РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ Российский патент 2011 года по МПК F01D5/16 F01D5/22 

Описание патента на изобретение RU2433278C1

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к конструкции осевого лопаточного колеса, и может применяться в области турбомашиностроения.

Известно рабочее колесо газовой турбины, содержащее диск с установленными в пазах диска рабочими лопатками, при этом рабочее колесо содержит набранные по окружности в пазах полок лопаток и обода диска секторные уплотнительные пластины, законтренные проволокой от перемещения и выпадения (см. авторское свидетельство СССР №533738, кл. F01В 5/32, 1976 г., [1]).

Известно рабочее колесо осевой турбины, содержащее диск, выполненный заодно целое с лопатками, в котором демпфирование колебаний лопаток обеспечивается тем, что на ободе выполнен кольцевой наклонный паз, в котором с натягом установлен демпфирующий элемент в виде многослойного кольцевого пакета чередующихся гладких и гофрированных пластин (патент РФ №2022120, кл. МКИ F01D 5/16, 1994 г., [2]).

Недостатком известных конструкций рабочих колес турбины является то, что демпфирование лопаток при постановке демпфирующего элемента в диск малоэффективно, т к. на демпфирование колебаний лопаток оказывается косвенное влияние через демпфирование всей системы "лопатки-диск".

Предлагается конструкция рабочего колеса осевой турбомашины, содержащего диск, преимущественно выполненный заодно с лопатками, лопатки и демпфирующие элементы, причем на периферийной части каждой лопатки выполнены полки, между полками соседних лопаток образованы зазоры, в которых размещены демпфирующие элементы, при этом каждый демпфирующий элемент выполнен в виде рулона из микропроволочной сетки, установленного в зазоре между полками соседних лопаток и прикреплен к полкам посредством пайки. При пайке высокотемпературный припой затекает в зазоры проволочного рулона и между рулоном и полками лопаток, обеспечивая надежное соединение демпфирующего элемента с полками с сохранением подвижности микросетки в рулоне.

Такое выполнение рабочего колеса турбомашины позволяет объединять лопатки в пакеты по несколько лопаток вплоть до замкнутого на круг пакета. При колебаниях различных лопаток в пакете будет иметь место определенный сдвиг по фазе между возмущающими нагрузками и частотами колебаний лопаток. Из-за наличия сдвига фаз работа возмущающих сил при колебаниях пакета лопаток будет меньше, чем при колебаниях отдельной лопатки.

На фиг.1 изображен продольный разрез рабочего колеса турбины, выполненного заодно с лопатками (литое колесо). На фиг.2 изображен продольный разрез рабочего колеса турбины с лопатками, изготовленными отдельно от диска из лопаточного сплава и соединенными с диском при изготовлении диска прессованием из порошка. На фиг.3 изображен вид А колеса с диском, изготовленным из порошка. На фиг.4 изображен разрез Б-Б.

Рабочее колесо турбины содержит диск 1 и рабочие лопатки 2. На периферии рабочего колеса лопатки 2 имеют полки 3 и 4. Полки 3, 4 могут быть выполнены не на всю ширину пера лопатки, а в зоне только выходных кромок лопаток (фиг.4). На наружной поверхности полок 3, 4 выполнены подкрепляющие ребра 5 (ребра жесткости). На виде А фиг.3 показана заделка лопаток в случае выполнения диска и лопаток из разных материалов. В каждом зазоре 6 между полками 3, 4 соседних лопаток размещен демпфирующий элемент 7, который выполнен в виде скрученной в рулон сетки из микропроволоки. Демпфирующий элемент 7 припаян высокотемпературным припоем к торцам полок 3, 4 лопаток 2. При пайке припой затекает в зазоры проволочного рулона и между рулоном и полками лопаток, обеспечивая прочность и надежность соединения. После запайки демпфирующего элемента в зазоре между полками нескольких лопаток образуется пакет лопаток, при соединении всех лопаток образуется бандаж. При использовании способа запуска двигателя от сжатого воздуха для снижения нагрузки на лопатки и диск бандажные полки 3, 4 могут быть выполнены не на всю ширину пера лопатки, а в зоне только выходных кромок лопаток.

В процессе работы турбомашины лопатки 2 имеют колебания, демпфирование которых обеспечивается за счет трения между витками микросетки демпфирующего элемента 7 и сдвига фаз колебаний между лопатками и возбуждающей силой. При этом работа возбуждающих сил будет меньше, чем при колебаниях отдельных лопаток. Кроме того, в местах паяного соединения полок происходит рассеяние энергии колебаний лопаток, то есть их демпфирование.

