Пульт учащегося для устройства обучения языкам Советский патент 1979 года по МПК G09B19/06 

Описание патента на изобретение SU662957A1

(54) ПУЛЬТ УЧАЩЕГОСЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

Похожие патенты SU662957A1

название год авторы номер документа
Система управления звуковым сопровождением фильмов для обучения языками 1974
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU490157A1
Адаптивное устройство для обучения языкам 1987
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU1441445A1
Устройство для графического отображения синтезируемой устной речи 1986
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU1411802A1
Пульт учащегося для устройства обучения языкам 1985
  • Шеншев Леонид Владимирович
SU1354235A1
Устройство для синтеза речи 1977
  • Синебоков Евгений Андреевич
SU669381A1
Обучающая машина для изучения иностранных языков 1970
  • Бобков А.В.
  • Подкопаев Б.И.
  • Червякова Л.Д.
SU380192A1
АДАПТИВНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА 1973
  • Витель В. П. Андриешин, Е. С. Боголюбов, Я. Б. Заксенберг, Б. И. Подкопаев, Л. М. Фридлендер Л. Д. Черв Кова
SU393765A1
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний учащихся 1978
  • Сагайдаков Николай Максимович
  • Котляр Владимир Михайлович
SU767813A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 1969
SU249104A1
КОМПЬЮТЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПЛОСКОПЕЧАТНОГО ТЕКСТА 1996
  • Золотов С.А.
  • Калинин Н.Н.
  • Балахонцев А.Н.
RU2113726C1

Иллюстрации к изобретению SU 662 957 A1

Реферат патента 1979 года Пульт учащегося для устройства обучения языкам

Формула изобретения SU 662 957 A1

1

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к устройствам для обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения яз-ыкам в различных учебных заведениях.

Известен пульт учащегося для устройств обучения языкам, содержащий блок ввода ответов и блок предъявления информации

1.

Недостатком такого устройства является то, что в нем автоматизирован процесс формирования языкового материала из компонентов, селектируемых учащимися вручную за счет клавишных манипуляций.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является пульт учащегося для устройства обучения языкам, содержащий коммутатор, соединенный с блоком памяти контролируемого кода, компаратором и блоками вывода информации и индикации 2.

Возможности этого устройства ограничены неавтоматизированностью процесса варьирования синтезируемой информации и неавтоматизированностью процесса ее смысловой и грамматической коррекции, что снижает точность обучения языкам.

Целью изобретения является повып1ение точности обучения за счет автоматизации варьирования и коррекции синтезируемой информации и адаптивного информационного обеспечения пультов учащихся.

Указанная цель достигается тем, что пульт учащегося содержит распределитель управляющих сигналов, блок задания эталонных кодов,формирователь эталонных кодов, селектор признаков и распределитель сигналов коррекции синтеза, соединенный с блоком индикации, коммутатором и селектором признаков, который подключен к коммутатору и компаратору, соединенному через последовательно включенные формирователь эталонных кодов, блок задания эталонных кодов и распределитель управляющих сигналов с коммутатором, который подключен к формирователю эталонных кодов и блоку задания эталонных кодов.

На чертеже схематически показан предлагаемый пульт учащегося для устройства обучения языкам.

Он содержит центральный блок памяти 1, подключенный к пультам учащихся 2, состоящих из коммутаторов 3, соединенных с соответствующими блоками памяти контролируемого кода 4, компараторами 5, блоками вывода информации 6 и индикации 7, распределители сигналов коррекции синтеза 8, соединенные с соответствующими блоками индикации 7, коммутаторами 3 и селекторами признаков 9, которые подключены к соответствующим коммутаторам 3 и компараторам 5, соединенным через последовательно включенные соответствующие формирователи эталонных кодов 10, блоки задания эталонных кодов 11 и распределители управляющих сигналов 12 с коммутаторами 3, которые подключены к соответствующим формирователям эталонных кодов 10- и блокам задания эталонных кодов 11.

