Изобретение относится к устройствам защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта, преимущественно в горнодрбьтающей промышленности, .с повышенной опасностью поражения электрическим током и является усовершенствованием известного устройства, описанного в авторском свидетельстве N 317140.
В основном изобретении по авторскому свидетельству N 317140 описано устройство для защитного отключения тяговой сети электри4я1цированного транспорта с однофазным источником питания и вентильными заградиЛлями в цепях нагрузки, содержащее однополупериодный выпрямитель, контактор постоянного тока, чувствительный элемент релейного типа, измеритель сопротивления изоляции и два вспомогательных вентиля 1 .
К недостаткам зтого устройства относятся: во-первых,то, что сопротивление изоляции зиектрооборудования нагрузки тяговой сети (электровоза) не контролируется и устройство не обеспечивает защитного отключения при пробое изоляции в электрооборудовании или
при прикосновении человека к его токоведущим частям; во-вторых,большая мощность элементов цепи проверочного резистора кнопки к соединительных проводов (при проверке по этой цепи помимо оперативного тока протекает также рабочий ток тяговой сети). Упомянутые недостатки не обеспечивают достаточную надежность устройства.
Целью данного изобретения является повышение надежности устройства.
Указанная цель достигается тем, что в цепь проверки между кнопкой и землей дополнительно включен диод согласно с направлением вспомогательного в ентиля чувствительного элемента. При этом вентильный заградитель вклю5чен в цепь нагрузки со стороны земли.
На чертеже изображена принципиальная схема данного устройства. Питание тяговой сети осуществляется от источника 1 переменного тока. Для выпрямления тока служит выпрямитель 2
0 Контактный провод подсоединен к катоду выгфямителя посредством силового контакта 3 контактора постоянного тока, катушка 4 которого подключена между катодом выпряМигеля 2 и землей через вентиль 5 и нормальн замкнутый контакт 6 чувствительного элемента 7. Чувствительный элемент 7 и измеритель сопротивления 8 присоединены параллельно выпрямителю 2 через силовой контакт 3 контактора и вентиль 9. Нагрузка 10 подключена к тяговой сети посредством вентильного, заградителя И, который пощслючен в цепь нагрузки со стороны земли. Параллельно якорю двигтеля 12 и обмотке эозбуждения 13 подключен вентиль 14, который необходим для гашения .электродвижущей силы двигателя и увеличения среднего тока в цепи. Для проверки устройства имеется проверочное сопротивление 15 подключаемое между контактным проводом
и землей на момент проверки с помощью кнопки 16.
Перед подачей напряжения на тяговую сеть осуществляется предварительный контроль изопяицк по ее цепи: источник I, рельс, сопротивление изоляции 17 или 18, контактный провод, вентиль 9, измеритель сопротивления, чувствительный элемент 7, источник 1.
Если сопротивление изоляции снизилось до опасной величины, то чувствительный элемент фабатывает и его размыкающий контакт б не позволяет включиться контакторной катушке 4. Напряжение в контактную сеть может быть подано, если сопротивление изоляции
17или 18 велико. В этом случае по контакторной катушке 4 протекает постоянный ток
цепи; источник 1, выпрямитель 2, вентиль 5, катушка 4, размыкающий контакт 6, источник 1. Контакт 3 йонтактора замыкаете, вследствие чего на контактный провод Подаётся напряжение и обеспечивается работа нагрузки 10. При снижений сопротивления изоляции контактной сети 17 или сопротивления изоляции электрооборудования электровоза двигателей
18(пускотормозных сопротивлений, контакторов, конт{)оллеров и др), а также при прикосновении человека к контактному проводу или токоведущим частям электрооборудования электровоза чувствительный элемент 7 и измеритель сопротивления 8 обтекаются обратным током цепи: источник 1, рельс, сопротивление изоляции 17 или 18, контактный провод, вентиль 9 измеритель сопротивления 8, чувствительный :злемент 7, источник 1,
При этом чувствительный элемент срабатывает, его размыкающий контакт 6 размыкается, обеспечивается катушка 4 и размыкается ко ггакт 3, вследствие чего контактный провод и нагрузка также обесточиваются.
Однако, если сопротивление изоляции повысится, то чувствительный элемент приходит в исходное состояние, вследствие чего контактор срабатывает и вновь подает напряжение на контактный провод, осуществляя автоматическое гювторное включение тяговой сети и нагрузки В цепь проверки между кнопкой и землей дополнительно включен диод 19 согласно оперативному току контроля изоляции, но встречно рабочему току тяговой сети. Вследствие этого при нажатии кнопки 16 в момент проверки оперативный ток свободно протекает через проверочный резистор 15 как и через сопротивление изоляции 17, но рабочий ток не может протекать через цепь проверки, так как диод 19 включен встречно ему и запирает его. Поэтому в элементах цепи проверки (ре: 1сторе 15, кнопке 16, проводе и т.п.) тепло от рабочего тока сети не выделяется. Эти зле,менты рассчвгтьюаются на. меньшую мощность, в результате чегЬ 1иадежность их работы повышается, обеспечивая повьшхение надежности устройства в целом.
Формула изобретения
Устройство для защитного отключения сети электрифицированного транспорта по авторскому свидетельству № 317140, о т л ичающееся тем, что, с целью повышения надежности, в цепь проверки между кнопкой и землёй дополнительно включен диод согласно с направлением вспомогательного вентиля чувствительного элемента, а вентильный заградитель включен в цепь нагрузки со стороны земли.
Источники информации, принятые во внима,ние при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 317140, кп. И 02 h 5/10, 1971.
673486
.
Репье
Авторы
Даты
1979-07-15—Публикация
1974-02-08—Подача