1. Изобретение относится к транспорт ным машинам -и, в частности, касается устройств управления коробками передач. Известен контроллер по авт;св. № 173287, содержащий корпус, крышку, поворотную ось, установленную между корпусом и крьпдкой, кулачковый барабан, закрепленный на оси, качаюпийся рычаг управления, установленный на оси барабана и связанный с ним штифтом, проходящим скЁоэь овальноеотве стие в оси, фиксатор, установленный на расположенном внутри контроллера конце рычага управления и взаимодействующий с выступами крышки, пластин чатые контакты, взаимодействующие d кулачковым барабаном и центральный контакт, связанный с рычагом управления ВТУ.ЛКОЙ, установленной на оси барабана и соединенной с штифтом рычага. Упомянутый фиксатор выполнен в виде закрепленной на конце рычага втулки с установленным внутри неё . подпружиненным толкателем, снабженным на конце, шариком. А центральный контакт выполнен в виде пластинчатог рычага с контактом на одном конце и вилкой на другом конЦе, снабженной штифтами, входящими в проточку втулки рычага управления, и опорой, расположенной между концами рычага и установленной на корпусе кон роллера l. Недостатком такого контроллера является недостаточная надежность из-за отсутствия возможности синхронизировать ведущие и ведомые элементы коробки передач при переключении с высшей на низшую кесинхрйнизированную передачу. Следствием этого является наличие сколов торцов зубьевшестерен постоянного зацепления, что существенно сокращает долговечность :коробки. передач. Целью изобретения является повышение, надежности. . Для этого в контроллере на корпусе установлены с возможностью взаимодействия с пластинчатым рычагом контакты, на внутренней стороне крышки выполнен упор, а на поверхности качающегося рычага расположен с возможностью взаимодействия с указан- ным упором выступ. На фиг.1 показан предлагаемый контроллер ; с 6J1OK-схемой на фиг,2 то же,но с рычагом управления на упоргфиг.З - вид А фиг.2;фиг,4 представлен фиксатор фиг.5 показана установка рычага управления на оси;
3
фиг.6 предстэвлепы различные положения центрального контакта, расположенного на конце пластинчатого рычага. . . .
Контроллер содержит корпус 1, крышку 2 и установленную между ними поворотнуюось 3. На ней штифтом 4 закреплен кулачковый барабан 5. На оси 3 установлен также качающийся рычаг 6 управленияj связанный с осью штифтом 7, проходящим сквозь отверстия 8 оси 3. На конце рычага б управления, находящимся внутри контроллера размещены фиксаторы 9 и блокирующая пружина 10. Фиксатор 9 состоит из 11, в которой установлен толка- . тель 12 с шариком 13 на конце. Фик- 15 сатор 9 снабжен пружиной 14, упирающейся одним концом в толкатель 12, а другим - в штифт 15, входящий во втулку 11. Шарик 13 фиксатора взаимодействует с впадинами 16 крышки 2. На кор- 20
пусе 1 контроллера установле ны пане- :
ли с пластинчатыми контактами 177 взаимодействующими с барабаном 5, к центральный контакт, выполненный в виде пластинчатого рычага 18, зак- 25 репленного на оси 19.. На родном конце пластинчатого рычага 18 установлен электрический контакт 20, а на другом - вилка 21 с штифтами 22, входящими в проточку втулки 23, находя- ол щейся на оси 3 и соединенной со штифтом 7. Между штифтами 4 и 7 раэмёще- на пружина 24. На рычаге 6 также установлена лампочка светового указателя 25 включаемой передачи, а на крышке 2 - прозрачные указатели 26. На корпусе 1 контроллера установлены электрические контакты 27 выключения сцеплен ия и контакт. 28 включения перед;-ч, управляемыепластинчатым ры чагом 18 с контактами 20. К контакту 40 27 пбд ключен электромагнит 29 выключения сцепления, а к контакту 28 - механизм 30 управления коробкой передач. Электромагнит 29 Выключения сцепления, а также электромагнит 31 -45 уме ньшения подачи тсэплива связаны с контактами 28 включения перейач чёрез контакты 32 и 33 реле 34, управляемого концевыми выключателями механйзма 30 упраМениякоробкойпере- 50 , дач.