Такое выполнение рабочего колеса обеспечивает демпфирование колебаний лопаток малоразмерных турбомашин, в которых трудно разместить другие конструкции демпфирующих элементов, в частности в рабочих колесах турбомашин, выполненных заодно с лопатками. Предлагаемая конструкция рабочего колеса турбомашины может использоваться как в литых рабочих колесах турбомашин, так и в колесах, содержащих лопатки из жаропрочного материала с дисками, выполненными спеканием из порошка заодно с лопатками. При этом материал диска выбирается таким образом, чтобы он обладал высокими прочностными свойствами при более низких, чем у лопаток, (дисковых) температурах. Предлагаемая конструкция позволяет за счет подбора соответствующих материалов лопаток и диска получить высоконагруженное колесо турбины с высоким уровнем демпфирования рабочих лопаток. Конструкция применима в турбомашинах с запуском двигателя путем раскрутки турбины от сжатого воздуха.

Литература

1. Авторское свидетельство СССР №533738, кл. F01D 5/32, 1976 г.

2. Патент РФ №2022120, кл. F01D 5/16, 1994 г.

Похожие патенты RU2433278C1

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБИНЫ 2010
  • Костогрыз Валентин Григорьевич
  • Кошолап Юрий Григорьевич
  • Вигант Владимир Сергеевич
  • Климов Виталий Николаевич
  • Радченко Владимир Александрович
RU2433277C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ ГТД 2012
  • Дудьев Дмитрий Яковлевич
  • Кошолап Юрй Григорьевич
  • Лиходид Пётр Викторович
  • Вигант Владимир Сергеевич
  • Радченко Владимир Александрович
  • Пугачев Евгений Николаевич
RU2526129C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2529279C1
Демпферное уплотнение рабочего колеса газовой турбины 2021
  • Ермаков Сергей Андреевич
  • Куликов Макар Сергеевич
  • Барудкин Виктор Владимирович
RU2764565C1
Устройство демпфирования колебаний ротора газотурбинного двигателя 2017
  • Дроконов Алексей Михайлович
  • Николаев Андрей Дмитриевич
  • Земляков Павел Андреевич
RU2695160C2
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2012
  • Коняев Евгений Алексеевич
  • Каюмов Виктор Павлович
RU2510463C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ДЕМПФИРОВАНИЕМ ВИБРАЦИОННЫХ КОЛЕБАНИЙ 2014
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Викторович
  • Узбекова Валерия Андреевна
RU2570087C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБИНЫ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2000
  • Шульга В.П.
RU2203428C2
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2665789C2
УСТРОЙСТВО ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ ШИРОКОХОРДНЫХ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ВЕНТИЛЯТОРОВ С БОЛЬШОЙ КОНУСНОСТЬЮ ВТУЛКИ И ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Шорр Борис Федорович
  • Серебряков Николай Николаевич
  • Морозов Михаил Александрович
RU2461717C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 433 278 C1

Реферат патента 2011 года РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к области газотурбинных двигателей, в частности к конструкции малоразмерных осевых лопаточных колес, преимущественно, выполненных заодно целое с лопатками. Рабочее колесо турбомашины содержит диск, выполненный заодно с лопатками, и демпфирующие элементы. На периферийной части каждой лопатки выполнены полки. Между полками соседних лопаток образован зазор, в котором размещен демпфирующий элемент. Демпфирующий элемент, выполнен в виде рулона из микропроволочной сетки и прикреплен к полкам посредством пайки. Изобретение позволяет обеспечить демпфирование колебаний лопаток малоразмерных турбомашин. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 433 278 C1

Рабочее колесо турбомашины, содержащее диск, выполненный заодно с лопатками, и демпфирующие элементы, отличающееся тем, что на периферийной части каждой лопатки выполнены полки, между полками соседних лопаток образован зазор, в котором размещен демпфирующий элемент, при этом демпфирующий элемент, выполнен в виде рулона из микропроволочной сетки и прикреплен к полкам посредством пайки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2433278C1

DE 10256778 A1, 08.01.2004
РОТОР ПАРОВОЙ ИЛИ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ 2004
  • Брок Ханс-Эгон
  • Нойманн Гюнтер
  • Йеске Ханс-Отто
RU2347913C2
НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА 0
  • Витель В. А. Колесников, А. И. Ошурков В. А. Фролов
SU386154A1
УСТРОЙСТВО СОЕДИНЕНИЯ ГИБКИХ ДЕТОНИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ 1993
  • Михайлов А.Ф.
  • Елизарьев Ю.В.
  • Дубских А.В.
RU2064653C1
1972
SU418618A1
Способ приготовления мыла 1923
  • Петров Г.С.
  • Таланцев З.М.
SU2004A1

RU 2 433 278 C1

Авторы

Костогрыз Валентин Григорьевич

Кошолап Юрий Григорьевич

Вигант Владимир Сергеевич

Климов Виталий Николаевич

Радченко Владимир Александрович

Даты

2011-11-10Публикация

2010-03-22Подача