Способ измерения больших постоянных токов в шинах прямоугольного сечения Советский патент 1979 года по МПК G01R15/20 

Описание патента на изобретение SU661354A1

. : . 1 . . . ; Изобретение касается эйектроизмерений, в частности измерений больших ( 1 кА) постоянных токов в шинах прямоугольного сечения и может быть использовано в качестве датчика тока релейных защи1 мощных низковольтных сетей постоянного тока автономных ;энергосист«. Известны способы для измерения больших постоянных токов, основанные на использовании двух датчиков Холла причем выходные сигналы датчиков, воз никаю№е под действием внешнего поля токов в обратных и сбседних шинс1Хг вычитаются, а сигналы, возникающие под действием поля тока, измеряемого в прямой шине, суммируются (под прямой и обратной шинами понимаются шины соответственно одного и второго полюса фидера, а под соседней - шина друтого, соседнего фидера участка сети) ЫОднако такие способы не загдищены от влияния даже слабых внешних неоднородных магнитных полей, чтоприводит, к появлению напряжения помехи на его выходе. Известен способ измерения больших постоянных токов, основанный на ис-, пользовании в шинах прямоугольного сечения двух датчиков Холла, расположенных у середин противоположных граней шины-перпендикулярно к ним и включенных сводами холловскими электродами встречно-последовательно. При этом с целью уменьшения отрицательного влияния вйещних магнитных полей оба датчика Холла пс 1«цгиотся в зазоры магнитопровода, охватывающего токоведущую шину l2J , В условиях сильных внешних неоднородных магнитных попей это устройство 1шеет низкую пснйехозагцищенность вследствие насЕЗЩёния магнитопровода. Целью изобретения является повышение петлехоустойчивости. Поставленная цель достигается тем, что в способе измерения больиих постоянных токов в шййах прямоугольного сечения, основанием на измерении маг- / нитного поля шины с помощью датадка Холла, установленного у середин двух ,ее противоположных граней, перпендикулярно к ним, ;йспольззлот дополнительный датчик Холла,|1асйолаг;аемый по краю п|жлегающей грани шины вдоль ее продольной оси так,что поперечные оси датчиков лежат в одной плоскости, причем .сигналы с выходов датчиков Холла суммируют. 3.6 Йа фиг. 1 показана схема устройства для измерения больших постоянных токов в шинах прямоугольного сечения на фиг. 2 - картина поля помехи от обратной или соседней шины; фиг. 3 - расположение прямой и соседней обратной шин в одной плоскости; на фиг. 4 - кривые для расчета поля; на фиг. 5 - картина поля прямой шины на фиг. 6 - расположение прямой и соседней шин во взаимно перпендикулярных плоскостях. .Способ осуществляется с помощью устройства, содержащего датчики Холла 1-4 (фиг. 1), расположенные вокруг шины 5 с измеряемым током, причем датчики 1 и 2 установлены у середин эдвух противоположных граней шины, а датчики 3 и 4 - по краям одной из двух других противоположных граней шины. Токовые электроды всех датчиков. Ьитаются от гальванически развязанных четырех выходов генератора 6. Электроды всех датчиков соединены между собой встречно-последовательно и подключены к входу усилителя 7. При протекании тока в обратной или соседней шине 5 вокруг нее возникает магнитное поле (фиг. 2) , так как дат чики включены встречно-последоват1ель но, то напряжение и f| псмехи на входе усилителя определяатся следующим вы ражением .-(Ui-li HUa-u)гдеU , U2 Uj / U4 напряжения на выходе соответствхтощих датчиков Холла, возникаю1да1е под действием внешне го поля. Напряжение U| на выходе 1 -гр дат чика Холла равно 1 , (г) где - постоянная Холла i -го датчика;Dj - управляющий ток i-ro датчика (Ид - магнитная проницаемость возду Hj - нормальная составляющая напряженности магнитного поля, измеряемого Д-м датчикам; - номер датчика В соответствии с этим - . ; W l- l/ o-Hi-y2- 2/ oH27 V 4 b ro-H3-lf434(oM4ПРИ использовании одинаковых датчиков Холла Тогда, выбрав управляющие тока таким образом, что ,.D, , (4 в выражение выражение (3) подставляя (1), ийеаи IT V 1 ri U U /и (5J по L г1 З 4j° 4 Датчик 1 находится в непосредственной близости от датчика 3 (фиг.2), поэтому поле в области их расположения можно считать практически равномерным. То же справедливо и для датчиков 3, 4. Напряжение ( Uj,) помехи в даннсм устройстве компенсируются практически полностью напряжением (Uj- 1)4) , создаваемым другой парой (атчиКов Холла. Значения напряженностей Н, Нл, Н« Нц, определяем по формуле Hi g,i6-D, гдеО - ток обратной или соседней шины, в амперах, создающий внешнее поле помехи; dj - расстояние в метрах между осью или соседней токоведущей шины и i-имдатчика Холла (фиг. 3) ; PI - фактор, учитывающий форму шин, расстояние d i , и определяемый по графику (фиг. 4), Подставляя выражение (6) в выраже-г ние (5), получаем, W п ОЛЬгЗ- оЛ 1 -)-(45; При протекании измеряемого тока по прямой шине 5, на которой установлены датчики Холла 1-4, возникает магнитное поле,(фиг. 5). При этом выходные напряжения всех датчиков суммируют и на входе усилителя появляется результирующий сигнал Ug )-(); лв где и, Uj, и. напряжения на выходах соответствуюй х датчиков, возникающие под действием поля измеряемого тока. Как видно из выражения (8), полезный сигнал DC ослабляется наличием выходных напряжений датчиков 3 и 4, однако это ослабление очень незначительно, тай как силовые линии поля входят в плоскость датчиков 1 и 2 строго перпендикулярно, но проходят почти параллельно плоскости датчиков 3, 4. При этом нормальная составляющая поля, измеренная датчиками 3 и 4. на порядок меньше соответствукицей составляквдей поля, измеренной датчиками 1 и 2, и ею можно пренебречь. Из выражений (8), (2), используя выражение (6), получаем ,i6y-a-(Uo-Oc-где DC - ток, измеряемый в прямой шине .. F,, FjT F - фактор соответственно для точек установки датчиков 1 и 2 в магнитном поле измеряемого тока. Используя принцип суперпозиции для собственного и внешнего полей (поскольку при отсутствии магнитоп йода датчики находятся в линейной среде), из формул (7) и (9) п лучаем выражение для отнсянения К полезного сигнала DC к напр жению Un помехи n.f. dj Ida 6 Для случая, когда обратная шина расположена так, как показано на фиг, 3, в табл. 1 приведены результаты расчета К для параметров ишнопроводов, применяемых обычно в мощных низковольтных сетях автономных энергосистем, причем расстояние между прямой и обратной шинами взято минимально возможным, а отношение Е{ п . так как по прямой и обратной иганам протекает один и тот же ток, . Таблица 1