На внутренней стороне крышки 2 контроллера выполнен упор 36, взаимодейств уквдий с выступом, выполненным на поверхности 35 качгирщегося g. рЕЛчага б управления, обращенной к крышке 2 контроллера. v
Контроллер работает следующим об разом. - .Г .: 1 .. : . в положении, изображенном на фиг.1, шарик 13 фиксатора входит в одну из- 60 впадин 16 крышки 2. Пружина 14 фиксатора прижимает шарик .13 к. крышке 2 и отжимает конец рычага 6 упра1вления вверх. Втулка 23 находится иверху, вилка 21 рычага 18 также находит- 65
664232
ся в верхнем положении, а противоположный конец пластинчатого рычага 18с контактом 2Ь - в никнем. В этом случае замкнут контакт 28 и включен механизм управления коробкой передач. При переведении рычага б управления в другое положение (включение другой передачи) выступающий из контроллера конец рычага 6 управления отжимается вниз, а вместе с ним опуска ется втулка 23 с вилкой 21, а противоположный конец рычага 18 поднимается. При этом к онтакт 28 размыкается и выключ:ается механизм управления коробкой передач,а верхний контакт 27 замыкается и включается элек громагййт 29 выключения сцепления.
Затем при повороте рычага б вокруг оси 3 шарик фиксатора выходит из впадины 16, .поворачивается кулачковый барабан 5, и пластинчатые контакты 17 переключаются. При отпускании рычаг yпpaвJJeния фиксируется в новом положении, втулка 23 поднимается, а пластинчатый рычаг 18 с контактом 20 перемещается вниз, контакт 28 замыкается и включается механизм управления коробкой передач.
Так происходит переключение с низ.шей на вь1сшую и с высшей на низшую сйнхррнй§йр6ванные передачи.
В случае переключения с высшей На низшую несинхронизированную перена поз. 1
дачу (с поз.
по
фиг.З) также ртжимается рычаг управления, пластинчатый рычаг 18 поднимается и замыкается контакт 27 (фиг.б,в) выключения сцепления. Затем рычаг управления поворачивается вокруг оси 3 на одно фиксированное положение и отпускается. Под действием пружины 24 рычаг б поднимается вверх до тех пор, пока поверхность 35 рычага управления не встает на упор-36 (фиг.2,бв).При этом пластинчатый .рычаг 18 с контактами 20 опустится до среднего положения (фиг.6,6) между контактами 27 и 28, что соответствует включенному сцеплению и выключенной передаче и позволяет синхронизироват1з ведущие и ведомые элементы крробки передач при увеличении оборотов .двигателя.
Для того чтобы включить передачу, неббходимо рычаг управления б вытянуть вдоль оси вправо, сжимая блокирующую пружину 10. При этом рычаг управления срйдет с упора 36 и поднимается под действй.ём пружины 24 ввёрх, а пластинчатый рычаг 18 с контактом 20 опустится и замкнет кон-такт 28 включения передачи (фиг.)
Указанное выполнение контроллера для управления коробкой передач транспортной машины путем синхронизации ее ведущего и ведомого элементов при пёрекльэчении с высшей на низшую несиййронизированную передачу предотвращает сколы зубьев шестерен непостоянного зацепления, в результа чего повышается лолговечность коробкн передач. -Фсрмула изобретения Контроллер, преимущественно лля . управления коробками передач транспортных машин по осн .авт . ев. №17 J287, отлич ающийся тем, что, с целью повышения надежности,на корпусе
5 2 9 W 3 .../ /.
ут x y -ffC
13 гз Фиг.г
26
25
U-I wустлновлО ы С ВОЗМОЖНОСТЬЮ взаимодействия с пластинчат 11м рычагом контакты, на внутренней стороне крышки выполнен упор, а на поверхности качающегося рычага расположен, с возможностью взаимодействия с указанным упором выступ. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 173287, кл. В 01 Н 21/80, 1963.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНТРОЛЛЕР ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКАМИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1965 |
|
SU173287A1 |
Контроллер | 1973 |
|
SU698792A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Контроллер | 1977 |
|
SU664233A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1740203A1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1350416A2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
иг.З
12
РигЛ
Фиг.5
Авторы
Даты
1979-05-25—Публикация
1977-06-09—Подача