1
Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к конструкции ротора неявнополюсной электрической машины, например турбогенератора.
Известен ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий массивный магнитопровод, в продольных пазах которого размеш,ена обмотка возбуждения, закрепленная пазовьши клиньями, контактирующими со стенками пазов в зоне заплечиков.
Пазовые клинья в такой конструкции выполнены составными по ширине и при установке их в пазы магнитопровода ротора обеспечивается распор половин каждого клина в тангенциальном направлении. Эта конструкция позволяет создать надежный электрический контакт между гранями половин клина, примыкающими к стенкам паза, и стенками паза, это уменьшает сопротивление протекающим в тонком поверхнocтнo 1 слое массивного магнитопровода вихревым токам, что является особенно важным при несимметричных режимах работы электрической машины 1.
Однако тангенциальные вихревые токи, протекающие главным образом в торцовой
зоне магнитопровода ротора, встречают на своем пути дополнительное контактное сопротивление в стыке между половинами клиньев. Это вызывает дополнительный нагрев элементов ротора в несимметричных режимах.
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий массивный магнитрпровод, в продольных пазах которого размещена обмотка возбуждения, закрепленная пазовыми клиньями, контактирующими со стенками пазов в зоне заплечиков 2.
В этой конструкции отсутствует дополнительное контактное сопротивление вихревым токам в тангенциальном направлении. В такой конструкции ротора электрический контакт клиньев и магнитопровода удален от поверхности ротора, в которой замыкаются естественные контуры ви.хревых токов при несимметричных режимах работы электрической мащины, что приводит к увеличению сопротивления вихревым токам, особенно в торцовой зоне магнитопровода, соответственно к увеличению дополнительного нагрева элементов ротора и снижению надежности.
Целью настоящего изобретения является повышение надежности электрической машины.
Указанная цель достигается тем, что пазовые клинья со стороны расточки ротора в его торцовых зонах выполнены плавно расширяющимися в направлении торцов магнитопровода.
Пазовые клипья со стороны расточки ро.тора могут быть выполнены плавно расширяющимися и в направлении стыков магнитопровода.
На фиг. 1 представлен предлагаемый ротор неявнополюсной электрической машины; на фиг. 2 - участок торцовой зоны ротора с пазовым кЛином; на фиг. 3 - сечение по А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - ротор неявнополюсной электрической машины с составным магнитопроводом.
Ротор неявнополюсной электрической машины содержит массивный магнитопровод 1, в продольных пазах 2 которого размещена обмотка возбуждения 3, закрепленная в пазах пазовыми -клиньям-и 4 в средней зоне магнитопровода и в средней зоне составных частей магнитопровода, а в торцовых зонах 5 и зоне :тыка 6 - пазовыми клиньями 7.
Стенки пазов 8 и пазовые клинья 7 со стороны расточки ротора в торцовых зонах и зоне стыка составных частей магнитопровода выполнены плавно расширяющимися в направлении торцов и стыка магнитопровода..
Благодаря плавно расширяющейся формеклиньев обеспечивается надежный электрический контакт между клиньями и массивным магнитопроводом в поверхностном слое 9 магнитопровода, в его торцовых зонах и зоне стыка, в результате уменьшается сопротивление вихревым токам в этих зонах и соответственно уменьшается нагрев элементов ротора при несимметричных режимах работы электрической машины.
Предлагаемая конструкция ротора неявнополюсной электрической машины повышает ее надежность.
Формула изобретения
1.Ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий массивный магнитопровод, в продольных пазах которого размещена обмотка возбуждения, закрепленная пазовыми клиньями, контактирующими со стенками пазов в зоне заплечиков, отличающийся тем, что, сцелью повышения надежности, пазовые клинья со стороны расточки ротора в его торцовых зонах выполнены плавно расширяющимися в направлении торцов магнитопровода.
2.Ротор по n.l, отличающийся тем, что пазовые клинья со стороны расточки ротора в зоне стыка составных частеймагнитопровода выполнены плавно расширяющимися в направлении стыков магнитонровода.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Брынский Е. А., Кашарский Э. Г. «Конструкции демпферных обмоток турбогенераторов, М., «Информстандартэлектро 1967, с. 20, рис. 15.
2.Глебов И. А., Данилевич Я. Б. «Научные проблемы турбогенераторостроения, Л., «Наука, 1974, с. 136, рис. 7-2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор неявнополюсной электрической машины | 1973 |
|
SU494819A1 |
Ротор электрической машины | 1975 |
|
SU610246A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2253935C1 |
Ротор синхронной неявнополюсной электрической машины | 1972 |
|
SU443441A1 |
Массивный ротор электрической машины | 1988 |
|
SU1667194A1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Ротор неявнополюсной электрической машины | 1981 |
|
SU993392A1 |
Массивный ротор синхронного или вентильного электродвигателя | 1989 |
|
SU1758775A1 |
КЛИН НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА | 1991 |
|
RU2045804C1 |
Неявнополюсный ротор синхронной электрической машины | 1986 |
|
SU1361677A1 |
// //
/
/
7/
6/
Авторы
Даты
1979-06-15—Публикация
1977-03-14—Подача