Опорный подшипник скольжения Советский патент 1988 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU1392259A1

СП

со

11392259

I Изобретение относится к подпипнн-- ijcaw скольжения и может быть исполь овано в судостроении, энергетике, на транспорте и в машиностроении.с

Целью изобретения является новы- DiBHHe надежности, долговечности и снижение затрат.

На фиг. 1 изображен самоустанав- ливающййея опорный подшипник сколь- 10 |жения, общий вид; на фиг. 2 - раз- jpes Аг-А на фиг. 1.

I Подшипник содержит корпус 1, сма- jsoMHbie диски 2, нижний вкладыш 3, I крышки 4, каналы для прохода масла 15 ;5 - 7, верхний вкладыш 8, маслоуло- :вители 9, масляные карманы-холодиль- I НИКИ 10, полукольца с баббитом И, крышку корпуса 12, каналы-для прохо- да масла 13 и 14, кольцевой паз 15. 20 Вкладыши 8 и 3 выполнены идентичны- ми с плоскостью симметрии, совпадшо- щей с плоскостью разъема. Конструктивно подшипник выполнен разъемным, состоящим из двух частей: 25 корпуса и крышки. Между корпусом, крышкой и валом устанавливаются вкладыши, а с торцов корпуса и крыпг- ки навешонйшотся картеры, составляют- щие одно 7делое с корпусом. Корпус 30 с крышкой и вкладыши в месте соприкосновения имеют сферическую поверхность, необходимую для обеспечения работоспособности подшипника -в процессе установки или работы.

40

45

35

Подшипник работает следуюш м образом.

При вращении вала с насаженным на него смазочным диском 2 масло, находящееся картерах корпуса 1 подшипника, захватывается смазочным диском 2 и непрерывно подается в мас- лоулавливатель 9. Из маслоулавли- вателя масло поступает в кольцевой канал 7, образованный проточкой во вкладышах, закрываемой крышкой 4. Из канала 7 масло поступает по сверле ниям 6 и каналам 13 в полость масляных карманов-холодильников 10. Из масляных карманов-холодильников масло за счет сил вязкостного трения забирается врадающимся валом для непосредственной смазки опорных поверхностей и затем сливается с торцовых поверхностей вкладышей обратно 55 в картеры корпуса 1 подшипника.

В масляные карманы-холодильники 10 поступает масла больше, чем его

50

б

0

5 0 5 0

0

5

5

5

0

требуется для смазки под1Ш1Пника. Излишки масла, циpкyл гpyя в полостях масляных карманов-холодильников 10, повышают температуру масла на входе в клиновой зазор ПОДЕМПНИКВ. Для устранения этого вредного явления предусмотрены каналы 14, связаннь1е каналами 5 с кольцевым каналом 7. По этим трактам излишки масла сливаются обратно в картер подшипника 1. Каналы 14, 5 и канал 7 обладают большим гидравлическим сопротивлением, чем иирокая клинового зазора, через которую основной поток масла поступает на смазку подшипника. Поэтому по каналам 14 и 5 движение масла будет только в случае его излишек в полостях масляных карманов холодильников 10.

При работе подшипника износу и разрушению обычно подвергается баббитовая заливка нижнего вкладыша 3, а баббитовая заливка верхнего вкладыша мало нагружена и обесп€;чивает только необходимый тепловой зазор и гидродинамику образования масляного клина между вращаюш 1мся валом и нижним вклад1)шем 3. Б случае износа или разрушения баббита нижнего вкладыша подшипник останавливается, разбирается и вкладыш заменяется на новый (запасной). При этом зачастую требуется многократная шабровка рабочей поверхности баббита с последующей проверкой на краску. Вкладыш, особенно для крупных судовых подшипников, имеет большую массу и габариты, что усложняет процесс его установки и требует определенное место для хранения громоздких вкладышей„ Кроме того, необходимы затраты материалов и трудовых ресурсов на изготовление запасного вкладыша.