Похожие патенты SU661354A1

название год авторы номер документа
Датчик тока 1975
  • Калинин Ипполит Иванович
SU617736A1
Датчик тока 1981
  • Кириевский Евгений Владимирович
  • Калинин Ипполит Иванович
SU1004895A1
Датчик тока 1974
  • Жуковский Юрий Григорьевич
  • Калинин Ипполит Иванович
  • Кириевский Евгений Владимирович
SU789770A1
Способ бесконтактного измерения электрического тока 1985
  • Кириевский Евгений Владимирович
  • Образцов Борис Витальевич
  • Ханжиев Александр Саидович
SU1320852A1
Система активной балансировки ячеек аккумуляторных батарей 2022
  • Иванов Андрей Владимирович
RU2799767C1
Цифровой преобразователь тока компенсационного типа 2017
  • Моршнев Виктор Владимирович
  • Прокофьев Георгий Всеволодович
RU2650844C1
Устройство для измерения тока 1977
  • Тимофеев Леонид Владимирович
  • Миронов Борис Борисович
  • Бродовский Владимир Николаевич
  • Иванов Евгений Серафимович
  • Мотыль Альберт Павлович
  • Новик Борис Борисович
  • Роговой Валерий Иосифович
SU789833A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРОВОДНИКА С ТОКОМ 2008
  • Кириевский Евгений Владимирович
  • Январёв Сергей Георгиевич
RU2381509C1
Магнитометр 1977
  • Мурадов Адылхан Атаханович
  • Суханов Саят Суханович
SU732772A1
ОПТОЭЛЕКТРОННЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ И ТОКОВ 1993
  • Варнавский Владимир Алексеевич
  • Лебедев Сергей Викторович
  • Толокнов Николай Александрович
RU2035048C1

Иллюстрации к изобретению SU 661 354 A1

Реферат патента 1979 года Способ измерения больших постоянных токов в шинах прямоугольного сечения

Формула изобретения SU 661 354 A1

В табл, 2 приведены результаты расчета для случая, когда соседняя на расположена относительно прямой c (фиг, 3), Причал принято П.

В табл. 3 приведены результаты эналогичного расчета для случая, когТаким образсх4, даже йра н&иболеё неблагоприятнсяк с точки зрения помехоустойчивости сочетания габаритов шин и их расположении друг относительно друга при коротком замыкании в соседней шине полезный сигнал на выходе данного устройства превышает помеху в ,1 раза. В то же время помеха от поля обратной шины слабее полезного сигнала в раз.

да соседняяшина расположена относительно прямой (фиг, б),

Т а б л и ц а , 3

АналогйчнТаЙ расчё ШГ: Т1 э вестного устройства с двумя датчиками Холла дает соответствен1ао ,91 и ,0,

Таким образом, предлагаемый способ обладает помехозащищённостью почти в 20 раз лучше, чем известный, В сильных магнитных полях магнитопровод, в зазорах которого установлены два датчика ХЪлла, насыщается, причем нерав нсмерно, что еще более увеличивает так как при протекании в прямой шине номинального тока 5 кА в соседней шине при коротком замыкании ток может достигать 100 кА.. т а б л и ц а 2

сигнал помехи на выходе известного устрЬйства для измерения больших токов.

Формула изобретения

Способ измерения больших постоянных токов в шинах прямоугольного сеЧ(ения, основанный на измерении магнитйого поля шины с помощью датчика Холла, установленного у середин двух ее Ю противоположных граней перпендикулярно к ним, о т л ич а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения помехоустойчивости, используют дополнительный датчик Холла, располагаемый по краю прилегакидей грани шины вдоль ее продольной оси так, что поперечны оси датчиков лежат в одной плоскости, причем сигналы с выходов датчиков Холла суммируют.

Источники информации, принятьле во внимание при экспертизе

1.Патент США 3573616, кл. 324117, 06.04.71.2.йаследов Д. Я., Зотова Н. В,

Прие5ор для измерения постоянных токов до 40 кА, М., Электричество № 3, 1961.

fin,

2п

9иг.5

1Л.6

SU 661 354 A1

Авторы

Жуковский Юрий Григорьевич

Кириевский Евгений Владимирович

Кирьяков Александр Михайлович

Михайлов Владимир Владимирович

Фоменко Георгий Петрович

Даты

1979-05-05Публикация

1973-12-06Подача