Касторовое масло, применяющееся в качестве смазочного материала вообще и в авиации в частности, обладает следующими достоинствами: хорошим индексом вязкости и относительно низкой температурой застывания. Отрицательными свойствами касторового масла, как смазочного материала (особенно в качестве «зимнего авиационного смазочного масла для современных высотных и мощных авиамоторов), являются: а) недостаточно низкая температура застывания масла; б) способность при высоких температурах желатинироваться с образованием липких и прочных нагароз (например, на поршневых кольцах).
7 Увтором было установлено, что указанные недостатки обусловливаются спиртовой частью молекулы триглицеридов, т. е. глицерином.
Для устранения указанных недостатков можно расщеплять касторовое масло (с выделением дефицитного глицерина), а оксирицинолевые жирные кислоты этерифицировать этиловым или метиловым спиртами. Метиловые и этиловые эфиры оксирицинолевых жирных кислот обладают высокой термической прочностью (не желатинируются и не дают нагара) и весьма низкими температурами застывания.
Однако указанные эфиры не обладают надлежащим индексом вязкости.
Для того чтобы эти эфиры получили необходимые вязкостные свойства, согласно настоящему изобретению, предлагается препарировать оксирицинолевые кислоты до их этерификации со си 1ртом следующим образом: оксирицинолевые кислоты в определенных температурных условиях в присутствии катализаторов эстолндизируют до необходимой длины молекулы эстолида, после чего эстолиды этерифицируются метиловым или этиловым спирталщ.
Процесс эстолидизации оксирицинолевых кислот протекает в сравнительно мягких условиях и вполне может быть осуществлен в промып:ленных масщтабах.
Эстолидизация оксирицинолевых кислот протекает по следующей схеме (при увеличении молекулы кислоты в 3 раза):
OHRCOOjhH; 4Jl RCOO Н- гН RCOOH - OHRCOORCOORCOOH+2H2O
В зависимости от заданной вязкости конечного продукта можно вести процесс эстолидизации до эстолидов из 2-4-6 молекул рицинолевой кислоты (чем длиннее цепь эстолида, тем выше вязкость его и соответствующего эфира).
Эстолиды оксирр1цинолевых кислот, несмотря на повышенный молекулярный вес, сохраняют химическую специфичность иоследних, т. е. .содержат как карбоксильную, и-окси-группы.
.Таким образом спиртами этерифицируют.не оксирициполевые кислоты, а ;йх ЭСТОЛИДЫ того или иного молекулярного веса.
Такие эфиры обладают исключительно высоким индексом вязкости (варьируемым по желанию той или иной «глубиной эстолидизации), весьма низкой температурой застывания и достаточной термической стойкостью (не желатинируются и не дают липкого нагара).
Касторовое масло, препарироваияое по предлагаемому способу, может с большим эффектом ирименяться в качестве высококачественного смазочного материала на ответственных участках смазки в
весьма жестких условиях работы при высоких и низких температурах окружающей среды, особенно в авиамоторах.
Такое препарированное масло 1может применяться (в зависимости от заданных вязкостных свойств) в качестве смазочного материала как. само по себе, так и в виде присадок (для компаундирования) к другим смазочным маслам с целью улучшения тех или иных свойств последних.
Предмет изобретения
Способ получения смазочного материала на основе препарированного касторового масла, отличающийся тем, что, с целью получения материала с низкой температурой застывания и высокой термической стабильностью и с хорошим индексо.м вязкости, касторовое масло расш;епляют обычным способом, полученные оксирицииолевые кислоты эстолидизируют обычными приемами до необходимой степени вязкости эстолида, после чего эстолиды этерифицируют метиловым или этиловым спиртами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО | 2019 |
|
RU2702651C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БАЗОВОГО МАСЛА | 2007 |
|
RU2427564C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2012591C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
RU2023003C1 |
Гидротормозная жидкость | 1976 |
|
SU654671A1 |
Способ дезодорации кислот, получаемых окислением нефтяных или им подобных углеводородных масел | 1928 |
|
SU15720A1 |
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов | 2020 |
|
RU2739323C1 |
Способ получения полиэтилена | 1980 |
|
SU975720A1 |
ОСНОВА СИНТЕТИЧЕСКОГО СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 2008 |
|
RU2361904C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2247766C1 |
Авторы
Даты
1946-01-01—Публикация
1945-03-08—Подача