В предлагаемом устройстве при замене нижнего вкладыша с изношенной или разрушенной баббитовой заливкой верхний и нижний вклад|51ши меняются местами. При этом при разрушении шш растрескивании баббитовой заливки вкладыша она полностью счищается, а для обеспечения необходимого теплового зазора во внутренний паз 15 вставляется тонкое полукольцо И с баббитовой заливкой. Полукольцо 11 крепится к вкладышу,двумя винтами. При этом отпадает необходимость иметь запасной вкладыш и заниматься его

длительной при1 онко11 по м«сту усч янп ки. Полукольцо 1 1 можтто постоянно размещать в кольцевом пазе 15, при крепленном к верхнему вкладьину даже в исправном подишпнике, поэтому отпадает необходимость в выделеншг специального места для хранения полукольца.

Формула изобретения

1. Опорный подшипник скольжения, содержащий корпус с масляной ванной и крышкой, смазочный диск, маслоуловитель, а также верхний и нижний с антифрикционным слоем вкладыш с масляными карманами-холодильниками, выполненными в их центральной части

5

симме 1 рично разъему, отличаю- щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен полукольцом с антифрикционньгм слоем, установленным в верхней части выполненного во вкладышах кольцевого паза, а в торцовых поверхностях вкладьпией выполнены глухие отверстия, размещенные симметрично относительно разъема и соединенные каналами с масляными карманами-холодильниками и- масляной ванной.

2. Подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и снижения затрат, вкладыши выполнеш; идентичными с плоскостью симметрии, совпадающей с плоскостью разъема.

Похожие патенты SU1392259A1

название год авторы номер документа
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК ЛОКОМОТИВА 2003
  • Бородин А.В.
  • Тарута Д.В.
RU2252344C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЛОКОМОТИВОВ 2007
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Мельниченко Татьяна Николаевна
  • Горбаток Сергей Анатольевич
RU2386058C2
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Егоров Виталий Николаевич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Козлов Сергей Константинович
RU2361126C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Митин Виктор Никитич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Егоров Виталий Николаевич
RU2282067C1
УСТРОЙСТВО УПЛОТНЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ 2002
  • Лисянский А.С.
  • Егоров Н.П.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Шкляров М.И.
  • Рыбкин Н.С.
  • Адамчук А.А.
  • Примаченко С.Ф.
RU2242647C2
ВТУЛКА-ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ОПОРЫ ПРОКАТНОГО ВАЛКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2000
  • Кудрявцев С.Н.
  • Никитин А.С.
  • Кудрявцев М.С.
RU2217252C2
СПОСОБ СМАЗКИ ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2004
  • Альпин Александр Яковлевич
RU2292493C2
Ультразвуковой датчик для неразрушающего контроля заливки вкладышей подшипников скольжения 2023
  • Тарадай Дмитрий Вадимович
  • Попов Даниил Михайлович
  • Прохоров Илья Владимирович
  • Беляков Анатолий Васильевич
  • Горбачев Алексей Николаевич
RU2799382C1
Способ контроля работы подшипника 1985
  • Языков Анатолий Евгеньевич
  • Казанский Владислав Николаевич
  • Смолин Рэм Николаевич
  • Николаев Юрий Петрович
SU1278507A1
Подшипник скольжения 1969
  • Дрожилов К.Г.
  • Ефимов И.Е.
SU307683A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 392 259 A1

Реферат патента 1988 года Опорный подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в судостроении, энергетике, на транспорте и в машиностроении. Цель повышение надежности, долго- вечности и снижение затрат. Опорный подшипник скольжения содержит полукольцо с антифрикционным слоем, установленное в верхней части выполненного во вкладышах кольцевого паза. В торцовых поверхностях вкладышей выполнены глухие отверстия, размещенные симметрично относительно разъема и соединенные с масляными карманами- холодильниками и масляной ванной. Вкладыши выполнены идентичными с плоскостью симметрии, совпадающей с плоскостью разъема. При работе масло, не поступившее из карманов-хо лодиль- 1 НИКОВ в зазор между валом и подшипником, сливается в картер. 1 з.п. ф-лы, 2 ИЛ-.

Формула изобретения SU 1 392 259 A1

Фи.1

Фи.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1392259A1

Голубев Н.В
Проектирование энергетических установок морских судов
Л.: Судостроение, 1980, с
Канатное устройство для подъема и перемещения сыпучих и раздробленных тел 1923
  • Кизим Л.И.
SU155A1

SU 1 392 259 A1

Авторы

Глубоков Евгений Викторович

Гниппа Юрий Григорьевич

Поддиулин Дмитрий Митрофанович

Даты

1988-04-30Публикация

1986-07-23Подача