Устройство для обучения языкам работает следующим образом.

Центральный блок памяти 1 непрерывно циклически выдает различного рода информацию, распределенную соответственно по двум группам его каналов. На выходе i-ro канала первой группы непрерывно, с короткими паузами, повторяется i-ая исходная порция учебной информации, например фраза на изучаемом иностранном языке, состоящая из N распределенных во времени отрезков (синтагм) Si, где {-порядковый номер синтагмы в i-й исходной фразе. По каналам второй группы пульты 2 учащихся получают синхросигналы синтагм, синхросигнал паузы между циклическими повторениями исходных фраз и синхросигналы для проверки смысловой и грамматической правильности синтезируемых новых фраз.

Синтез новых фраз осуществляется соответствующими цепями коммутатора 3 пульта 2 учащихся, а именно, путем варьирования индекса i в адресе каждой синтагмы Si/ например путем формирования фразы, представляющей собой последовательность синтагм Si 1 , Siz и т. п.

Варьирование синтагм осуществляется автоматически, когда на вход коммутатора 3 поступает синхросигнал паузы. По этому сигналу на входы распределителя 12 для каждой синтагмы Si поступают одновременно команды изменения величины i на 1,2, ....М-2, М- единицы, где М - число каналов первой группы. Для каждой синтагмы распределитель 12 либо селектирует одну из таких команд и посылает ее в соответствующие цепи коммутатора 3, либо формирует сигнал локального запрета варьирования Ст. е. варьирования данной синтагмы), либо формирует сигнал общего запрета варьирования синтезируемой информации. Режим работы распределителя задает учащийся.

В паузах между циклическими повторениями исходных фраз те каналы центрального блока памяти 1 выдают коды соответствующих синтагм.

Формальное описание синтагм программист осуществляет в алфавите тех или иных смысловых или грамматических признаков. Каждому признаку в двоичном коде синтагм соответствует определенная группа разрядов. Число разрядов в каждой такой группе на единицу больше двоичного логарифма числа возможных значений соответствующего признака. Эти дополнительные разряды используются для кодирования релевантности или нейтральности соответствующих признаков относительно данной синтагмы (например, признак грамматического времени для глагола, но нейтрален для существительного) .

Проверка смысловой и грамматической

5 сочетаемости синтагм осуществляется путем компарации их кодов с автоматически формируемым эталонным кодом. На каждом щаге формирования эталонного кода коммутатор 3 подает в блок памяти 4 код одной из синтагм синтезируемой фразы. При этом фор0 мирователь эталонного кода 10 блокирует те разрядные входы своей памяти, в которых уже записаны коды релевантных признаков, после чего переписывает в остальные разряды своей памяти содержимое соответствующих разрядов блока памяти 4. Затем коммутатор 3 подает в блок памяти 4 контролируемого кода код следующей синтагмы и т. п.

Одну и ту же фразу, сочетающую в себе семантически или грамматически несовместимые синтагмы, в принципе можно исправить по .меньшей мере двояким образом в зависимости от того, какой именно из двух несовместимых одна с другой синтагм отдать предпочтение. Благодаря блоку задания эталонного кода 11 предпочтение в таких случаях отдается тем синтагмам, которые учащийся с помощью распределителя 12 отметил запретом варьирования.

Принцип действия блока задания эталонного кода 11 основан на том,что выбор одной из нескольких возможных коррекций неправильной фразы определяется той из несовместимых синтагм, которая раньп1е остальных будет предъявлена формирователю эталонного кода 10 (лищь она найдет отражение в его памяти, поскольку после приема кода релевантного признака соответвующие входы этой памяти блокируются). Функция блока задания эталонного кода 1 I поэтому сводится в тому, чтобы на специальном этапе предварительного опроса синтагм

0 пропускать на формирователь эталонного кода 10 только коды тех синтагм, на которые в данном пульте наложен запрет варьирования.

