Электрическая машина переменного тока Советский патент 1979 года по МПК H02K3/16 H02K3/48 

Описание патента на изобретение SU675537A1

Изобретение относится к электро машиностроению. Известна электрическая машйМа переменного тока, содержащая наявно полюсный ротор с обмоткой, закрепле ной в пазах клиньями 1. В этой машине клинья ротора выполнены с0ставными и не являются токоведущими, а клинья, закрывающие концевые час. ти пазов, выполнены из материалас высокой электропроводностью. Способ крепления клиньев в пазу ме обе печивает минимального переходного сопротивления на стыке зубец-клин в концевых частях ротора. Все это приводит к повышеннымпотерям и нагреву, к недостаточной надежности ротора в асинхронном режиме . Наиболее близким к изобретению является устройство,содержащее йеявнополюсный ротор с массивным маг нитопроводом, имеющим пазы, в которых размещена закрепленная посредЬ вом сплсяиных токоведущих клкньее обмотка, и статор с магнитопроводом 2. В такой машине клинья не могут быть использованы как токоведущие элементы димпферной системы ротора. Поэтому демпферная система выполняется из специальных медных полос, закладывае их в пазы ротора под клинья, при итом выступающие концы этих полос замыкаются с помощью роторных бандажей, выполняющих ФУНКЦИЮ короткозамыкающего кольца. Эта система также не обеспечивает необходимую надежность работы машины в асинхронном режиме, поскольку ее конструкция не предусматривает надежного электрического контакта на стыках медных полос с роторным бандажом. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения потерь и нагрева ротора при работе в асинхронном режиме. Достигается это тем, что клинья в концевых частях пазов закреплены клиновидными металлическими распорками из :немагнитного материала, а длина ротора и длина магнитопровода статора находятся в соотношении р, (1 ,05т1,2)стя. , где р - длина ротора; j. - длина магнитопровода статора; На фиг. 1 показана электрическая машина переменного тока, продольный разрез; на фиг. 2 - ротор электрической машины, поперечный разрез. Электрическая машина содержит неявнополюсный ротор 1 с массйвным магнитопроводом, в пазах которого 1размещена )обмотка 2, закрепленная посредством сплошных токойёДУщих клиньев 3 трапеце йдеальногб сёчёния. Лаиболее предпочтительным яв:frftet ся сёчёййё кЯЯГьев С иаКлойом боковых граней 15-30 к вертикали. 8 концевых частях ротора клинья закреплены клиновидными распорками 4 из немагнитной стали, длиной до 20% длины ротора и толщиной до 5 м Распорки 4 забиваются под клинь b торцов ротора. При этом длина ро т ofJ taffl Sef 11да1 йУ статора 5 на 5-20% (больший процен .ув еличения длины - для машин меньшей мощности). Такая конструкция позволяет соз дать на роторе мощную и надежную демпферную систему, обеспечивающую успешную длит ельную работу машины в асинхронном режиме. ТакаЙ дёмпфирная система в данном случае сбздана йа основё токоведущих клиньев, замыкающихся в концевых частях через зубцы ротора, а специаль йЫёКброткйЗамыкающие кольца совер шенно отсутствуют, что значительно уТпрбгцаёт конст рукцйй и Нргядёсс изг товления ротора. Развитая боковая повёрхйбсть клийьев в сочетании с йадежйвй крёплёнйёМ их с помощью клиновидных распорок обеспечивает Шйймальное электрическое переходйое сопротивление на стыках зубецклин в ко.нцевых частях pGTOpa, что способствует уменьшению потерь и нагрева ротора в длительных асинхронных режимах. Пров йейные расчеты и последуюЖйЙ йрйв и а МЬДёлй пок а S али, чт;о если длина ротора равна длине статора и, как следствие этого, слой клин-зубец расположен в зрйе осйовйого магнитного потока машины, то токи демпферной системы, за мыкающиеся в концевой части ротора вытесняк)тся основным потоком к самому краю ротора, плотности этих токов и потери в концевых частях резко возрастгиот. В то же время, еслидлина ротора несколько превышает длину статора (в малых машинах до 20%, а в крупных на 5-10%), то в этом случае контактные поверхности почти полностью выносятся за пределы основного магнитного потока, в результате чего удается получить равномерное распределение и минимальные плотности токов в контактах клин-зубец, а следовательно минимальные потери в этой зоне и надежную работу в асинхронном режиме. Изобретение может быть применено в синхронных и асинхронных турбогенераторах и двигателях средней и большой мощности. Формула изобретения Электрическая машина переменного тока, содержащая неявнополюсный ротор с массивным магнитопроводом, имеющим пазы, в которых размещена закрепленная посредством сплошных токоведущих клиньев, обмотка, и статор с магнитопроводом, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения погерь и нагрева ротора при работе 6 асинхронном режиме, клинья в концевых частях пазов закреплены клиновидными металлическими распорками Из немагнитного материала, а длина ротора и длина магнитопровода статора находятся в соотношении р (1,05т1,2)ест где р - длина ротора; fi-y. - длина магнитопровода статора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 . Авторское свидетельство СССР 494819, кл. Н 02 К 1/06, 1972. 2. Технический справочник Турбогенераторы Государственное энергетическое издательство, 1933, с. 22-25.

г

Фиг

Похожие патенты SU675537A1

название год авторы номер документа
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
КЛИН НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2045804C1
КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2006138C1
Ротор неявнополюсной электрической машины 1977
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Разумов Олег Иванович
  • Карпман Давид Бенционович
  • Петренюк Владимир Михайлович
SU668042A1
Ротор электрической машины 1975
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Разумов Олег Иванович
  • Карпман Давид Бенционович
  • Шевченко Владимир Иванович
SU610246A1
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины 1972
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Шевченко Владимир Иванович
  • Спивак Борис Волькович
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Коновалов Борис Леонидович
SU443441A1
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2023340C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2007820C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253935C1
Электрическая машина с устройством для контроля температуры активной стали статора 1986
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Титко Алексей Иванович
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Бабяк Аркадий Антонович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
SU1417112A1

Иллюстрации к изобретению SU 675 537 A1

Реферат патента 1979 года Электрическая машина переменного тока

Формула изобретения SU 675 537 A1

SU 675 537 A1

Авторы

Лищенко Анатолий Иванович

Лесник Владимир Акимович

Даты

1979-07-25Публикация

1976-03-09Подача