  • П. Г. Сердюк, Ю. М. Хашев, Л. М. Кошелев, А. Ф. Иванченко, Ю. И. Охрименко А. А. Зюбанов
SU372601A1
Автоматическое зарядно-тренировочное устройство 1981
  • Кошев Вячеслав Петрович
SU974466A1
Автономная система электропитания 1977
  • Олейник Николай Иванович
  • Любченко Юрий Михайлович
  • Демчук Иван Иванович
SU748664A1
Способ восстановления слабосульфатированной аккумуляторной батареи и система для его осуществления 1988
  • Изотов Владислав Николаевич
  • Мякушка Евгений Николаевич
  • Тимченко Владимир Константинович
  • Шемет Сергей Петрович
SU1727179A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРЯДНОГО ТОКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 1992
  • Суматохин Константин Иванович
RU2025023C1
Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи 1978
  • Олейник Николай Иванович
  • Демчук Иван Иванович
  • Любченко Юрий Михайлович
SU746814A1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Чаплыгин Алексей Николаевич
  • Чернов Владимир Германович
  • Сапронов Константин Александрович
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Кудрявцев Роман Викторович
  • Михеев Сергей Викторович
  • Тарасов Владимир Владимирович
RU2520180C2
ИНВЕРТОР С ЗАЩИТОЙ ВХОДА ОТ ПЕРЕГРУЗОК ПО ТОКУ 2005
  • Грунин Сергей Федорович
RU2289879C1

Иллюстрации к изобретению SU 655 026 A2

Реферат патента 1979 года Устройство для заряда и разряда групп аккумуляторных батарей

Формула изобретения SU 655 026 A2

SU 655 026 A2

Авторы

Охрименко Юрий Иванович

Хашев Юрий Михайлович

Кошелев Лавр Михайлович

Гринько Никита Прокофьевич

Иванченко Андрей Федосеевич

Даты

1979-03-30Публикация

1976-09-10Подача