1
Изобретение относится к области машиностроения, в частности дизелестроения, а именно к устройствам для наддува двигателя внутреннего сгорания.
Известны двигатели внутреннего сгорания, содержащие по меньшей мере один цилиндр, снабженный смещенными по фазам открытия органами выпуска отработавших газов, подключенную к. ним выхлопную магистраль с трубопроводом высокого давления и трубопроводом низкого давления и трубокомпрессор наддува, снабженный по меньшей мере двумя ступенями турбины, из которых первая подключена, к трубопроводу высокого давления, а вторая и последующие - к трубопроводу низкого давления и к первой ступени турбины. Органы выпуска отработавших газов могут быть выполнены в виде смещенных по ходу поршня выпускных окон двухтактного двигателя 1,.либо в виде комбинации окон и клапана и соединенных с ним трубопроводов разного уровня давления 2.
В процессе работы двигателя газы высокого давления расширяются последовательно в двух ступенях турбины, а газы более низкого давления - в одной, что способствует повышению эффективности использования их энергии.
Однако при работе двигателя с малыми
значениями чисел оборотов разность давлений в трубопроводах невелика, что ограничивает мощность, т. е. эффективность разделения потока отработавших газов невелика. В то же время для этих режимов характерно понижение давления наддува, а в известных двигателях с разделенным выпуском мероприятия по повышению наддува не предусмотрены.
Целью изобретения является повышение мощности двигателя при пониженных значениях чисел оборотов.
Для.достижения поставленной цели трубопровод низкого давления выполнен с ответвлением, подключенным к первой ступени турбины, и снабжен органом поочередног/) перекрытия его сечения и сечения ответвления. Орган поочередного перекрытия может быть выполнен в виде золотника
и снабжен каналом для сообщения трубопровода низкого давления и ответвления с атмосферой.
На чертеже представлена принципиальная схема описываемого двигателя.
Цилиндр 1 двигателя внутреннего сгорания сообщен с турбокомпрессором 2 при помощи выхлопной магистрали с трубопроводом 3 высокого давления и трубопроводом 4 низкого давления. Органы выпуска
отработавших газов из цилиндра выполнены смещенными по фазам открытия в виде окна 5, открываемого норшнем, и кланана 6 с приводом через газораспределительный механизм (на чертеже не показан). Турбина турбокомпрессора выполнена многоступенчатой, а выхлопная магистраль состоит из нескольких трубопроводов. Первая ступень 7 турбины подключена к трубопроводу 3 высокого давления, а,вторая и остальные, показанные в виде трапеции 8, - к первой ступени и к трубопроводу 4 низкого давления. Нагнетатель 9 турбокомпрессора при помощи напорной магистрали 10 подключен к впускному клапану II цилиндра двигателя. В цилиндре перемещается поршень 12, соединенный при помощи кривощипно-щатунного механизма 13 с валом отбора мощности.
В трубопроводе 4 низкого давления установлен золотник 14, к которому подсоединено ответвление 15, подключенное к первой ступени 7 турбины.- Канал 16 предусмотрен в золотнике для сообщения трубопровода 4 низкого давления и ответвления 15 с амтосферой. Золотник выполняет функции поочередного перекрытия сечения трубопровода низкого давления и ответвления.
При работе двигателя на номинальном режиме в период процесса выпуска отработавшие газы через окна поступают в первую ступень 7, а через клапан 6 к золотнику 14, откуда по трубопроводу низкого давления отработавшие газы поступают во вторую ступень 8 турбины. Нагнетатель 9, приводимый во вращение турбиной, подает сжатый воздух по магистрали 10 через впускной клапан 11 в цилиндр 1. При снижении числа оборотов двигателя уменьшается количество отработавших газов, поступающих на турбокомпрессор. Это приводит к снижению мощности и КПД турбины, вследствие чего уменьшается цикловая работа и крутящий момент двигателя. Для увеличения давления наддува на этих режимах золотник 14 устанавливают в положение, при котором отработавшие газы из трубопровода 4 по ответвлению 15 поступают в первую ступень 7 турбины. Увеличение количества газов обеспечивает увеличение давления газов, поступающих в первую ступень турбины, вследствие чего возрастает MonuiocTi, и КПД первой ступени турбины (3) и, следовательно, увеличивается давление наддува, цикловая работа, крутя1ций момент и моп1,ность двигателя.
Формула изобретения
1.Двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один цилиндр,
5 снабженный смещенными по фазам органами выпуска отработавщих газов, подключенную к ним выхлопную магистраль с трубопроводом высокого давления и трубопроводом низкого давления, и турбокомпрессор, снабженный по меньшей мере двумя ступенями турбины, из которых первая подключена к трубопроводу высокого давления, а вторая и последующие - к трубопроводу низкого давления и к первой
5 ступени турбины, отличающийся тем, что, с целью повышения мощности двигателя при пониженных значениях чисел оборотов, трубопровод низкого давления выполнен с ответвлением, подключенным к первой ступени турбины, и снабжен органом поочередного перекрытия его сечения и сечения ответвления.
2.Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что орган поочередного перекрытия
5 выполнен в виде золотника и снабжен каналом для сообщения трубопровода низкого давления и ответвления с атмосферой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 0 1. Патент США № 2979887, кл. 60-13, опубл. 1961.
2. Маханько М. Г. Повышение термодинамической работоспособности газотурбинных систем двигателей внутреннего сгорания. Автореферат докторской диссертации, М., 1965, рис. 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU754097A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU883534A2 |
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ | 1992 |
|
RU2031220C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU866251A2 |
Двигатель внутреннего сгорания с наддувом | 1980 |
|
SU909246A1 |
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1090905A1 |
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1714172A1 |
Двигатель внутненнего сгорания | 1978 |
|
SU709825A1 |
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ | 1998 |
|
RU2136921C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1686202A1 |
Авторы
Даты
1979-07-30—Публикация
1977-11-09—Подача