По окончании этапа подготовки эталонного кода из центрального блока памяти 1

поступает синхросигнал этапа формирования эталонного кода. На этом этапе эталонный код в случае необходимости деформируется. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда синтапмы, которые учащийся запретил варьировать, в своей совокупности не содержат достаточной информации для формирования эталона, т. е. не вызывают блокирования всех входов памяти формирователя 10. По окончании этана формирования эталонного кода центральный блок памяти 1 выдает синхросигнал этапа контроля смысловой и грамматической сочетаемости. При этом те разрядные выходыблока памяти 4 и формирователи эталонного кода 10, которые соответствуют кодам значений признаков, подключаются коммутатором 3 к компаратору 5, а коды релевантности признаков из блока 4 поступают на селектор признаков 9. Селектор признаков 9 блокирует сигналы несовпадения с эталоным кодом в тех случаях, когда эти сигналы вызваны нерелевантностью или нейтральностью признаков в проверяемых синтагмах. Распределитель сигналов коррекции синтеза 8 в зависимости от заданного ему режима функционирования либо направляет в блок индикации 7 сигналы о признаках, не соответствующих эталонному, либо (в режиме автоматической коррекции синтеза) посылает в соответствующие цепи коммутатора 3 команду на замену синтагм, признаки которых не совпадают с эталонным кодом. Такого рода команды коррекции синтеза аналогичны тем командам варьирования. которые распределитель 12 посылает в те же цепи, чтобы изменить на одну единицу параметр i (т. е. номер канала) в адресе синтагмы . Поскольку исполнение команды автоматической коррекции синтеза может вновь привести к селекции синтагмы, не соответствующей сформировавшемуся эталону, программист в общем случае предусматривает (М-1)-кратное повторение этапа контроля сочетаемости, где М - численность первой группы каналов блока памяти 1 (т. е. число записанных в этой памяти исходных фраз). По окончании последнего этапа контроля сочетаемости центральный блок памяти 1 аннулирует сигнал паузы, в результате чего коммутатор 3 пульта 2 снова включает блок вывода синтезируемой информации 6. В тех случаях, когда учащийся с помощью соответствующих цепей коммутатора . 3 сам выключает блок- вывода синтезируемой информации 6, в распределителе 12 автоматически формируется сигнал общего запрета варьирования синтезируемой информации. Предлагаемое устройство отличается от известных автоматизированностью процесса варьирования синтезируемой информации, автоматической коррекцией ее правильности и автоматической стабилизацией заданного уровня ее вариативности. А поскольку при обучении языкам уровень вариативности учебного материала характеризует его трудность, устройство обеспечивает адаптацию уровня трудности учебных заданий к индивидуальным возможностям учащихся. Предлагаемый пульт учащегося отличается от известных также тем,что осуществляемое им формирование эталонных кодов многократно сокращает число операций (и тем самым продолжительность) автоматического контроля смысловой и грамматической правильности синтезируемой информации. Формула изобретения Пульт учащегося для устройства обучения языкам, содержащий коммутатор, соединенный с блоком памяти контролируемого кода, компаратором и блоками вывода информации п индикации, отличающийся тем, что, с целью повыщения точности обучения за счет автоматизации варьирования икоррекции синтезируемой информации и адаптивного информационного обеспечения пульта учащегося, он содержит распределитель управляющих сигналов, блок задания эталонных кодов, формирователь эталонных кодов, селектор признаков и распределитель сигналов коррекции синтеза, соединенный с блоком индикации, коммутатором и селектором признаков, который подключен к коммутатору и компаратору, соединенному через последовательно включенные формирователь эталонных кодов, блок задания эталонных кодов и распределитель управляюнгих сигналов с коммутатором, который подключен к формирователю эталонных кодов и блоку задания эталонных кодов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 337057, кл. G09 В 19/06, 1972. 2.Авторское свидетельство СССР № 490157, кл. G 09 В 19/06, 1976.

SU 662 957 A1

Авторы

Шеншев Леонид Владимирович

Даты

1979-05-15Публикация

1977-04-04Подача