Изобретение относится к турбомашинам, в частности к устройствам для демпфирования колебаний лопаток турбомашины. Известно устройство для демпфирования колебаний лопаток турбомашинь | содержащее бандажные полки, имеющие противолежащие хвостовики, образующи между собой фрикционную пару 1. Однако такое выполнение устройств характеризуется относительно невысокой надежностью из-за износа TpytUHxся поверхностей. . Известно также устройство для дем фирования колебаний лопаток турбомашины, являющееся наиболее близким к изобретению и содержащее консольные бандажные полки, имеющие хвостовики, расположенные в глухих отверстиях по лок смежных лопаток 2, Однако надежность работы при тако выполнении устройства недостаточно высока. Целью изобретения является повыше ние надежности работы. Указанная цель достигается тем, что кажд.ыЯ хвостовик установлен в от верстии с зазором и выполнен с кольц выми гребнями, наклоненными в сторон смежной лопатки. На чертеже приведено рабочее колесо (в развертке) турбомашины с устройством для демпфирования колебаний лопаток, вид сверху. Устройство для демпфирования содержит консольные бандажные полки 1, имеквдие хвостовики 2, расположенные в глухих отверстиях 3 полок 4 смежных с лопатками 5 лопаток 6. Каждый хвостовик 2 установлен, в отверстии 3 с зазором 7 и выполнен с кольцевыми гребнями 8, наклонными в сторону смежной лопатки 6. Между хвостовиком 2 и дном 9 отверстия 3 имеется полость 10. При работе турбомашины поток рабочего тела, обтекающего лопатки 5,6, возбуждают в последних поперечные колебания, приводящие к знакопеременному перемещению хвостовика 2 вдоль отверстия 3. .,, При перемещении хвостовика 2 в сторону дна 9 отверстия 3 гребня 8, оказывая сопротивление выходу рабочего тела из полости 10 через зазор 7, так как их наклон совпадает с направлением перемещения, вызывают повышение давления в полости 10, сила от .действия которого на хвостовик 2, возрастающая по мере перемещения послед йего, вызывает В конечном счете торможёние встречного движения лопаток 5,6, При перемещении хвостовика 2 в противоположном направлении в полости 10 создается разрежение, приводящее к появлению силы, направленной противоположно перемещению, способствующей торможению расходящегося движения юпаток 5, 6 о
Повышение надежности работы описанного устройства обусловлено использованием для гашения колебаний не фрикционных элементов, подверженных износу, а эффекта дросселирования, вызывающего рассеяние энергии.
Формула изобретения
Устройство для демпфирования колебаний лопаток турбомашины, содержащее консольные бандажные полки, имеюйше хвостовики, расположенные в глухих отверстиях полок смежных лопаток, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, каждый свостовик установлен в отверстии с зазором и выполнен с кольцевыми гребнями, наклоненными в сторону смежной лопатки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США 3295825, кл. 416-190, 1963.
2.Патент США 3216699, кл. 416-191, 1963.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2012 |
|
RU2510463C2 |
Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя | 2015 |
|
RU2631850C2 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ ГТД | 2012 |
|
RU2526129C2 |
РАБОЧЕЙ ЛОПАТКИ | 1966 |
|
SU182736A1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ ДЛЯ ЛОПАТОК | 2015 |
|
RU2602643C1 |
Бандаж рабочего колеса осевой турбомашины | 1982 |
|
SU1059222A1 |
Наборная диафрагма паровой турбины | 2022 |
|
RU2793871C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ | 2010 |
|
RU2433278C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2013 |
|
RU2529279C1 |
СОСТАВНАЯ РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ | 2023 |
|
RU2822437C1 |
Авторы
Даты
1979-07-05—Публикация
1977-11-10—Подача