Изобретение относится к составам рабочих жидкостей для.гидравлически систем, в частности для гидравличес ких тормозных систем автомобилей. В настоящее время в качестве гид ротормозных жидкостей для автомобилей применяются главным образом смеси различных органических вещест в которых одни компоненты являются смазывающими, а другие - растворит.елями. В качестве гидротормозных жидкос тей известны жидкости на основе касторового масла l. В качестве растворителей касторового масла применяются спирты (от метилового до октилового), эфиры простые и сложные в частности эфиры этиленгликоля и диэтилонгликоля и др. На практике наибольшее распространение получили смесь 40% этилового спирта и 60% касторового масла (ЭСК) и смесь 50% бутилового спирта и 50% касторового масла (БСК). Известные гидротормозные жидкости не удовлетворяют эксплуатационнотехническим требованиям по вязкостно температурным свойствам, а именно: при температурах ниже нуля их вязкость возрастает очень интенсивно вследствие наличия в составе касторового масла, которое при температуре ниже -15с начинает выкристаллизовываться. При дальнейшем, понижении температуры может произойти вымерзание касторового масла, вызывающее потерю подвижности жидкости. Другим недостатком жидкостей является летучесть, особенно тормозной жидкости ЭСК, состав которой меняется во время эксплуатации и в летних условиях приводит к образованию паровых пробок. Кроме того, появление в составе жидкостей воды усиливает их коррозионную агрессивность. 1т1ирокое распространение таких жидкостей, несмотря на указанный недостаток, объясняется исключительно высокими смазывающими свойствами касторового масла. Известна гидротормозная жидкость, обладающая улучшенными вязкостнотемпературными свойствами, содержащая, вес.%: диэтиленгликоль 10-30, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля 60-30, касторовое масло 20-10, трибутилфосфат 10-30 2. Однако высокая гигроскопичность, испаряемость и низкая термическая стабильность указанной жидкости приводят к снижению ее эксплуатационных качеств. Целью настоящего изобретения явл ется устранение указанных недостатк и улучшение эксплуатационных свойст жидкости. . Поставленная цель достигается тем, что гидротормозная жидкость, содержащая касторовое масло и эфир ортофосфорной кислоты, в качестве эфира ортофосфорной кислоты содержи трибутилфосфат или смесь его с трикрезилфосфатом в соотношении 5-7:3 при следующем соотношении компонен тов, вес.%: Касторовое масло Трибутилфосфат или смесь его с трикрезилфосфатом 70-80. Примеры конкретных составов гид ротормозных жидкостей, вес.%, приведены ниже. Состав № 1 Касторовое масло Трибутилфосфат Состав № 2 Касторовое масло Трибутилфосфат Трикрезилфосфат Гидротормозная жидкость может содержать дополнительно 1-10% присадок, предотвращающих набухание ре новых деталей (h-оксидифениламины, фенил-сс-нафтиламин, оС-нафтол, гли коли и др.), и 0,5-1,0% ингибиторов коррозии (от общего объема). Гидротормозная жидкость согласно изобретению подвергнута следующим испытаниям: на смазывающую способность, кинематическую вязкость, на набухание деталей из резины 2462, коррозионную агрессивность;кроме то го, были определены темперагура ки пения и замерзания. Гидротормозные жидкости по составам 1 и 2, а также ТУ-б-02-492-68 имели следующие характеристики (см.табл.1). Проведены также испытания гидротормозной жидкости по авт.св. №287227 и составов согласно изобретению (табл.2) . В табл.3 приведены свойства составов, указанных в табл.2. Известная гидротормозная жидкость, в состав которой входят, кроме трибутилфосфата и касторового масла, диэтиленгликоль и моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, имеет температуру кипения . Новые нормы на тормозные жидкости, учитывая интенсивность движения на автомобильных дорогах, предусматривают температуру кипения тормозной жидкости не ниже 205-230°С. Жидкость согласно изобретению, в состав которой входят трибутилфосфат и касторовое масло, имеет температуру кипения не ниже 280°С. Следует отметить, что компоненты известной жидкости - диэтиленгликоль и его эфиры - гигроскопичны и, следовательно, известная жидкость в процессе эксплуатации абсорбирует воду, что приводит к снижению температуры кипения, увеличению низкотемпературной вязкости и коррозионной активности. Гидротормозная жидкость согласно изобретению имеет высокую температуру кипения (свыше 280°С) , низкую температуру замерзания (ниже ) , пожаростойкая, не взрывная. Все это обеспечивает безотказную работу гидротормозной жидкости в самых неблагоприятных условиях эксплуатации и увеличивает, срок службы тормозной системы Снижение содержания касторового масла в 1,5-2,5 раза позволит сократить расход дефицитного растительного сырья и за счет этого увеличить объем выпускаемой жидкости На основе касторового масла„ Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ | 1970 |
|
SU287227A1 |
Гидравлическая жидкость | 1975 |
|
SU644814A1 |
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ | 1999 |
|
RU2156278C1 |
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ | 1995 |
|
RU2078121C1 |
Гидротормозная жидкость | 1975 |
|
SU555127A1 |
Тормозная жидкость | 1978 |
|
SU767183A1 |
Гидротормозная жидкость | 1975 |
|
SU565056A1 |
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ | 1999 |
|
RU2188848C2 |
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ | 2000 |
|
RU2171829C1 |
ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ | 1995 |
|
RU2078122C1 |
вязкость
9,4
вязкость,
Кристаллы касторового
масла
115-117
ения, С
ерзаПри -15 С появились кристаллы касторового масла
7,4
6,8
557
790
280
280
Не выше
Не выше -60 -60
Набухание деталей .из резины, % увеличения веса
Коррозия на пластинах: сталь
алюминиевый сплав чугун цинк латунь медь
Смазывающая способност мг .
Касторовое масло
Трибутилфосфат
1 Трикрезилфосфат
Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля
Диэтиленгликоль
Температура кипения, °С
не ниже 190
Температура застывания, °С, не Bfctue-60
6
Продолжение табл. 1
3,5
4,5
1,2
Отсутствие коррозии
Следы
СледыСледы
Отсутствие коррозии
2,0
1,8
2,2
Таблица 2
55 15
280
280
280
280
-60
-60
-60
-60
Коррозионная агрессивность
сталь
алюминиевый сплав
чугун
цинк
латунь
медь
Набухание детале) из резины, % увеличения веса
Смазывающая способность, мг
Термическая стабильность, визуально
Продолжение -табл.3
Отсутствие
Слабые Отсутствие
4,5
3,5 3,8 3,2
1,8
2,0
2,0 2,2
Авторы
Даты
1979-03-30—Публикация
1976-12-01—Подача